Законы в сфере культуры. Развитие культуры в современной России

Культура — это понятие, которое интерпретируется в разных областях человеческой жизнедеятельности. Оно определяет объективность и субъективность человека по:

  • Компетентности;
  • Характеру;
  • Навыкам;
  • Знаниям.

Для сохранения культуры Российской Федерации, был создан Федеральный закон №3612-1.

Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят 9 октября 1992 года. 26 июля 2017 года были внесены последние изменения.

Основные задачи ФЗ:

  • Защита и обеспечение конституционного права граждан РФ;
  • Обеспечение условий, которые способствуют созданию культурной деятельности на территории РФ;
  • Определение целей субъектов культурной деятельности;
  • Определение целей государственной политики и невмешательства Правительства в творческие процессы.

В соответствии с настоящим Федеральным законом каждый гражданин Российской Федерации может заниматься творчеством. Для правильного выбора сферы деятельности учитываются интересы и способности конкретного лица.

Изменения в законе о культуре

Руководители государственных учреждений культуры должны, в первую очередь, уделить внимание проекту закона «О культуре». Первые законодательные акты Федерального закона были отправлены на рассмотрение в Государственную Думу. Следует отметить, что Министерство культуры РФ возлагает на этот проект большие надежды. Тем не менее, основные законодательные положения базируются на тех же идеях, задачах и принципах, которые представлены в «Основах государственной культурной политики».

В проекте ярко выражены взаимоотношения между обществом, культурой и главными объединениями граждан в творческой области. Теперь каждый гражданин Российской Федерации сможет воспользоваться культурными благами, такими как:

  • литература;
  • искусство;
  • религия и прочее.

В проекте закона предлагается больше не использовать денежные средства по остаточному принципу, а разработать специальные нормы, которые будут представлять отдельный резервный фонд, направленный на культурную деятельность. При расчете должна учитываться заработная плата сотрудников, которые активно пропагандируют культурную деятельность в Российской Федерации. При этом уровень оплаты труда должен быть не ниже среднего по региону.

Планируется, что подобный метод финансирования будет более гибким, а расходы на различные направления культурной деятельности станут более эффективными.

Культурное сотрудничество с зарубежными соотечественниками

Правительство поддерживает связь с зарубежными соотечественниками и их потомками. Специально для них организовываются культурные центры, в которых проводятся разнообразные творческие мероприятия. Кроме того, государство заботится о творческих личностях. Оно создает все условия для того, чтобы подобные граждане вернулись на Родину.

С учетом Федерального закона 3612-I культурные мероприятия организовываются не только с благотворительной, но и с коммерческой целью. Стоимость билетов устанавливается организаторами, однако есть категории граждан, для которых предусмотрены льготы.

В дополнение ознакомьтесь с текстом .

Льготы могут получить :

  • Дети дошкольного возраста;
  • Студенты;
  • Инвалиды;
  • Военнослужащие.

Если культурное мероприятие проводится на федеральном уровне, стоимость билетов и прочие организационные расходы устанавливаются Правительством РФ. Если культурное мероприятие организовывается органами местного самоуправления, контроль за правильным его проведением устанавливается органами государственной власти.

Скачать

Развитие культурной деятельности во внешнеэкономической среде не стоит на месте. Сегодня популярна торговля:

  • произведениями искусства;
  • изобразительной продукцией;
  • предметами антиквариата.

При реализации подобного товара учитывается порядок торговли, предусмотренный Федеральным законом 3612-I.

Прибыль от проданных товаров разделяется между авторами, посредниками и исполнителями согласно договору, подписанному при оформлении сделки. Какой процент получит каждый из них определяется индивидуально.

Для организации культурного мероприятия граждане могут использовать кредиты в национальной или иностранной валюте, хранящейся в отечественных и зарубежных банках.

Культурные ценности, которые хранятся в муниципальных и государственных музеях (архивы, картинные галереи, библиотеки) не могут быть переданы банковским организациям в качестве залога для получения кредита.

Жители Российской Федерации могут вывозить за границу предметы своей творческой деятельности с целью :

  • Проведения выставки в различных городах;
  • Других форм публичного представления собственной деятельности;
  • Продажи.

Сделки по культурным ценностям должны осуществляться в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом 3612-I.

Культурные ценности народов Российской Федерации, которые числятся в муниципальных и государственных музеях, не подлежат приватизации. Приватизировать можно другие объекты в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Однако для этого необходимо соблюдать некоторые условия :

  • Работать в области культурной деятельности для сохранения и реставрации ценностей народов;
  • Сохранить предоставление профильных услуг;
  • Организовать демонстрацию приватизированных культурных ценностей льготным категориям населения;
  • Обеспечить третьих лиц рабочими местами и другими социальными гарантиями.

Некоторые организации, работающие в культурной области, могут обеспечить социальной поддержкой определенные категории граждан. Такими организациями являются:

  • Ассоциации;
  • Общественные организации;
  • Творческие союзы.

Согласно закону о культуре творческий дчеловек имеет право на пенсию. Пенсионная выплата начисляется в порядке, предусмотренном законом РФ «О пенсионном обеспечении». Другие творческие работники, которые обладают единственным доходом в виде авторского вознаграждения, имеют право на страховую пенсию. Но только в том случае, если подобные граждане уплачивают страховые взносы в ПФ РФ.

Хотите ознакомиться с законодательными положениями ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»? Скачайте закон по .

Еще вы можете скачать текст .

культура искусство государственный управление

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44) .

Проводимые в российском обществе преобразования не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций, отмеченных в Федеральной целевой программе "Культура России (2001 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 955:

1. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Соответственно появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных условиях.

2. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. В результате стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.

Культура в настоящее время, как и много лет назад, является одним из важнейших участков деятельности Российского государства, неразрывно связанным с экономической и социально - политической жизнью общества. С правовой точки зрения в целом законодательная основа для развития культурной сферы в нашей стране уже сформирована.

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года , в том числе: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие жанры и виды искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

С точки зрения формирования межгосударственной позиции по вопросам регулирования культурной сферы наиболее важны следующие международные правовые акты:

Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 года), Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (Стамбул, 6 марта 1993 года), Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (Страсбург, 2 октября 1992 года), Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 года), Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (Гренада, 3 октября 1985 года), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года), Европейская конвенция об охране археологического наследия (Лондон, 6 мая 1969 года), а также многие другие международные акты, направленные в большинстве своем на охрану различных культурных ценностей, формирование единого культурного пространства (мирового или европейского) в той или иной сфере культурной деятельности .

Внутреннее законодательство Российской Федерации в сфере культуры подразделяется на федеральное законодательство (в свою очередь делящееся на законодательные акты и подзаконные нормативные акты) и законодательство субъектов Российской Федерации, также имеющее деление на законодательные и подзаконные нормативные акты. Кроме того, в структуру внутреннего законодательства страны включаются нормативные акты, принятые на уровне местного самоуправления.

Законодательством о культуре установлено четыре уровня компетенции в указанной сфере:

Первый уровень - компетенция федеральных органов государственной власти и управления в области культуры, предусмотренная п. "е" ст. 71 Конституции РФ и ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, включая обеспечение прав и свобод человека в сфере культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития и др.

Второй уровень - совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии со ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. В совместную компетенцию включаются: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; обеспечение сохранности культурного достояния народов РФ, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации; осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально - технического обеспечения; охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования в области культуры; утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры; создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей РФ; проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры; финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов Российской Федерации.

Третьим уровнем является компетенция органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере (ст. 39 Основ законодательства о культуре).

Законодательство субъектов Российской Федерации в области культуры регулирует обширный круг вопросов.

Четвертый уровень - компетенция, согласно ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, органов местного самоуправления в указанной области.

Рассмотрим некоторые из названных уровней.

1. Формирование структуры законодательства о культуре в нашей стране в том виде, в каком оно систематизировано в настоящее время, берет свое начало с 1992 г., когда был принят Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Этот нормативный правовой акт признал основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, населяющих территорию Российской Федерации. Основными его задачами были признаны обеспечение и защита конституционных прав граждан на культурную деятельность, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации, определение принципов и правовых норм субъектов культурной деятельности, а также определение принципов государственной политики в области культуры, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Кроме того, в Основах были закреплены основные понятия и категории, используемые в законодательстве по вопросам культуры, в частности такие, как "культурная деятельность", "культурные ценности", под которыми понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Таким образом, если ранее главным для отнесения ценностей к категории "культурных ценностей" являлось наличие такого элемента, как акт творчества, то в соответствии с указанным определением данное понимание "культурных ценностей" представляется несколько зауженным.

Действительно, достаточно сложно найти элемент творчества в нравственных и эстетических идеалах или нормах и образцах поведения, в понятиях "культурные блага", "творческий работник", "культурное достояние народов Российской Федерации".

Но главное - было дано понятие государственной культурной политики (политики государства в области культурного развития) как совокупности принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

В то же время нельзя четко определить место Основ законодательства Российской Федерации о культуре в иерархической системе нормативных правовых актов. Во второй статье Основ говорится, из каких нормативных правовых актов состоит законодательство Российской Федерации о культуре, однако лишь по отношению к законодательным актам субъектов Российской Федерации установлено правило, что в случае возникновения разногласий между законодательными актами субъектов Российской Федерации и указанными Основами действуют нормы Основ. Сложнее разрешаются проблемы в случае возникновения противоречий между федеральными законами, регулирующими различные вопросы сферы культуры, и Основами законодательства Российской Федерации о культуре - в связи с тем, что Основы приняты до утверждения всенародным голосованием Конституции Российской Федерации 1993 г., а подавляющее большинство законодательных актов, регулирующих отдельные вопросы в культурной сфере, увидели свет уже после 1993 года и, соответственно, изначально не противоречили Конституции Российской Федерации. Кроме того, по общему правилу, если в законе не указано иное, то в случае противоречия одного законодательного акта другому предпочтение при решении вопроса отдается более позднему и специальному законодательному акту. Поэтому Министерство культуры Российской Федерации совместно с Комитетом по культуре Государственной Думы Российской Федерации и соответствующим комитетом Совета Федерации ведут активную работу по решению этой проблемы.

Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах, таких как:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в части вопросов изъятия бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе некоммерческих, общих принципов гражданского оборота недвижимого имущества, а также вопросов интеллектуальной собственности;

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: в части административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон их охраны и т.д.;

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: по вопросу ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушения авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей; Земельный кодекс РФ: в части определения и порядка установления земель историко-культурного назначения;

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: по вопросу сохранения исторических населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды;

5. Федеральный закон "О некоммерческих организациях": по вопросам правового статуса организаций культуры;

6. Федеральный закон "О благотворительной деятельности";

7. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности": по вопросу лицензирования работ по проектированию и производству работ по реставрации памятников истории и культуры, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм;

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации: в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки долгосрочных федеральных целевых программ;

9. Налоговый кодекс Российской Федерации: в части налоговых льгот для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ; Таможенный кодекс Российской Федерации: в части льгот на ввозимое оборудование для нужд музеев и предметов искусства.

Кроме того, действует большое количество подзаконных актов, в том числе:

Постановление Правительства РФ "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Культура России" (2001 - 2005 годы)";

Постановление Правительства РФ "Вопросы Государственного академического Большого театра России";

Постановление Правительства РФ "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ "О порядке бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет" и др.

Огромное количество нормативных правовых актов издано федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление и регулирование в сфере культуры.

Таким образом, помимо базового закона - Основ законодательства Российской Федерации о культуре - практически по всем направлениям культурной жизни в стране приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие особенности государственного воздействия в той или иной области.

В федеральных нормативных правовых актах о культуре существует множество противоречивых положений. Выделим следующие проблемные моменты:

В самих Основах присутствуют нормы, которые противоречат друг другу. Например, ст. 37 и 38, комментирующие, соответственно, компетенцию федеральных органов государственной власти и совместную компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повторяют одно и то же положение, касающееся прав и свобод человека в области культуры;

В законодательных и подзаконных актах, изданных в развитие Основ законодательства Российской Федерации о культуре, как правило, не находят отражения льготы в той или иной области (например, по вопросу льготных условий доступа творческих работников к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры). Эта норма присутствует только в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, остальные нормативные правовые акты вообще умалчивают о такой льготе, не говоря уже об определении механизма ее реализации;

Постановление Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" предусматривает значительный блок льгот для театров. Однако льготы по налогам должны предусматриваться законодательными, а не подзаконными актами;

В сфере культуры действует огромное количество актов, регулирующих большинство направлений культурной деятельности. А вот по вопросам концертной деятельности нет специализированного нормативного акта, несмотря на то что эта сфера крайне специфична, и в процессе деятельности концертных организаций возникает множество проблем, в частности связанных с механизмом государственной поддержки концертных организаций;

В противовес мировой практике из перечня лицензируемых видов деятельности в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" были исключены архитектурная и музейная деятельность, а также оборот антиквариата.

Таким образом, с учетом изменяющейся социально - экономической и психологической атмосферы назрела необходимость внесения соответствующих изменений в действующие правовые нормы, а также принятия новых нормативных правовых актов, отражающих складывающиеся общественные отношения в сфере культуры.

В соответствии с п. "г" и "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности и общие вопросы культуры относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Кроме того, по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации заключаются соответствующие договоры. Разрешение вопросов по разграничению собственности также осуществляется на основании соглашений (договоров) о разграничении собственности между Российской Федерацией и соответствующим субъектом Российской Федерации. Однако несмотря на наличие указанных положений по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, зачастую возникают многочисленные коллизии, так как отсутствуют заключенные соглашения о разграничении собственности между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, особенно по вопросам памятников истории и культуры.

Совокупность законодательных актов, разработанных и принятых субъектами Российской Федерации, включает более 200 законов. Поэтому мы рассматриваем только те, которые регулируют наиболее общие, основные отношения в области организации культурной деятельности.

В субъектах Российской Федерации законодательное регулирование вопросов культуры пошло двумя различными путями.

В республиках приняты законы, основные положения которых практически полностью совпадают с основными положениями федеральных законодательных актов. При этом нередко происходила подмена действия федерального закона на территории республик действием республиканского.

В других субъектах Российской Федерации (областях, краях, автономных образованиях) законодатели стремились закрепить в большинстве своем нормы, конкретизирующие нормы федерального законодательства, а также принять нормы в развитие федерального законодательства.

Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации вообще не принято на данный момент никаких законов в развитие федерального законодательства. Все регулирование в области культуры здесь осуществляется путем издания главами субъектов и различными органами исполнительной власти подзаконных нормативных актов. Это касается Хабаровского края, Новгородской, Новосибирской, Пензенской, Саратовской, Самарской областей и других регионов.

Первое направление представлено законами субъектов Российской Федерации, в которых дублируются тексты Основ законодательства Российской Федерации о культуре и иных федеральных законов в сфере культуры вплоть до нумерации статей и пунктов в статьях. Законотворчество на уровне субъекта Российской Федерации проявляется лишь в незначительных дополнениях и изменениях исходного документа - текста Основ законодательства Российской Федерации о культуре - и иных федеральных законов в этой сфере.

Наиболее показательными с этой точки зрения являются, в частности, Закон Республики Бурятия "О культуре" от 1 февраля 1996 года N 246-1, Закон Республики Башкортостан "О культуре" от 13 июля 1993 года N ВС-18/19 (в редакции Законов от 28 января 1998 года N 133-з, от 23 июня 2000 года N 78-з), Закон Республики Адыгея "О культуре" от 15 июля 1998 года N 87.

Отметим, что даже незначительные дополнения и изменения исходного текста федерального закона, осуществленные субъектом Российской Федерации и легализованные им в тексте соответствующего закона, демонстрируют общие подходы, господствующие на уровне данного субъекта, и взаимоотношения между центром и территорией. Так, в ст. 7 Основ законодательства РФ о культуре, Законах "О культуре" республик Башкортостан и Адыгея речь идет об обязательности культурных аспектов в государственных или республиканских программах развития. В то же время в Законе "О культуре" Республики Бурятия в указанной статье речь идет лишь о статусе культуры в государственных и иных программах развития Республики.

И подобные примеры можно продолжить. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре и разделе втором Закона Республики Башкортостан "О культуре" говорится о правах и свободах человека в области культуры. Однако Закон "О культуре" Республики Адыгея вообще не содержит таких норм. А в Законе Бурятии этот раздел среди прав и свобод народов и иных этнических общностей в области культуры называет право на культурно - национальную автономию, право на открытие культурно - национальных организаций соотечественников за пределами Республики и культурно - национальных организаций иных государств в Республике. А ведь известно, что Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения России в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями.

В Законах "О культуре" республик Бурятия и Башкортостан содержится понятие суверенитета в области культуры, хотя согласно Конституции РФ и разъяснениям Конституционного Суда РФ суверенитет является признаком государства, а не национально - территориальных и административно - территориальных образований.

В соответствии со ст. 12 Закона "О культуре" Республики Башкортостан каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются республиканским законодательством. Однако эти нормы должны устанавливаться федеральным законодательством. Таким образом, республиканский законодатель вторгся в компетенцию федерального законодателя, явочным порядком присвоив себе право установления ограничений доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что, казалось бы, незначительные изменения и дополнения в законах субъекта Российской Федерации приводят к тому, что часть норм регионального законодательства вступает в противоречие с федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации, установившей, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 76). Конституцией РФ и законами субъектов РФ установлено, что в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ по предметам совместного ведения действует федеральный закон.

Таким образом, несмотря на сложившуюся на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации систему законодательных и подзаконных нормативных актов по вопросам культурной деятельности, в системе указанных актов существуют пробелы и противоречия и на федеральном, и на региональном уровнях, которые требуют устранения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Итак, после того, как нами были рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций культуры и искусства, мы считаем необходимым изучить вопросы управления сферой культуры. Этому посвящен следующий раздел данной работы.

Сфера культуры в России: от политики выживания к стратегии опережающего развития Прошло без малого двадцать лет с момента образования Российской Федерации как суверенного государства. Особенно остро его последствия сказались на развитии социально значимых отраслей: образовании здравоохранении культуры. Не взирая на общепринятую риторику о важности культуры и искусства реальная действительность демонстрирует совершенно противоположные тенденции. Во-первых речь идет об узком понимании культуры.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Музычук В.Ю.

Институт экономики РАН

г. Москва

Сфера культуры в России:

от политики выживания к стратегии опережающего развития

Прошло без малого двадцать лет с момента образования Российской Федерации как суверенного государства. Период становления ознаменовался тяжелым социально-экономическим кризисом, охватившим все сферы общественного жизнеустройства. Особенно остро его последствия сказались на развитии социально значимых отраслей: образовании, здравоохранении, культуры.

С распадом СССР Российская Федерация сразу же сдала свои позиции в рейтинге по уровню развития человеческого потенциала (с 33-го места в 1990/1991 гг. (СССР) на 52-е в 1992 г.). В Докладе о развитии человека 2007/2008 России было присвоено 67 место. Несмотря на экономические достижения 2000-х годов, России до сих пор не удалось существенно улучшить качественные характеристики общественного жизнеустройства.

Стратегической целью принятой в конце 2008 г. Концепции долгосрочного развития Российской Федерации (Концепции-2020) является переход на инновационный, социально ориентированный путь развития. Одним из шести основных направлений предпринимаемых преобразований признается развитие человеческого потенциала. При этом основополагающее значение придается развитию науки и образования, отводя культуре исключительно роль обеспечения досуга. Не взирая на общепринятую риторику о важности культуры и искусства, реальная действительность демонстрирует совершенно противоположные тенденции.

Во-первых, речь идет об узком понимании культуры. Культура ассоциируется, как максимум, с системой культурно-досуговых учреждений, как минимум, - с деятельностью представителей творческих профессий. Культура как движущая сила общественной и личностной саморегуляции, как духовный и материальный прогресс человечества во имя качественного совершенствования всех сфер общественного жизнеустройства, к сожалению, не принимается в расчет. Узкоотраслевой взгляд на культуру препятствует ее проникновению в ткань управления обществом.

Во-вторых, низкий правовой и общественный статус культуры порождает невостребованность потенциала культуры в системе государственного устройства. Об этом свидетельствуют ряд обстоятельств: культура не вошла в перечень приоритетных национальных проектов; статья 7 Закона РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», гарантирующая обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, на практике не работает; упоминание о культуре в ежегодных Обращениях Президента РФ к Федеральному Собранию РФ впервые появилось в тексте Послания только в 2007 году; Концепция-2020 служит ярким доказательством того, что культура не входит в зону ответственности государства; в Программе антикризисных мер Правительства РФ отсутствует как таковой раздел антикризисных мероприятий в сфере культуры; в рамках антикризисных мероприятий по сокращению дефицита государственного бюджета в первую очередь подверглись секвестированию расходы на культуру и искусство. Более того, в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) услуги учреждений культуры оказались в разделе «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», в то время как услуги образования и здравоохранения имеют свои отдельные разделы. В результате, с 2005 г. в Российском статистическом ежегоднике не приводятся данные по средней численности работников культуры и искусства, их среднемесячной заработной плате, а также другие социально-экономические показатели развития отрасли, так как они «размываются» в общей массе «прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».

В-третьих, сфера культуры по-прежнему воспринимается как отрасль, функционирование которой обременительно, убыточно для государственного бюджета, поэтому финансово-экономические ведомства предпринимают настойчивые попытки оценить культуру исключительно с точки зрения экономической эффективности и «ввести ее в современные рыночные отношения». Несмотря на увеличение объемов финансирования культуры в последние годы, по величине расходов на культуру в расчете на душу населения в сопоставимых ценах, уровень 1991 г. был преодолен только в 2004 г., а тяжелое наследие прошлого в лице пресловутого остаточного принципа так и не кануло в лету… Проводимые с начала 2000-х годов административная, бюджетная реформы и реформа местного самоуправления только усугубили и без того сложное положение сферы культуры. Предпринятые преобразования проходили на фоне (а во многих случаях и активно способствовали) существенного сокращения сети культурно-досуговых учреждений. В первую очередь, это касается библиотек и культурно-досуговых учреждений, единственных очагов культуры на селе. Шаговая доступность в программных документах финансово-экономических ведомств сменилась транспортной (в условиях российского бездорожья!). На фоне увеличения числа театров и музеев, наметилась устойчивая тенденция к сокращению их посещаемости.

В результате, общественность находится в неведении относительно целей и результатов культурной политики, а также распределения и использования средств. Отсутствие системы мониторинга условий и тенденций культурной жизни свидетельствует о пренебрежении общественным мнением как культурным и политическим механизмом. Несмотря на существующие премии, гранты деятелям культуры, крупнейшие представители творческих профессий не обладают достаточной силой для активного регулирования культурной жизни в стране.

Приобщение к культурным ценностям сводится исключительно к посещению объектов культуры. Но для того чтобы культурные ценности были востребованы, необходимо из поколения в поколение прививать «вкус» к культуре, чтобы она становилась насущной необходимостью в жизни каждого человека. Результаты же социологических опросов Левада-центра свидетельствуют о кардинальных изменениях ценностных ориентиров россиян. В 2007 г. классическая музыка не интересовала 59% опрошенных, 54% признались, что не интересуются поэзией и художественной литературой, 58% - театром, 44% никогда или очень редко читают книги, 37% - читают иногда, от случая к случаю, а из читающей публики каждый четвертый опрошенный отдает предпочтение «женскому» детективу 1 . По опросу ВЦИОМ, 22% россиян никогда не были в театре и только 2% опрошенных посещают театр несколько раз в год. Свое свободное время 60% россиян предпочитают проводить дома за просмотром телевизора или, слушая радио, только 8% ходят в кинотеатры, а 6% - в театры 2 . По данным Левада-Центра, 50% россиян высказались о своей неудовлетворенности возможностями культурного отдыха в месте своего проживания, 18% признались в том, что культурный отдых их не интересует из-за нехватки денег и времени, а также отсутствия желания. 32% опрошенных констатировали, что возможности проведения культурного отдыха в месте их проживания за последние 5-7 лет вовсе не изменились, 10% - отметили некоторое ухудшение, 12% - заявили о существенном ухудшении, а 8% сказали, что такой возможности у них никогда и не было 3 .

Все сказанное свидетельствует о реальном ухудшении доступности культуры для широких слоев населения, что сказывается снижением культурного уровня и глубоким духовным неблагополучием современного российского общества. По сути, на протяжении без малого двадцати лет со времен обретения Россией своей суверенности отечественная культура выживала, как могла. Речь же должна идти о необходимости опережающего развития культуры, о культурном императиве социально-экономического развития, что требует актуализации культурного просвещения , придания ему массового характера, причем не только в рамках популяризации культурного наследия, а, в первую очередь, с целью предотвращения дегуманизации общества, нивелирования духовного начала в жизни людей.

Наступивший мировой финансовый кризис активно способствовал появлению очередного (цикличного по своей сути) всплеска внимания к методам прогнозирования и моделирования социально-экономических процессов, применению волнового подхода к развитию экономики. Цикличность социально-экономического развития приобретает принципиально иное значение применительно к сфере культуры в силу особой специфики культурной деятельности, так как поступательное развитие культуры обусловлено непрерывностью и синхронностью протекания двух равнозначимых процессов:

  • сохранения преемственности развития культуры, передачи накопленных культурных достижений будущим поколениям;
  • эволюционного развития культуры, появления новых форм ее проявления, необходимых для качественного прорыва, обновления всех сфер общественного бытия.

Речь идет, с одной стороны, о поддержании культуры на определенном уровне, недопустимости снижения ее качественных и количественных характеристик, сохранении культурного потенциала общества в целом, с другой стороны, - об инновационном развитии культуры, закладке мегатрендов дальнейшего развития человека и общества. Если сохранение культурных достижений общества должно осуществляться на постоянной основе вне зависимости от фазы экономического цикла, то привнесение новых форм проявления культуры испытывает на себе более ощутимое воздействие со стороны процессов цикличности, так как на нисходящей волне социально-экономического цикла они, как правило, находятся в латентном, скрытом состоянии и приобретают возможности своего реального очертания только с наступлением восходящего тренда.

Поддержание культуры на постоянной основе вне зависимости от фазы социально-экономического цикла обусловлено протеканием демографических процессов, необходимостью сохранения материального и духовного культурного наследия и снижения социальных рисков. Эволюция человечества заключается в непрерывном воспроизводстве человека, так как нарождающееся поколение за поколением нуждается в воспитании, образовании, просвещении ничуть не меньше своих предшественников. Поэтому речь идет не только о сохранении культурных достижений для будущих поколений, но и о необходимости их приобщения к культурным ценностям сегодня и сейчас. Просвещение детского и подрастающего поколения сегодня – это снижение социальных рисков и нивелирование антагонистического потенциала в будущем за счет знакомства с мировой культурой, включенности в единое социокультурное пространство. Именно поэтому поддержание культуры должно стать защищенной статьей бюджета вне зависимости от фазы социально-экономического цикла, и в особенности на его нисходящей волне.

Стадия кризиса является самой сложной для развития экономики в целом, но для культуры она особенно опасна, так как «латание дыр», как показывает практика, происходит за счет сокращения социальных расходов, в том числе на культуру и искусство. Пример России начала 90-х гг. прошлого века, а также начавшийся мировой финансовый кризис служит тому ярким подтверждением. Между тем, обращает на себя внимание опыт США: анализ динамики экономического развития, включая социальный сектор (образование и здравоохранение) демонстрирует, что ни при каких кризисных проявлениях вложения в здоровье и образование не снижались за последние чуть менее четырех десятков лет, начиная с 70-х гг. прошлого века!

Если на восходящей волне экономического цикла государство в поддержке культуры может ограничиться предоставлением социально значимого минимума, восполняя большую часть финансовых вложений за счет альтернативных источников поддержки, то в условиях кризиса последние практически не дееспособны. Государство остается один на один с решением проблем культуры, так как здесь социальная значимость культуры превалирует над индивидуальными предпочтениями спонсоров и меценатов. Необходимость государственной поддержки культуры в условиях кризиса приобретает высокое общественное звучание, так как напрямую затрагивает проблемы национальной безопасности и существования самого государства. На этой стадии ощущается насущная необходимость в патерналистком подходе со стороны государства преимущественно в форме прямого бюджетного финансирования.

Однако не следует недооценивать кризис, так как практика показывает, что пик творческой активности приходится именно на этот период с тем, чтобы при всплеске деловой активности реализовать на практике накопленные творческие достижения. Поэтому антикризисная государственная поддержка культурной деятельности необходима не только для нивелирования последствий накопленных ранее социальных рисков и предотвращения появления новых, но и поддержания творческой активности.

Современная российская действительность такова, что без активной государственной поддержки отечественной культуре с учетом накопленных ранее социальных рисков может быть нанесен невосполнимый урон. Необходимо кардинальным образом менять проводимую ныне политику выживания на стратегию опережающего развития культуры, что невозможно без реального осознания того, что: а). Культура является движущей силой общественной и личностной саморегуляции; б). Культура закладывает мегатренды дальнейшего развития общества; в). Культура – не развлечение.

Стратегия опережающего развития культуры опирается на ряд положений:

  1. Культура должна быть введена в ранг национальных приоритетов (не ограничиваясь форматом нацпроекта).
  2. Развитие культуры требует социокультурной трансформации всех сфер общественного жизнеустройства, а не только проведения организационно-экономических мероприятий в рамках одной отдельно взятой отрасли.
  3. Расходы на культуру являются инвестициями в человеческий потенциал, вложениями в будущее страны.
  4. Развитие культуры как проблематика высокого общественного звучания, а также в силу особой специфики культурной деятельности требует активной государственной поддержки.

1 Общественное мнение – 2007. М.: Левада-Центр, 2007. С. 180-195.

2 Россиянам недосуг. // Труд. 04.06.2008.

3 Общественное мнение – 2007. М.: Левада-Центр, 2007. С. 185.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

774. Разработка стратегии выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» 67 KB
Анализ - деятельности предприятия. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности так называемой его философии которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником...
13967. Современные тенденции развития народной художественной культуры в России 40.33 KB
Современные тенденции развития народной художественной культуры в России. Промежуточные формы культуры. Актуальность данного исследования состоит в том что вторая или как вариант вторичная жизнь традиции социальное проигрывание разных вариантов включения ее в современный культурный мир и живой обиход повышают роль исторической народной культуры прежде всего художественной в новых обстоятельствах когда общество и человек сталкиваются с неизбежной перспективой многовариантности во всех планах: собственно культурном социальном...
16647. К вопросу о стратегии развития России в условиях мирового финансового кризиса 13.12 KB
В настоящее время со всей остротой снова встал вопрос о направлении стратегического развития России. Определение главной стратегической задачи развития России невозможно без учёта особенностей мирового финансового кризиса поскольку Россия оказалась втянутой в мировую капиталистическую систему в которой действуют глубинные законы приобретающие всеобщий характер. в России больше чем в других крупных странах произошло снижение основных экономических...
16729. Выбор стратегии социально-экономического развития России и механизм ее реализации 13.02 KB
Утверждение что циклы и кризисы являются неизбежным условием развития привело к тому что сегодня на самом высоком государственном уровне будущее видится только через проблему цикличности развития экономики например через ситуацию что с учетом цикличности через 7-10-12-15 лет созреет новая кризисная волна. Вместе с тем канцлер Германии Ангела Меркель на саммите Группы восьми G20 и в Питтсбурге призвала мировых лидеров положить конец цикличности чтобы предотвратить повторение мирового кризиса. В интервью газете The Wll Street Journl...
13094. Теоретико-методологические аспекты развития образования опережающего типа 26.88 KB
Развитие преобразующей направленности мышления как цели и результата образования опережающего типа. Информатизация информационные технологии информационная среда обучения как условия развития опережающего образования. Особенности и перспективы развития Интернетобразования.
11033. Разработка стратегии предпринимательской и кадровой политики 168.21 KB
Перечень вопросов, разрабатываемых студентом: Вопросы касающиеся проблем участия Казахстана в Мировой экономике, разработка стратегий предпринимательской и кадровой политики, мероприятия проводимые государством для того что бы приблизить казахстанскую экономику к готовности принят стратегические разработки кадровой и
16773. Особенности стратегии развития муниципального образования на основе концепции устойчивого развития 14.49 KB
В современных условиях муниципальным органам власти приходится одновременно решать множество разноуровневых и разнонаправленных задач в условиях жесткого лимита времени дефицита ресурсов а также динамично меняющейся как внешней так и внутренней среды. Новая технология муниципального управления состоит в стратегическом планировании муниципального развития. 189-197] В основе стратегии лежит та или иная концепция развития которая...
21738. Оценка кадровой политики в Министерстве культуры Республики Коми 30.81 KB
Общие сведения краткая историческая справка о Министерстве культуры Республики Коми. Анализ численности персонала его структуры динамики использования рабочего времени в Министерстве культуры Республики Коми. Система управления персоналом в Министерстве культуры Республики Коми. Система найма и отбора персонала в Министерстве культуры Республики Коми.
5785. Региональное развитие государственной политики в области физической культуры и спорта 65.31 KB
Отличительные черты государственной политики в области физической культуры и спорта. Современное состояние государственной политики РФ в области физической культуры и спорта. Региональное развитие государственной политики в области физической культуры и спорта. Система физической культуры и спорта в Саратовской области. Концепция развития физической культуры и спорта в Саратовской области.
11379. БЮДЖЕТНОЕ И ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 319 KB
Цель работы изучить бюджетное и внебюджетное финансирование бюджетного учреждения провести анализ работы выявить при этом имеющиеся проблемы и разработать предложения по его совершенствованию. Понятие бюджетного учреждения. Анализ бюджетного и внебюджетного финансирования расходов на примере...

Просмотры: 15 200

Бррр вообще вопрос.

Понятие законодательства в сфере культуры

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из Основ законодательства Российской Федерации о культуре, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.

В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.

Основные понятия «Основ законодательства Российской Федерации о культуре»

Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов — исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Культурные аспекты программ развития — перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Значение законодательства в сфере культуры

Государственная культурная политика есть осуществление согласования интересов художника, публики, общества и государства. Основой такого согласования, гарантирующей закрепление прав и обязанностей сторон, являются законодательные акты в сфере культуры и искусства: законы, указы, постановления и другие документы, имеющие силу закона.

Указ Президента от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» является документом, ознаменовавшим собой начало нового исторического этапа во внутренней политике нашего государства, когда культура возводится в ранг ее приоритетов. Культура признается основой экономического процветания и государственного суверенитета, а государственная культурная политика входит как неотъемлемая часть в стратегию национальной безопасности.

Такая постановка вопроса возвращает культурную политику нашего государства в ее традиционное русло и указывает на совершающийся исторический поворот в оценке культуры, в самой ее трактовке в контексте государственного строительства, особенно в сравнении с предыдущим периодом - от развала СССР в 1991 г. до принятия настоящего закона в 2014 г.

Период становления постсоветского государства был тяжелым для всех сфер жизнедеятельности общества, при этом социально значимые сферы - образование, здравоохранение и культура - оказались в особенно критическом состоянии. Определенные положительные сдвиги в экономике наметились в 2000-х гг. В 2008 г. была принята Концепция долгосрочного развития РФ (Концепция-2020), которая провозгласила переход страны на инновационный, социально ориентированный путь развития. В Концепции говорится о важности развития человеческого потенциала, при этом основной упор делается на науку и образование. Программа антикризисных мер Правительства РФ, принятая вслед за Концеицией-2020, не содержит раздела, посвященного антикризисным мероприятиям в сфере культуры. Проблема дефицита бюджета регулярно оборачивалась сокращением расходов на культуру и искусство.

Отношение к сфере культуры ярко выразилось в том факте, что деятельность организаций культуры и искусства была отнесена в разряд услуг. В результате возникла просто анекдотическая ситуация: в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) «услуги» учреждений культуры попали в раздел «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».

Сфера культуры воспринималась как убыточная для государственного бюджета и обременительная для государства.

Новый законодательный акт преодолевает эти опасные для общества и государства тенденции, освобождает культуру от прокрустова ложа утилитарных рыночных категорий и указывает на ее истинную роль: «Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала».

Будущее страны тесным образом связывается в документе с будущим ее культуры: «Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса. Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально- экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире».

В этой связи для нашей страны чрезвычайно возросла необходимость укрепления государственности и национальной безопасности, единения всего народа, сознания собственной цивилизационной самобытности и собственного достоинства. Все эти идеи нашли отражение в Указе Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Культура в ее фундаментальном понимании лежит в основе самоидентификации народа, т.е. в отождествлении гражданином себя с историей страны, с ее героическими военными и трудовыми подвигами, нравственными и духовными идеалами. В «Основах» указывается на ценностно-формирующее влияние православия, русского языка и русской культуры на традицию дружественных межнациональных отношений в нашем многонациональном государстве. Путь к более высокому качеству общества видится через «формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности», воспитание патриотизма, через передачу новым поколениям «свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности».

В Указе Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики» излагаются цели и принципы государственной культурной политики, а также ее задачи в следующих областях:

  • культурное наследие народов Российской Федерации;
  • осуществление всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий;
  • гуманитарные науки;
  • русский язык, языки народов Российской Федерации, отечественная литература;
  • расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей;
  • воспитание;
  • просвещение;
  • детское и молодежное движение;
  • формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.

Для реализации поставленных целей и задач Указ предусматривает комплексное совершенствование системы управления, создание новых структур (институтов). Одним их главных новообразований станет координационный орган, на который будет возложено организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики. Ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики будет возложено на Российский фонд культурного развития.

Важно запомнить!

Наличие законодательной основы в управлении сферой культуры трудно переоценить, особенно в переходные моменты истории государства.

Огромную роль в сохранении культурного наследия страны сыграли в свое время постановление Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 № 447-1 «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» (о запрете на приватизацию ценностей, хранящихся в государственных музеях, архивах и библиотеках, а также на их безвозвратный вывоз за рубеж) и постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.04.1991 № 1045-1 «О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям» (о сохранении всех видов налоговых льгот для творческих союзов).

В 1992 г. был принят ключевой документ в законодательной базе сферы культуры - «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В нем впервые закреплены в развернутом виде права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры, установлены обязанности государства в области культуры, разделены компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы государственного финансирования и регулирования экономической деятельности сфере культуры, установлены принципы участия в международных культурных обменах.

В Законе РФ от 09.07.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее - Закон № 3612-1) четко прописаны права и свободы граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации в области культуры (разд. II, III): граждане страны имеют право на культурную деятельность, творчество, личную культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование. Государство гарантирует гражданам право собственности в области культуры, право создавать организации, учреждения, предприятия, общественные объединения в области культуры, вывозить за границу результаты своей творческой деятельности, на культурную деятельность в зарубежных странах. Иностранные граждане и лица без гражданства уравниваются с гражданами Российской Федерации в правах в области культуры.

Народам и иным этническим общностям Российской Федерации гарантируется право на сохранение и развитие их культурно-национальной самобытности, право на культурно-национальную автономию. Государство гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении культур малочисленных этнических общностей, моральную, организационную и материальную поддержку культурно-национальным организациям соотечественников за пределами Российской Федерации.

Государство в лице Правительства РФ закрепляет в Законе свои обязанности по сохранению культурного достояния народов Российской Федерации, в том числе общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных фондов (разд. IV).

Закон регулирует отношения государства и творческих работников (разд. V), гарантируя творческим работникам свободу, моральные, экономические и социальные права, содействуя созданию творческих союзов и других организаций творческих работников, предоставляя им возможность участвовать в разработке культурной политики. Закон гарантирует невмешательство государства в деятельность этих организаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Закон закрепляет обязанности государства в области культуры (разд. VI), которые включают разработку и ресурсное обеспечение федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, преодоление монополии в области культуры, создание условий для самореализации талантов, особенно по отношению к творческой молодежи, обеспечение приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации, ведение статистики культуры, обеспечение независимой оценки качества услуг и информационной открытости организаций культуры.

В разд. VII «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» разграничиваются полномочия в сфере управления культурой между тремя уровнями государственной власти: федеральными органами, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Экономическое регулирование в области культуры (разд. VIII) осуществляется государством с помощью учредительных функций органов государственной власти. При этом Закон предоставляет право учредительства как органам государственной власти (Правительству Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям), так и юридическим и физическим лицам. Особенности управления организацией культуры должны быть изложены в уставе организации культуры.

Закон отрицает возможность приватизации в отношении культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе культурных ценностей, хранящихся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, в картинных галереях, на предприятиях художественной промышленности и традиционных народных промыслов, а также в отношении помещений и зданий, где они расположены.

В отношении финансирования организаций культуры сказано, что организация покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.

В данном разделе отражены также такие вопросы, как приносящая доходы деятельность государственных и муниципальных организаций культуры, внешнеэкономическая деятельность в области культуры, цены и ценообразование в области культуры, взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности, социальная поддержка работников культуры.

Раздел IX посвящен вопросам культурных обменов Российской Федерации с зарубежными странами.

В разделе X говорится об ответственности за нарушение законодательства о культуре.

Важно запомнить!

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» стали стимулом интенсивной нормотворческой деятельности в сфере культуры.

Закон многократно редактировался, последняя редакция была проведена в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

Среди других важнейших законов в сфере культуры и искусства следует назвать следующие:

  1. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
  2. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  3. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее - Закон «О библиотечном деле»);
  4. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
  5. Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации»;
  7. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»; постановление Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»;
  8. Федеральный закон РФ от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия».

Кроме специальных законов в сфере культуры и искусства, законодательная деятельность в этой области опирается на основополагающие российские законы, такие как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ, «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ и др.

Большое значение в законотворческом процессе имеет Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству , созданный Указом Президента РФ от 01.07.1996 № 1010. Данный Совет «является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, созданным для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства».

В положении о Совете выделяются его основные задачи:

  • «выработка предложений Президенту Российской Федерации но определению приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства и мер, направленных на ее реализацию;
  • систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в сфере культуры и искусства в России и за рубежом;
  • проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам культуры и искусства и подготовка соответствующих предложений;
  • рассмотрение вопросов, касающихся присуждения Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства, и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
  • выработка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции;
  • обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к сфере культуры и искусства и имеющих важное государственное значение».

В подготовке законов используется практика парламентских слушаний’. согласно Конституции РФ (ч. 3, ст. 101) обе палаты Федерального собрания (высшего органа законодательной власти) - Совет Федерации и Государственная дума - проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

В парламентских слушаниях участвуют ведущие деятели культуры и искусства, представляющие все регионы страны, представители министерств и ведомств сферы культуры. Итоги парламентских слушаний формулируются в рекомендациях, которые но окончании слушаний отправляются по всем субъектам Федерации для обсуждений на местах. Поступившие предложения тщательно анализируются и учитываются в работе над законом.

Таким образом, законотворческая деятельность в сфере культуры опирается на демократические принципы и волеизъявление самой широкой общественности.

Вконтакте

Федеральное законодательство о культуре, руководствуясь Конституцией РФ как основным законом страны, а также иными федеральными договорами и нормами международного права, провозглашает следующие базовые принципы:

  • Основополагающую роль культуры в развитии и реализации личности, воспитании в человеке гуманности, а также сохранении самобытности народностей России;
  • Тесную связь между процессами создания и сохранения культурных ценностей и прогрессом в социально-экономической, демократической сферах, консолидацией населения и укреплением государственного суверенитета;
  • Нацеленность на межэтническое сотрудничество в области культуры и интегрирование российской культуры в мировую.

Что представляет собой закон?

Правовой базой в сфере сохранения и развития масскультуры, творчества и искусства в России является документ N 3612-1 под названием «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» , утвержденный Верховным Судом РФ в октябре 1992 года.

Документ составлен из десяти разделов, включающих 62 статьи. В кратком выражении структура закона выглядит следующим образом:

  1. Общие положения : цели, задачи, терминология, профильное законодательство, область применения, суверенитет РФ в области культуры, равенство статуса культур различных народов России, их прав и обязанностей в данной сфере, обязательность включения культурных направлений в федеральные программы и планы;
  2. Неотъемлемые права и свободы человека на творчество, самобытность, приобщение к ценностям, эстетическое воспитание и художественное образование, создание различных творческих организаций и объединений, свобода вывоза собственных произведений за рубеж, ведение культурной деятельности в других странах и др.;
  3. Права и свободы народностей и этно-сообществ на сохранение и развитие национальной самобытности, культурно-национальную независимость; государственная защита культур малочисленных этносов, творческие и культурные организации российской диаспоры за рубежом, а также иностранные — у нас в РФ;
  4. Культурное наследие : достояние народов России, всероссийские библиотечные, архивные, музейные и другие фонды;
  5. Статус работника творческой сферы : государство и работники, государство и творческие организации;
  6. Обязанности государства : госпрограммы сохранения и развития культуры в РФ, обеспечение доступности культурной деятельности и ценностей для населения, предоставление свободы и самостоятельности субъектам культурной деятельности, создание предпосылок для реализации талантов, обеспечение приоритетных позиций для нац. культур РФ, ведение профильной статистики, независимая оценка качества условий оказания услуг, информационная открытость;
  7. Полномочия участников : федеральных и региональных органов гос. власти, а также органов местного самоуправления; ежегодный доклад государства о достижениях и состоянии российской культуры;
  8. Экономическое регулирование : создание и ликвидация творческих организаций, особенности управления, источники финансирования, доходы от деятельности, ценообразование, сотрудничество с организациями из других сфер деятельности, соцподдержка работников культуры;
  9. Международный культурный обмен : субъекты обмена, политика и приоритеты, сотрудничество с согражданами, проживающими за рубежом, российские культурно-исторические ценности за границей, зарубежные центры российской культуры;
  10. Ответственность за нарушение профильного законодательства.

Полезно также ознакомиться с последними изменениями Федерального закона №161. Подробнее

Первая статья закона гласит, что основными задачами профильного законодательства являются:

  • Охрана и реализация конституционного права населения России на культурную деятельность;
  • Обеспечение свободы деятельности объединений, этнических сообществ и народностей РФ в сфере творчества и искусств;
  • Обозначение принципов планирования профильной федеральной политики, оказания гос. поддержки; принцип обеспечения невмешательства в творческую деятельность.

Положения закона охватывают следующие области:

  • Памятники истории и культуры — их определение, изучение, защита, восстановление и использование;
  • Жанры искусства , такие как: худ. литература, музыка, кинематограф и фотография, театральное и хореографическое искусство, архитектура, дизайн и др.;
  • Народная культура во всех ее проявлениях: промыслы и ремесла, языки, диалекты, фольклор, традиции и обряды;
  • Творческая самодеятельность ;
  • Коллекционирование и экспонирование ;
  • Издание книг и печатной продукции , их распространение, использование, архивное и библиотечное дело;
  • Теле- и радиовещание в контексте создания и распространения культурных ценностей;
  • Образование в сфере художественных искусств ;
  • Изучение культуры с точки зрения различных наук;
  • Международные обмены (знаниями, произведениями и др);
  • Создание материально-технической базы и иная деятельность, способствующая сохранению, созданию и популяризации культурных ценностей.

Читайте также ФЗ № 161 в последней редакции

Последние поправки

Закон о культуре в последней редакции датируется 5-м декабря 2017 года. Тогда, с выходом закона ФЗ-392 о внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам усовершенствования независимой оценки качества условий оказания услуг , поправку претерпели статьи 36.1 и 36.2.

Большая часть изменений в законе коснулась однотипных формулировок. Словосочетания, в которых присутствовало слово «качество», были дополнены после него словом «условий» (напр., качество условий оказания услуг ).

Отдельные положения статей закона были изложены в новой редакции.

Часть 2 ст. 36.1 гласит, что независимая оценка качества условий оказания услуг проводится на основании следующих критериев:

  • Открытость и доступность информации о проводимых мероприятиях;
  • Комфортность;
  • Доброжелательное и вежливое отношение работников организаций;
  • Удовлетворенность аудитории качеством оказанных услуг;
  • Доступность услуг для людей с физическими ограничениями.

Согласно части 6-ой статьи 36.1 , общественные палаты РФ, субъектов России и муниципальных образований в случае обращения органа исполнительной власти , уполномоченного в области выработки и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, в течение не более одного месяца должны сформировать общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры . В состав совета входят представители общественных организаций, уполномоченных в сфере защиты прав и интересов граждан, а также члены объединений инвалидов. Такая проверка может быть проведена в отношении государственных организаций, либо организаций, финансируемых из бюджета.

В части 7-ой той же статьи говорится, что упомянутый выше совет формируется на трехлетний срок не менее, чем из пяти человек. При назначении нового состава сменяется не менее 1/3 членов совета. Действует совет на общественных началах. Представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных творческих объединений, руководители и работники организаций, оказывающих услуги в культурной сфере, не могут входить в состав совета по независимой оценке. Однако они могут привлекаться в качестве консультантов. Информация о ходе и результатах деятельности совета должна публиковаться на официальном сайте органа, при котором он был создан.

Статья 36.1 была дополнена частями 17 и 18 , которые гласят, что руководители государственных и муниципальных культурных учреждений, в соответствии с трудовым законодательством России, должны нести ответственность за неисполнение указаний по устранению недостатков, выявленных в результате проведения независимой оценки.

Сведения об эффективности работы руководителя, в том числе о результатах независимой оценки и о выполнении плана по устранению недостатков, вносятся в трудовой договор. Эти результаты учитываются также при оценке эффективности деятельности руководителей исполнительных органов, органов самоуправления и должностных лиц.

Скачать текст закона о культуре РФ

Статья 8 рассмотренного нами закона гласит, что творческая деятельность признается неотъемлемым правом всех россиян, вне зависимости от расового и этнического происхождения, пола, социального и финансового статуса, языковой принадлежности, взглядов на политику и религию, образования, профессии и других факторов.

Чтобы ознакомиться подробнее с порядком реализации такого права, а также нормативной базой в сфере сохранения и развития искусства и творчества, предлагаем (утв. ВС РФ от 09.10.1992 N 3612-1) в актуальной редакции.

Список федеральных законов о культуре

Рассмотренный в настоящей статье закон является базовым, но далеко не единственным в данной области. Творческую сферу прямо или косвенно регулируют десятки законов и подзаконных актов. Ниже приведены наименования и ссылки на скачивание основных таких документов.

  • , которая в статье 44 провозглашает свободу творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни общества, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям;
  • «Об утверждении Основ государственной культурной политики», определяющих важнейшие направления политики государства в данной сфере. Позиционируется как базовый документ, который служит для написания и усовершенствования иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития России в указанном направлении;
  • от 29 февраля 2016 г. об утверждении Стратегии государственной культурной политики (ГКП) на период до 2030 года . На основе этого документа разрабатываются соответствующие региональные стратегические планы.

Популярное