Урок швейного дела. Тема: Изготовление изделий с пооперационным разделением труда

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

«Формы организации труда на промышленном предприятии»

МИНСК, 2008

Современному производству свойственно обособление отдельных процессов и работ, что позволяет специализировать орудия труда и работников, сокращать производственный цикл, повышать производительность труда. С другой стороны, труд всех работающих на предприятиях является трудом коллективным. Его результаты зависят от того, в какой степени обеспечено соблюдение необходимых количественных и качественных пропорций в распределении труда по отдельным звеньям производства и рабочим местам, кооперация труда отдельных исполнителей и первичных производственных коллективов.

Обособление отдельных процессов и работ предполагает, в первую очередь, разделение труда. Под разделением труда на предприятии, понимается разграничение деятельности работающих в процессе совместного труда, их специализация на выполнении определенной части совместной работы.

По мере развития техники и технологии производственные процессы у сложняются, что вызывает развитие и углубление разделения труда на предприятиях. Это связано с тем, что формы разделения труда существенно влияют на специализацию, планировку и оснащение рабочих мест, их обслуживание, методы и приемы труда, его нормирование. Путем рационализации форм разделения и кооперации труда, обеспечивается полная и равномерная загрузка исполнителей, координация и синхронность их работы.

Значение разделения труда, как с экономической, так и с социальной стороны, чрезвычайно велико. Благодаря ему, все усложняющиеся трудовые процессы распадаются на менее сложные элементы, выполняемые определенными профессиональными и квалификационными группами работников. Это, с одной стороны, повышает мастерство и трудовые навыки исполнителей и сокращает сроки их профессиональной подготовки, а с другой - за счет обособления и относительного упрощения отдельных операций создает основу для механизации и автоматизации выполнения операций, что многократно повышает производительность труда.

Внутрипроизводственное разделение труда заключается в выделении различных видов работ, представляющих собой частичные производственные процессы, и закрепление их за определенными работниками с целью повышения производительности труда на основе ускорения усвоения рабочими трудовых навыков, специализации орудий труда и рабочих мест, параллельности выполнения операций. Число частичных процессов (видов работ) определяется организационно-техническими особенностями предприятия. Разделения труда на предприятии одновременно производятся в следующих основных формах:

технологическое;

функциональное;

профессиональное;

квалификационное.

Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. В рамках технологического разделения труда применительно к отдельным видам работ, в зависимости от степени дифференциации трудовых процессов различается пооперационное, предметное и подетальное разделение труда.

Пооперационное разделение труда предусматривает распределение и закрепление операций технологического процесса за отдельными работниками, расстановку работающих, обеспечивающую их рациональную занятость и оптимальную загрузку оборудования.

Это достигается углублением специализации работников, что способствует высокому уровню производительности труда, формированию стойкого динамического стереотипа выполнения трудовых приемов, применению специализированной оснастки и инструмента, механизации трудовых процессов.

Предметное разделение труда предусматривает закрепление за конкретным исполнителем комплекса работ, позволяющих полностью изготовить изделие. Например, сборка электровыключателя, электророзетки.

Подетальное разделение предполагает закрепление за исполнителем изготовление законченной части изделия или детали.

Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или иных функций. Согласно функциональному разделению труда, существует разделение всех рабочих на основных , занятых непосредственным выпуском продукции или выполнением основных работ; вспомогательных , которые сами непосредственно товарной продукции не производят, но обеспечивают своим трудом работу основных рабочих; обслуживающих , которые своим трудом создают условия для производительной работы как основных, так и вспомогательных рабочих.

В отдельные функциональные группы выделяют руководителей, специалистов и служащих.

Таким образом, функциональное разделение труда предполагает деление работников на группы в зависимости от их специализации по выполняемым функциям. Установление рациональных пропорций между этими группами и лежит в основе рационализации разделения труда.

В рамках функционального разделения труда выделяются професси о нальное и квалификационное разделение труда. Первое осуществляется в зависимости от профессиональной специализации работающих и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии. Исходя из объемов каждого вида этих работ, можно определить потребность в работниках по профессиям как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.

Квалификационное разделение труда вызывается различной сложностью работ, требующей определенного уровня знаний и опыта работников. Для каждой профессии рабочих устанавливается состав операций или работ различной степени сложности, которые группируются согласно присвоенным тарифным разрядам или квалификационным категориям. На этой основе определяется численность работников по каждой профессии, квалификационным разрядам и категориям.

Выбор наиболее рациональных форм разделения зависит от типа производства, объема выпускаемой продукции, ее сложности и др. Поэтому их поиск предполагает обязательный анализ этих факторов и обоснование оптимальной границы разделения труда. Каждое разделение труда имеет свои разумные пределы. С социальной точки зрения чрезмерное разделение труда обедняет его содержание, превращает работников в узких специалистов. С физиологической точки зрения чрезмерное разделение труда приводит к его монотонности, вызывает повышенную утомляемость и, как следствие, высокую текучесть работников, занятых на таких работах. В связи с этим возникают большие сложности в организации производственных процессов. Требуются более детальные расчеты и тщательная подготовка для эффективного соединения в едином процессе узкоспециализированных работников.

Из этих особенностей разделения труда вытекают определенные ограничения. Существуют технологическая, экономическая, психофизиологическая и социальная границы разделения труда.

Технологическая граница разделения труда определяется существующей технологией, которая делит производственный процесс на операции. Нижней границей формирования содержания операции является трудовой прием, состоящий не менее чем из трех трудовых действий, непрерывно следующих друг за другом и имеющих конкретное целевое назначение. Верхней границей разделения труда будет изготовление на одном рабочем месте всего изделия целиком.

Экономическая граница разделения труда обуславливается уровнем загрузки рабочих и длительностью производственного цикла. Разделение труда приводит к сокращению производственного цикла за счет параллельного выполнения операции, к повышению производительности труда за счет специализации орудий труда и рабочих мест, ускорения освоения рабочими трудовых приемов и методов труда.

Однако чрезмерное разделение труда на основе дробления отдельных технологических операций, приводит к нарушению пропорций в структуре затрат времени. При этом, с одной стороны, снижается время обработки, а с другой - увеличиваются такие элементы затрат как: время на установку и снятие деталей, межоперационную транспортировку предмета труда, межоперационный контроль и подготовительно-заключительное время. Таким образом, оптимальным может быть вариант, когда общее влияние факторов, снижающих длительность производственного цикла, больше общего влияния противоположных факторов.

Другим экономическим критерием является полнота занятости рабочего. Закрепление за рабочими узкоспециализированных функций не всегда обеспечивает его полную занятость. Поэтому, необходимо находить такие варианты формирования производственных операций, при которых рабочие не будут простаивать в ожидании работы или во время автоматического цикла работы оборудования. Особое значение это замечание приобретает в настоящее время, когда под влиянием научно-технического прогресса идет процесс перераспределения функций между рабочими и исполнительным органам оборудования. В составе рабочего времени растет доля времени наблюдения за работой оборудования. В этих условиях система операционного разделения труда не позволяет обеспечить полную занятость рабочих в течение смены. Необходимо расширение зон обслуживания и производственных функций рабочих.

Психофизиологическая граница разделения труда определяется допустимыми физическими и психологическими нагрузками. Длительность операций должна находиться в допустимых пределах, и содержать разнообразные трудовые приемы, выполнение которых обеспечивает чередование нагрузок на различные органы и части тела работающего. Монотонность трудового процесса, связанная с длительностью и повторяемостью однообразных приемов, действий исполнителей в течение оперативного периода, зависит от числа элементов в операции, продолжительности повторяющихся элементов, повторяемости однообразных приемов и действий.

Социальная граница разделения труда определяется минимально необходимым разнообразием выполняемых функций, обеспечивающим содержательность и привлекательность труда. Работник должен не только видеть результаты своего труда, но и получать от него определенное моральное удовлетворение. Труд, представляющий собой набор простейших движений и действий, снижает интерес к нему. Он лишен творчества, не способствует росту и квалификации работников.

Разделение труда неразрывно связано с кооперацией труда. Чем глубже разделение труда, тем большее значение приобретает кооперация. Коллективный труд - не простая сумма частичных трудовых процессов. Только правильное соотношение между частичными трудовыми процессами вместе с правильной расстановкой работников, обеспечивающей их рациональную занятость, приводит к высокой производительности труда. Поэтомукооперация труда на предприятии существует как объединение работников в ходе совместного выполнения единого процесса либо группы взаимосвязанных процессов труда.

Конкретные формы кооперации труда на предприятии многообразны, так как неразрывно связаны с организационно-техническими особенностями предприятия. Однако, несмотря на многообразие, их принято сводить к трем основным формам - межцеховой, внутрицеховой и внутриучастковой кооперации труда.

Межцеховая кооперация связана с разделением производственного процесса между цехами и заключается в участии коллективов цехов в общем для предприятия процессе труда по изготовлению продукции.

Внутрицеховая кооперация заключается во взаимодействии отдельных структурных подразделений цехов (участков, поточных линий).

Внутриучастковая кооперация заключается во взаимодействии отдельных работников в процессе совместного труда, или организации коллективного труда рабочих, объединенных в бригады.

Кооперация труда лимитируется, главным образом, организационными и экономическими границами. Организационная граница кооперации труда определяется тем, что с одной стороны нельзя объединить для выполнения любой работы менее двух человек, а с другой - существует норма управляемости, превышение которой приводит к несогласованности действий и значительным потерям рабочего времени. Экономическая граница кооперации труда определяется возможностью максимального снижения затрат живого и овеществленного труда на единицу выпускаемой продукции.

Выбор оптимального варианта разделения и кооперации труда в условиях противодействия различных факторов, характерных для каждого производственного процесса, должен основываться на достижении оптимального равновесия их влияния, обеспечивающего наиболее эффективное достижение поставленной цели. В каждом конкретном случае выбор должен осуществляться на основе всестороннего анализа специфики производства, характера выполняемых работ, требований к их качеству, степени загруженности работников и ряда других факторов.

Задача состоит в том, чтобы разумно расчленить всю совокупность операций производственного процесса, определить оптимальный их набор для каждого рабочего места, соответственно расставить исполнителей и установить наилучшую взаимосвязь между ними путем рациональной кооперации их труда. Правильное решение перечисленных задач позволяет более эффективно использовать живой и овеществленный труд, существенно сократить потери рабочего времени и простои оборудования, повысить эффективность производства.

Наиболее тесная кооперация членов трудового коллектива достигается при бригадной форме организации труда. Производственная бригада представляет собой первичный трудовой коллектив рабочих одинаковых или различных профессий, специальностей, квалификации, совместно выполняющих единое производственное задание и объединенных общей экономической оценкой результатов своего труда. Объективной предпосылкой такого объединения служат организационно-технические условия производства, т.е. такие условия, когда вне бригадной формы ведение производственного процесса либо невозможно, либо неэффективно.

Однако технические условия производства не определяют однозначного выбора организационной формы труда. На отдельных видах работ при одних и тех же технических условиях возможно применение как бригадных, так и индивидуальных форм. В этих условиях необходимо иметь в виду, что бригадная форма создает экономические предпосылки для высокопроизводительного труда на основе внутрибригадной кооперации труда, приводящей к уменьшению потерь рабочего времени, увеличению времени использования оборудования.

Целесообразность коллективного труда обусловливаются и психофизиологическими факторами. Бригады создают условия, позволяющие снизить монотонность труда за счет периодического перемещения рабочих с одних рабочих мест на другие, выполнения разнообразных технологических операций, сочетания различных функций.

Социальные предпосылки создания бригад выражаются в увеличении заинтересованности каждого их члена в конечном результате труда, сплочении коллектива на основе производственных интересов, развитии взаимопомощи и взаимного контроля.

Кооперация труда внутри бригад, которая базируется не на формальной расстановке работников по рабочим местам мастером или начальником участка, а на участии самих рабочих в данном процессе, способствует формированию позитивного социального климата в коллективе. Кроме того, в первичных коллективах легче решаются внутренние проблемы и конфликтные ситуации.

При принятии решения об организации бригад, следует иметь в виду, что они наиболее эффективны в следующих случаях:

Если определенная законченная часть технологического процесса не может быть выполнена одним исполнителем и требует параллельной работы группы рабочих;

Если группа рабочих мест связана общим ритмом работы (например, на поточных линиях и сборочных конвейерах);

При обслуживании крупных агрегатов и автоматических линий, гибких производственных систем (ГПС);

При выполнении ремонтных и монтажных работ, требующих одновременного участия нескольких исполнителей;

В настоящее время на предприятиях получили распространение бригады следующих форм: специализированные сменные и сквозные, комплексные сменные и сквозные.

Специализированные бригады организуются из рабочих одной профессии или специальности для выполнения однородных технологических операций, чаще всего для слесарно-сборочных, монтажных, наладочных, погрузо-разгрузочных операций. Их преимущество по сравнению с индивидуальной организацией труда состоит в том, что в этих коллективах сокращаются внутрисменные потери рабочего времени путем более организованного обеспечения инструментом, приспособлениями, заготовками, органического сочетания высококвалифицированных рабочих с рабочими более низкой квалификацией, обмена опытом и усиления дисциплины труда.

Комплексные бригады организуют из рабочих различных профессий и специальностей для выполнения комплекса технологически разнородных, но взаимосвязанных работ. Преимуществом такие бригад является возможность оптимальной кооперации труда основных и вспомогательных рабочих, применения принципа совмещения профессий и специальностей, гибкости в решении вопросов расстановки рабочих. Поэтому они создаются при обслуживании сложных агрегатов, на поточных линиях и предметно-замкнутых участках.

Специализированные и комплексные бригады могут быть сменными, объединяющими рабочих одной смены, и сквозными (суточными ), включающими в себя рабочих, занятых в нескольких сменах. Опыт работы сменных специализированных и комплексных бригад, то есть бригад, которые действуют только в течение смены и затем уступают рабочее место другой бригаде, свидетельствует о возможности неполной загрузки оборудования и неритмичной работы. Это, как правило, связано с необходимостью передачи смены. Например, при обработке деталей значительной трудоемкости и на операциях с большим временем наладки оборудования, когда станочник, не успевший до конца смены обработать деталь, снимает ее со станка, а сменщик устанавливает на станок другую деталь, потери весьма существенны. Организация сквозных бригад с передачей смены «на ходу», способствует сокращению потерь рабочего времени рабочих, простоев оборудования, повышает коллективную ответственность и материальную заинтересованность в конечных результатах труда.

Во всех типах бригад коллективный характер труда сочетается с разделением труда между их членами. Формы такого разделения зависят от многих факторов, в том числе от специализации рабочих мест, степени механизации и автоматизации производственных процессов, технологических особенностей операции. Работа между членами специализированных бригад распределяется в основном в соответствии с квалификацией. Однако полного соответствия между квалификацией рабочих и квалификационным уровнем работ добиться весьма сложно, поэтому отдельные работники выполняют работу, не соответствующую их квалификации. При этом разряд работы может быть и выше и ниже разряда рабочего.

Не всегда удается укомплектовать бригаду в точном соответствии с объемами работ по отдельным специальностям, так как они значительно меняются с течением времени. Поэтому практикуется частичная загрузка отдельных челнов бригады работой по другой специальности, т.е. частичное или полное совмещение профессий. Полная взаимозаменяемость между членами бригады достигается тогда, когда каждый член бригады осваивает все операции, входящие в данный технологический процесс.

Степень разделения труда, объем совмещаемых по другим профессиям, специальностям работ позволяют выделить бригады:

С полным разделением труда, где каждый рабочий выполняет только свою операцию;

С частичным разделением труда, где отдельные работники периодически выполняют работы, не соответствующие их основной специальности;

С полной взаимозаменяемостью, где каждый член бригады осваивает операции, входящие в часть производственного процесса, закрепленного за бригадой.

Внедрение бригадной формы организации труда требует предварительной работы, заключающейся в тщательном изучении производственных условий и характера производственных связей. При этом формирование и функционирование бригад должно основываться на следующих принципах:

Технологическая или предметно-замкнутая специализация бригады с закреплением за ней операций, номенклатуры деталей и узлов;

Закрепление за бригадой определенной производственной площади, оборудования и т.д.;

Доведения до бригады производственного задания, отражающего конечные результаты коллективного труда, на которое ориентированы экономические показатель и система организации оплаты и стимулирования труда.

Указанных принципы могут быть реализованы наилучшим образом, если при организации бригад разрабатывается организационный проект, в котором находят решения вопросы регламентации труда и его оплаты, оптимизации численности, планирования, учета и хозрасчета.

Рациональное внутрипроизводственное разделение труда предполагает выполнение среди прочих и таких условий, как обеспечение полной загрузки работников, устранение монотонности труда, повышение его содержательности, обеспечение роста квалификации и расширения трудового профиля рабочих. Для выполнения перечисленных условий, в ряде случаев, необходимо отступать от строгого разделения работ по функциональному и технологическому признакам. Преодолеть отрицательные последствия узкоспециализированного труда позволяет совмещение профессий и функций, а также многостаночное обслуживание.

Совмещение профессий вызвано механизацией и автоматизацией производственных процессов, приводящих к увеличению доли свободного времени у рабочих. Оно позволяет решить важную для общества социальную задачу - повысить содержательность и привлекательность труда, снизить его монотонность, повысить профессиональный уровень рабочих. В общем виде, совмещение профессий представляет собой выполнение одним рабочим функций и работ, относящихся к различным профессиям. Оно может быть полным, если рабочий выполняет все трудовые функции рабочего другой специальности и частичным, если рабочему передается только часть функций, выполняемых рабочими других специальностей, профессии. В результате сокращается общая численность рабочих, растет производительность их труда.

Совмещение профессий и расширение на этой основе производственного профиля рабочих возможно путем овладения рабочими смежными и вторыми профессиями. Под смежной понимается профессия, для которой характерны технологическая или организационная общность с основной профессией, а также выполнение функции смежных профессий на рабочем месте основной профессии. Освоение вторых профессий - это такой вид совмещения, при котором трудовые функции по второй профессии не имеют общих признаков с функциями по основной профессии.

Основными условиями, при которых возможно и экономически оправдано совмещение профессий, являются:

неполная занятость рабочего по основной профессии, обусловленная технологией производства или применяемым оборудованием;

разновременность выполнения совмещаемых функций;

отсутствие отрицательного влияния совмещения работ на точность, качество и производительность труда;

достаточный для овладения второй профессией (специальностью) квалификационный уровень рабочего.

Совмещение профессий наиболее эффективно, когда совмещаются пр офессии или специальности, взаимосвязанные ходом технологического процесса, единством обрабатываемых предметов труда, выполнением основного и вспомогательного процесса.

Возможность совмещения профессий выявляется на основе данных фотографии рабочего времени, моментных и других наблюдений. На основе анализа полученных при этом затрат рабочего времени определяются наиболее целесообразные формы совмещения профессий.

На первом этапе, выявляют и устанавливают возможные границы такого совмещения исходя из функционального направления работ. Возможные варианты выбираются в следующей последовательности: определяется возможность совмещения профессий у основных рабочих, затем основными и вспомогательными и лишь после этого - у вспомогательных рабочих.

На втором этапе по выбранной форме совмещения определяется состав и объем совмещаемых работ. Критерием для оценки выбранного варианта совмещения профессий может служить коэффициент занятости рабочего К з , рассчитываемый по формуле

К з = ,

где Т з.о - занятость рабочего выполнением основной работы в течение смены, мин;

Т з.св - занятость рабочего выполнением работы по совмещаемой профессии в течение смены, мин;

Т см - продолжительность смены, мин.

Общая трудоемкость работ по основной и совмещаемой профессии не должна превышать длительности сменного времени, то есть коэффициент занятости не должен быть больше единицы.

На третьем этапе производится регламентация труда совмещающего профессии. Она может быть реализована в виде схем, графиков, расписаний, определяющих порядок и периодичность выполнения работ, способы и время выполнения.

ЛИТЕРАТУРА

Типовое положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест. М.: ВНМЦ, 2006.

Фильев В.И. Организация, нормирование и оплата труда в развитых странах. М.: ИнтелСинтез, 1996.

Фильев В.Н. Нормирование труда на современном предприятии. М.: 2002.

Подобные документы

    Сущность, задачи и значение организации нормирования труда. Анализ организационной структуры управления КБТЭМ-ОМО и место нормирования проектного труда в этой структуре. Анализ технико-экономических показателей. Нормирование труда инженера-проектировщика.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2008

    Процесс ректификации. Технологическая схема ректификационной установки для разделения смеси диоксан–толуол. Расчет параметров дополнительных аппаратов для тарельчатой колонны. Выбор конструкционных материалов, расчет теплового и материального баланса.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Обоснование выбора основных режимов, методов обработки, оборудования, приспособлений. Составление технологической последовательности изготовления изделия. Предварительный расчет швейного потока. Технологическая схема разделения труда и ее анализ.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2010

    Многообразные формы организации производства потоков, применяемые на швейных предприятиях. Распределение швейных салонов (ателье) по категориям. Особенности сдельной системы оплаты труда. Расчет стоимости, прибыли и рентабельности изготовления изделия.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Сущность и разновидности многостаночного обслуживания. Методы нормирования и виды норм труда. Характеристика ОАО "Промтрактор". Анализ фотографии рабочего времени фрезеровщика. Мероприятия по совершенствованию нормирования труда. Баланс рабочего времени.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Ректификация как один из наиболее важных методов разделения жидких смесей, сфера ее применения. Основные типы и конструкции, схемы ректификационных аппаратов. Установки для разделения многокомпонентных смесей. Технология работы ректификационной колонны.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    История стоматологического материаловедения, предмет, задачи, методы исследования. Охрана труда и техника безопасности в стоматологии, оборудование рабочего места зубного техника. Свойств зуботехнических материалов. Требования гигиены при протезировании.

    шпаргалка , добавлен 09.02.2011

    Предварительный расчет потоков цеха, выбор его типа. Технологическая схема разделения труда. Технико-экономические показатели проектируемого потока, сводка оборудования. Организация качества швейных изделий, построение графа изготовления женского костюма.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2010

    Виды назначения устройства приспособления, применяемых при монтаже наружных трубопроводов. Перспективные виды сварки. Методы, повышающие производительность труда. Способы сварки, повышающие производительность труда. Охрана труда. Электробезопасность.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2008

    Нормативные материалы для нормирования труда, их применение. Сущность, разновидность, требования, разработка нормативных материалов. Методические положения по разработке нормативных материалов. Отраслевые нормативы. Классификация нормативов по труду.

Изделие. Наволочка с клапаном.

Теоретические сведения. Льняная ткань: изготовление, свой­ства (способность впитывать влагу и пропускать воздух), отноше­ние к воде и теплу. Правила утюжки льняной ткани. Ткацкое про­изводство (общее представление). Профессии.

Пооперационное разделение труда при пошиве изделия. Необ­ходимость контроля за правильностью выполнения предшествую­щих операций. Швы, используемые при фабричном пошиве белье­вого изделия.

Лабораторная работа. Изучение свойств льняной ткани.

Практические работы. Обработка поперечного среза швом впод­гибку с закрытым срезом (ширина шва до 1 см). Разметка длины кла­пана. Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом (или одним из швов, применяемых в производстве) одновременно с клапаном. Вывертывание, утюжка и складывание по стандарту изделия.

Самостоятельная работа

Обработка горловины подкройной обтачкой по готовому крою. (согласно группам обученности по В.В.Воронковой). (Вы­полняется по готовому крою.)

Цель: Знать детали и срезы ночной сорочки, уметь выполнять обработку горловины подкройной обтачкой.

II четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасной работы с инст­рументами и оборудованием.

Понятие о ткацком производстве

Теоретические сведения. Ткацкое производство. Общее пред­ставление о профессии.

Практические работы. Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из полосок бумаги. Сопос­тавление переплетения с соответствующей тканью.

Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника

Изделие. Пододеяльник.

Теоретические сведения. Пододеяльник, назначение, стандар­тные размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей. Утюжка пододеяльника.

Упражнение. Обработка обтачкой рамки пододеяльника на об­разце. (Обтачка раскраивается из выпада ткани. Внешний срез об­тачки может быть обработан кружевом или шитьем).

Бригадный метод пошива постельного белья

Изделия. Наволочка, простыня, пододеяльник с пооперацион­ным разделением труда.

Теоретические сведения. Основные стандартные размеры на­волочек, простыней и пододеяльников. Ткани для пошива постель­ного белья. Пооперационное разделение труда при пошиве постель­ного белья. Качество пошива. Технические требования к готовой продукции.

Умение. Работа бригадным методом. Самоконтроль качества работы.

Лабораторная работа. Изучение свойств льняных и хлопчато­бумажных тканей.

Практические работы. Раскрой изделия. Пошив изделия бри­гадным методом. Проверка качества операций и готовых изделий. Утюжка и складывание изделий.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия

Изделие. Брюки пижамные.

Теоретические сведения. Пижама: назначение, ткани для поши­ва. Мерки для построения чертежа пижамных брюк. Название дета­лей изделия и контурных срезов. Особенности раскроя парных де­талей. Расчет расхода ткани.

Практические работы. Снятие с себя мерок, построение черте­жа выкройки. Проверка, вырезание, раскладка выкройки на ткани. Раскрой парных деталей.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42

ЗАНЯТИЕ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ(2 урока)

ТЕМА: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ С ПООПЕРАЦИОННЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА. ПОШИВ ДЕТСКОГО ПЛАТЬЯ»

9 КЛАСС

Учитель швейного дела

Кузнецова Светлана Юрьевна

2011-2012 учебный год

Тип занятия: комбинированное.

Тема занятия:

Изготовление изделий с пооперационным разделением труда.Пошив детского платья.

Цель занятия:

Задачи занятия:

образовательные:

1.Закрепить полученные знания по теме:«Пооперационное разделение труда».

2. Познакомить обучающихся с особенностями изготовления изделий промышленным способом.

коррекционно – развивающие:

1.Способствовать развитию у обучающихся абстрактного мышления и памяти через разгадывание загадок.

2.Способствовать развитию мелкой моторики рук обучающихся через практическую работу.

воспитательные:

1.Воспитывать у обучающихся любовь к труду.

2.Воспитывать у обучающихся навыки самоконтроля.

3.Воспитывать устойчивый интерес к урокам швейного дела.

Наглядность:

образцы изделий выполненных на швейной фабрике;

слайд-презентация.

Оборудование:

индивидуальные карточки-задания;

детали кроя детского платья;

ножницы;

карандаш;

учебник;

мультимедийный проектор;

ПК;

экран.

План занятия:

I.Организация начала занятия(1)

II.Сообщение темы и цели занятия (1)

III.Разминка (2)

IV.Повторение темы:« Пооперационное разделение труда»(7)

V. Объяснение нового материала(10)

VI.Практическая работа(44)

VII.Закрепление нового материала(12)

VIII.Объяснение домашнего задания(1)

IX.Подведение итогов занятия (2)

Ход занятия:

I.Организация начала занятия.

Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.

А) Сверить обучающихся по списку.

Б) Проверить готовность к уроку.

В) Настроить обучающихся на работу на уроке.

Психологический настрой обучающихся на фоне лирической музыки.

(СЛАЙД № 2)

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Подарите друг другу улыбку!

Улыбайтесь, и всё у вас будет хорошо!

(Обучающиеся дарят друг другу и гостям улыбающееся солнышко)

II.Сообщение темы и цели занятия.

Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.

Ребята, на этом уроке мы будем изучать тему: « Изготовление изделий с пооперационным разделением труда.Пошив детского платья ». Сегодня вам предстоит учиться приёмам пооперационного разделения труда.

III.Разминка

Как называется наш урок?

Какой он по счету?

IV.Повторение темы:« Пооперационное разделение труда ».

Цель: закрепить имеющиеся у обучающихся знания по теме.

Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Фронтальный опрос.

1.На каких предприятиях изготавливают одежду?

2. Чем различаются массовый пошив одежды и индивидуальный?

3. Из каких цехов состоит швейное производство?

4. Что такое лекало?

5. В каком цехе швейного предприятия используют настилочные машины и настилочные столы?

6.Что такое пооперационное разделение труда?

7.Зарисуйте на доске схему расположения рабочих мест в швейном цехе?

8. Какое количество операций выполняет одна швея на швейном предприятии в течении всего рабочего дня?

9. Какое оборудование используют на швейных предприятиях для влажно – тепловой обработки?

Обобщение материала учителем.

Учитель: - Молодцы ребята, я поняла,что вы усвоили материал по теме: «Пооперационное разделение труда ».

V. Объяснение нового материала

Цель: учить приёмам изготовления детского платья промышленным способом .

А) Повторное сообщение темы и цели урока.

Б) Объяснение - беседа

Учитель:

На фабриках, при массовом пошиве время на изготовление детского платья затрачивается намного меньше за счет исключения ручных видов работ (сметывания, заметывания, приметывания), втачивания рукавов в открытую пройму и пооперационного разделения труда.

Как вы думаете, почему швея на предприятии при пооперационном разделении труда выполняет операцию (например, стачивание деталей спинки) гораздо быстрее портнихи в ателье?

Вторым главным отличием в ходе работы по изготовлению детского платья является то, что рукав втачивают не в закрытую пройму, а в открытую пройму. Для этого не стачивают боковой шов, а после обработки плечевых швов, втачивают рукав в открытую пройму (объяснение учитель сопровождает показом образца изделия со стачанными плечевыми швами).

Учитель:

Ребята, скажите, какое сегодня число?

Какой сейчас идет месяц?

Какой сейчас год?

В) Работа в тетрадях.

Запись числа и темы урока.

(Обратить внимание на осанку детей во время письма; на аккуратность письма; на соблюдение единого орфографического режима.)

Зарисуйте модели детских платьев в тетрадь. Слайд 6 .

VI.Практическая работа «Изготовление детского платья »

Цель: учить приёмам пооперационного разделения труда

Повторение правил безопасной работы на швейной машине, с утюгом и инструментами. Слайд 8

Чтобы во время выполнения практической работы не нанести вреда своему здоровью вы должны отчетливо знать и соблюдать правила безопасной работы в швейной мастерской.

Давайте представим, что мы с вами небольшая бригада и перенесёмся мысленно на швейную фабрику в швейный цех по пошиву детской одежды, а, именно, детского платья (озвучивается состав бригады с указанием конкретной операции для каждой работницы).

Выполнение практической работы с соблюдением правил безопасной работы.

VII.Закрепление изученного материала.

Цель: способствовать развитию мышления и памяти обучающихся.

Ребята, я предлагаю вам рассказать о том, какие операции вы сегодня выполняли.

VIII.Объяснение домашнего задания.

Цель: воспитывать у обучающихся чувство ответственности за выполнение

Задания.

IX .Подведение итогов урока.

Цель: прививать обучающимся навыки самоконтроля.

Выставление оценок

Учитель:

Чему вы учились на этом уроке?

Может ли умение изготовления изделий с пооперационным разделением

Труда понадобиться вам самостоятельной жизни?

Урок окончен. Все свободны.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» 607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42 Изготовление изделий с пооперационным разделением труда. Пошив детского платья. ЗАНЯТИЕ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ(2 урока) Учитель швейного дела Кузнецова Светлана Юрьевна

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку! Улыбайтесь, и всё у вас будет хорошо!

Детское платье

Правила безопасной работы с иглой, булавками и ножницами. 1. Иглы и булавки необходимо хранить в () 2. Сломанную иглу не бросать, а передать () Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавать их () вперёд. игольнице учителю кольцами

Правила безопасной работы с утюгом. Включать и выключать утюг можно только () руками. Утюг нельзя оставлять () без присмотра. 3. Во время работы надо следить, чтобы подошва утюга не касалась () сухими включенным шнура

Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Включать и выключать машину можно только держа за вилку сухими руками. Под ногами должен находиться () коврик Во время работы нельзя низко () к движущимся механизмам машины. 3. Нельзя класть инструменты на платформу швейной машины. наклонять голову резиновый

План пошива детского платья. 1. Обработка мелких деталей 2. Обработка среднего шва спинки 3. Притачивание карманов 4. Обработка плечевых швов 5 . Втачивание рукавов 6 . Обработка боковых швов 7. Обработка низа платья

Желаю всем удачи!


Тема: «Пошив наволочки с пооперационным разделением труда».

Цели: - ознакомить учащихся с пооперационным разделением труда, приемами выполнения пошива;

Учить составлять план работы и работать по нему, сравнивать скорость и качество пошива с индивидуальным и пооперационным выполнением пошива изделия;

Развивать умение слушать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать,

Корригировать и развивать зрительную и слуховую память, связную речь;

Формировать и развивать сознательное отношение и интерес к учебе, труду;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, трудолюбие, дисциплинированность, уверенность в своих действиях.

Оборудование: план пошива наволочки, детали кроя, коллекция тканей, словарная работа, иглы, ножницы, утюг, швейные машины, спецодежда, магнитофон и карточки для выполнения физминутки.

Ход урока .

I Организационный момент .

1. Психологический настрой на работу в классе. Взаимоприветствие.

Прозвенел долгожданный звонок!

Начинать пора урок!

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поэтому мы должны с вами продемонстрировать свои знания и умения, мастерство и организованность. Давайте сделаем наш урок ярким и запоминающимся.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Дежурный, класс готов к уроку?

II Повторение пройденного материала.

1. Вопросы для повторения.

- Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом уроке.

(тема прошлого урока «Наволочка с клапаном»).

- Какие виды изделий относятся к постельному белью?

(к постельному белью относятся простыни, пододеяльники, наволочки)

- Какие ткани идут на пошив наволочки? Покажите на образцах .

(для пошива применяют хлопчатобумажные: ситец, бязь, сатин)

- Какие свойства имеют хлопчатобумажные ткани?

(хлопчатобумажные ткани легкие, прочные, впитывают влагу, быстро сохнут, переносят мыльные растворы и высокую температуру при утюжке и кипячении)

- Какие размеры бывают у наволочек и от чего они зависят ?

(размер наволочки зависит от размера подушки, размеры могут быть: 60 X60, 65 X65, 70 X70, 75 X75)

- Какие швы применяют при пошиве наволочки?

(при пошиве применяют шов в подгибку с закрытым срезом, им обрабатывают поперечные срезы, и двойной шов при обработке боковых сторон)

- Из скольки деталей состоит наволочка?

(наволочка состоит из 1 детали: наволочки с клапаном, длина клапана не менее 25 см.)

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с повторением пройденного материала.

2. Анализ проверки домашнего задания.

III Сообщение темы и целей урока .

Тема нашего урока «Пошив наволочки с пооперационным разделением труда».

Мы с вами уже выполняли пошив наволочки индивидуально, а сегодня мы выполним пошив с пооперационным разделением труда, научимся планировать свою работу, разделять пошив на операции, сравнивать способы пошива.

IV Изучение нового материала.

1. Объяснение материала учителем .

Многие из вас, закончив школу, могут пойти учиться на швею, а работая на фабрике швейной промышленности, пошив выполняют пооперационно. Что же такое пооперационное разделение труда?

На швейной фабрике одежду изготавливают по непрерывно- поточному способу. Весь пошив разбит на большое количество мелких операций, следующих одна за другой. Каждую операцию выполняет один человек, вшивая свой рабочий номер. Перемещение полуфабрикатов производит конвейер- это движущаяся лента. К концу потока пошив изделия заканчивается. В конце конвейера- рабочее место контролёра ОТК (отдела технического контроля). Контролёр проверяет качество изделия и если находит брак, то по рабочему номеру швеи приносит изделие на исправление брака.

2. Работа с планом пошива. Коллективная беседа.

Как же нам разбить пошив на мелкие операции?

Давайте вспомним, с чего мы начинаем пошив наволочки?

(ответы учащихся: работу начинаем с обработки поперечных срезов швом в подгибку с закрытым срезом).

Верно, это и есть первая операция.

(отметить длину клапана, заложить его и заколоть булавками).

Это второй этап операции.

Назовите следующий этап работы.

(вывернуть изделие и проверить качество)

Правильно, это четвертый этап. Что далее?

(провести влажно-тепловую обработку и сложить по стандарту)

Молодцы, это пятая операция.

3. Вывод.

Работая с пооперационным разделением труда, у швеи вырабатывается скорость до автоматизма, поэтому увеличивается производительность труда, качество, и соответственно, зарплата швеи.

4. Словарная работа.

Ребята, работая, мы встретили новые слова:

Пооперационное разделение труда- пошив изделия разбит на мелкие операции.

Полуфабрикат- несшитое до конца изделие.

Конвейер- лента, которая передвигает изделие.

Брак- некачественно выполненная работа.

Контролер ОТК- человек, который отвечает за качество изделия.

Проговаривание, объяснение смысла слов и запись их в тетрадь.

V Закрепление материала .

1. Работа по вопросам.

Ребята, давайте вспомним, что такое пооперационное разделение труда?

(пооперационное разделение труда- это когда пошив разбит на множество мелких операций).

Почему швея должна шить быстро и качественно?

(швея должна шить быстро и качественно, потому что от её работы зависит работа остальных)

Кто следит за качеством пошива?

(за качеством следит контролер ОТК. Он по рабочему номеру швеи определяет брак, если он есть, делает возврат изделия для устранения брака)

Подумайте, когда можно исправить брак?

(брак можно исправить в свободное время или когда следующий работник снабжен работой)

2. Игровое задание «Самый быстрый и умелый».

Ребята, сейчас я предлагаю немножко поиграть. Задание называется «Самый быстрый и умелый». Я вызову 2 человека. Их задачей будет- быстро и правильно расположить последовательность этапов операции.

Приступаем. А остальные внимательно следят и в конце исправляют ошибки, если таковые будут.

3. Физминутка.

VI Практическая работа.

1. Повторение правил безопасной работы.

Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав, расскажите о правилах безопасной работы с этим инструментом.

Наша матушка – игла

Строчку по полю вела.

Строчка в строчку, строчка в строчку-

Будет платье вашей дочке.

(швейная машина)

Весь мир обшивает,

Что сошьёт- не надевает.

(игла)

То взад, то вперед

Ходит- бродит пароход.

Остановишь-горе!

Продырявит море!

(утюг)

Два кольца, два конца,

Посередине- гвоздик.

( ножницы)

2. Распределение операций среди учащихся.

3. Одеть рабочую форму.

Выполнение практической работы под контролем учителя.

4 . Анализ практической деятельности.

VII Домашнее задание.

Повторить план пошива наволочки.

VIII Итог урока.

Какую тему мы изучили?

(мы изучили пооперационный пошив наволочки с клапаном)

В чем преимущество этого пошива перед индивидуальным?

(при пооперационном пошиве развивается скорость, улучшается качество изделия, повышается норма выработки)

Как понять выражение «сложить отутюженное изделие по стандарту»?

(это значит сложить правильно: соединив долевые срезы и сложить втрое, чтобы изделие имело товарный вид)

Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал, плодотворно потрудились.

Оценивание работ учащихся.

Спасибо за внимание. Всего доброго.