Сценарии тренинговых занятий, алгоритмы и тренинговая работа. Методические рекомендации сценарии тренинговых занятий Скачать сценарий тренинга

Развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий тренинга для педагогов «Познай себя»


Место проведения: психологический кабинет.

Продолжительность тренинга: 60 минут.

Цель: развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

Расположение участников: педагоги садятся за стулья, расположенные полукругом

Содержание

1. Медитативное упражнение

Инструкция. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Помолчите несколько мгновений. Возьмитесь все за руки. Почувствуйте энергию, исходящую от руки соседа. Подумайте о том, что стремление всего коллектива совпадают с мечтами каждого из вас. Каждая из женщин стремится к здоровью и благополучию. Все ждут любви и стараются реализовать свой творческий потенциал. Сегодня мы будем усваивать новые позитивные идеи, которые могут улучшить нашу жизнь. Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! Повторите! Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! 1-2-3 откройте глаза.

2. Упражнение "Позитивные установки"

Ответьте на вопрос: "Вы любите себя? Почему вы любите или не любите себя? Что мешает вам, любить себя?" (ответы педагогов).

Чтобы быть счастливой, чтобы у вас всегда были хорошие отношения на работе, со всеми окружающими вас людьми, вы должны научиться любить себя.

Если вы не любите себя, вы не можете наслаждаться положительными взаимоотношениями. Вы думаете, любовь к самому себе – это тщеславие и самовлюбленность. Однако эти качества не имеют ни малейшего отношения к любви. Тщеславие и чванство – следствие недостатка самоуважения. Если вы, например, зациклены на своей внешности, то чувствуете себя не уверенно и пытаетесь сделать себя более приемлемыми для окружающих.

Но наше достоинство не вытекает из физической красоты: оно основано на том, насколько мы любим себя. Если вы не любите себя, то не можете любить и других. Любовь к себе всегда помогает оставаться спокойными и уверенными в себе и налаживать прекрасные отношения в коллективе. Вы должны любить себя, такими, какие вы есть, и знать, что вы достойны любви.

3. Работа с зеркалом

Давайте сейчас поработаем с зеркалом. Возьмите зеркало, посмотрите с любовью, глядя в глаза своему отражению, и скажите: "Я люблю тебя, я в самом деле люблю тебя". Повторите 3 раза: "Я люблю тебя, я в самом деле люблю тебя". Полюбуйтесь на себя? Посмотрите, как вы прекрасны? Занимайтесь этим каждое утро, говорите себе: "Я люблю тебя. Что я могу сделать для тебя сегодня, чтобы быть счастливой". Повторите 3 раза: "Я люблю тебя. Что я могу сделать для тебя сегодня, чтобы быть счастливой". Затем прислушайтесь к своим внутренним потребностям. Это может быть что-то незначительное, но прислушиваясь, вы начнете доверять себе, и скоро обнаружите, что вам легче доверять и остальным.

Если у вас появляются неприятные ощущения, подойдите к зеркалу и скажите себе ласковые слова, напомните себе: "Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя". Повторите 3 раза: "Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя". Подождите когда уйдут плохие мысли, они уничтожаются вашим желанием любить себя. Помните, что любовь к себе намного важнее любого переживания: эмоции стихнут, а ваша любовь останется неизменной.

Если происходит что-то восхитительное, подойдите к зеркалу и скажите: "Спасибо. У меня все замечательно, все хорошо". Повторите 3 раза: "Спасибо. У меня все замечательно, все хорошо". Признайте, что вы - причина всего хорошего в вашей жизни. Чем больше вы уважаете себя, тем чаще у вас будет повод для уважения.

Чаще говорите себе:

"Я заслуживаю жизнь - хорошую жизнь! Повторите. Я заслуживаю жизнь - хорошую жизнь!
Я заслуживаю любовь, много любви! Повторите. Я заслуживаю любовь, много любви!
Я заслуживаю жизни комфортной и богатой! Повторите. Я заслуживаю жизни комфортной и богатой!
Я заслуживаю радость и счастье! Повторите. Я заслуживаю радость и счастье!
Я достоин свободы – быть всем, кем я могу стать! Повторите. Я достоин свободы – быть всем, кем я могу стать!
Я заслуживаю всего самого хорошего в жизни! Повторите. Я заслуживаю всего самого хорошего в жизни!
Я принимаю эту насыщенную жизнь с радостью, удовольствием и благодарностью, потому что я достоин её. Повторите. Я принимаю эту насыщенную жизнь с радостью, удовольствием и благодарностью, потому что я достоин её.
Я особенная и неповторимая. Я люблю себя. Повторите. Я особенная и неповторимая. Я люблю себя".

Расскажите, что вы чувствовали глядя на себя?

В процессе обсуждения участникам предлагается сообщить о своих впечатлениях и трудностях.

4. Психологическая зарядка
Зарядки помогут педагогам овладеть приемами релаксации, способствуют повышению энергетического потенциала.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 6 раз.

  1. 1.Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: "Я одобряю себя".
  2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: "Я думаю о хорошем".
  3. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо – влево, повторить: "Каждый день чудесен".
  4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: "Я – королева" (правая нога – левая нога).
  5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: "Мои мечты сбываются".
  6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: "Я решаю любые проблемы".
  7. Массируя мочки ушей, зажмуривая по переменно левый и правый глаз, повторить: "Будущее прекрасно".
  8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: "Я любима, любима" (затем левой рукой - правый локоть).
  9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: "Мне всё удаётся".
  10. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: "Я спокойна".

Скажите, что вы ощущали при выполнении упражнений?
В процессе обсуждения предложить участникам возможность описать их ощущения при выполнении упражнений.

5. Упражнение "Какая Я?"

Это упражнение позволит определить отношение к самому себе.
- Даю вам 4 минуты, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получится больше всех?
После составления предложить собрать их в подготовленную коробку. Ведущий перемешивает листочки и зачитывает их в случайном порядке.

6. Упражнение "Кто это?"
- Я зачитаю достоинство кого-то из педагогов, а вы отгадайте кто это?
Затем отметить, кто самый очаровательный, привлекательный, счастливый, уверенный в себе человек, кто любить себя, и принимает себя позитивно, таким какой он есть (у кого больше всего достоинств).
- Любовь к самим себе – это та сила, что исцеляет нас. Любите себя как можно сильнее и отдавайте любовь другим.

Научившись любить себя, мы становимся сильными. Наша любовь к себе поднимает нас с уровня жертв до уровня победителей. Наша любовь к себе привлекает к нам чудесный жизненный опыт. Люди, хорошо чувствующие себя, естественно привлекательны, потому что обладают замечательнейшей аурой. Они всегда побеждают в Жизни. Мы можем захотеть полюбить себя. Мы тоже можем быть победителями. Мы созданы быть победителями.
Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться, приятно ли им было писать о своих достоинствах, были ли затруднения определить эти достоинства.

7. Игра "Луноход"
Описание процедуры. Упражнение выполняется в круге. Ведущий встает на четвереньки! И ничего не объясняя участникам начинает медленно и сосредоточенно двигаться по внутренней части круга от участника к участнику. Поравнявшись с коленями первого из сидящих членов группы, ведущий медленно поворачивает к нему голову, внимательно и по возможности серьезно смотрит ему в глаза и говорит веско и внушительно: "Я – Луноход – 1". Затем, опять устремив взгляд в ближайшую точку перед собой, тем же способом двигается к следующему участнику, где повторяет эти слова. Как только кто-то из участников не удержался и засмеялся, ведущий поворачивается к нему и произносит: "Слышу вас – Луноход – 2, вставайте сзади меня и продолжим движение. Это приказ. Как поняли Луноход – 2". Теперь уже два лунохода медленно двигаются по кругу. Каждый из них сообщает всем, мимо кого проходит, что он Луноход с соответствующим номером. Следующий рассмеявшийся участник становиться Луноходом – 3 и т.д. пока вся группа не оказывается на четвереньках.

В заключение ведущий объявляет, что мы побывали в космическом пространстве и предлагает посмеяться.

8. Медитативно - релаксационное упражнение "Радость любви"
На фоне музыкального сопровождения Ф. Шопена "Ноктюрн" произносятся формулы внушения позитивного отношения к себе, к миру (запись на аудиокассете).
В процессе обсуждения предложить участникам возможность описать их ощущения при прослушивании формул внушения.

9. Упражнение "Аутотренинг"
- Сегодня еще один совершенный день на Земле. Мы проживем его с радостью. Повторяйте за мной.
Я живу в любви и гармонии со всеми…
Я люблю себя… я люблю жизнь… я в гармонии с жизнью…
Я излучаю созданную мной гармонию на всех тех, с кем соприкасаюсь….
Я несу спокойствие… я несу любовь в свой мир…
Мне спокойно… мне хорошо в нашем мире…
Сделали глубокий вдох и медленный выдох.

Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику обменяться впечатлениями, высказаться о своих ощущениях, оценить эффективность проведенного тренинга.

Сценарии тренинговых занятий

Вспоминается чья-то шутка об одном амбициозном поэте: "Написал пять стихотворений о любви – закрыл тему".

Можно, конечно, помечтать: вот гениальный педагог-новатор подробнейшим образом описывает свои уроки и даже демонстрирует их по телевизору – сотни тысяч менее талантливых учителей но всей стране тут же воспроизводят эти уроки с точностью до запятой и результат: в миллионах ленивых и туго соображающих учащихся вдруг вспыхивает неуемный огонь познания, и они личностно растут прямо на глазах. Тут и там, как грибы, множатся одаренности. Пара лет – и создана новая формация людей, готовых в принципе жить хоть при коммунизме.

Каково? К сожалению (а может, к счастью?), утопия. Пробовали уже – и описывать, и демонстрировать, и подражать. И не раз пробовали, особенно с педагогами-новаторами, – не получается. Делают вроде все, как учитель гений, ан нет – вылезет не вовремя какой-нибудь Вова Пупкин и жвачкой плюнет. И приходится на него, родимого, орать и отвлекаться. В общем, дети мешают. Без них так бы замечательно внедрили талантливую педагогическую технологию...

Так же обстоит дело и со сценариями тренинговых занятий.

Нет волшебных сценариев, нет универсальных инструментов, нет чудодейственных рецептов, пригодных на все случаи жизни. Потому что – разговоры об уникальности личности каждого человека, оскомину давно набившие, не пустые. Потому что – мы и в самом деле все разные: и ученики, и учителя, и ведущие, и участники групп. Потому что каждый день – "не такой, как вчера". И потому что "нельзя дважды в одну и ту же реку...". А кроме того не раз уж напоминали лучшие умы: воспитывает не метод, а личность.

Поэтому и учат в педагогических вузах и университетах не тиражированию кем-то созданных планов и сценариев занятий, а общим принципам их создания, методологическим основаниям и методическим приемам.

Алгоритмы и тренинговая работа

Никто не сумел пока создать алгоритм воспитания души. Наверное, потому, что для каждой души он свой, ведь душа у каждого развивается по своему особому пути. Значит, психология – не наука? Наука, конечно, поскольку способна изучать общие закономерности, механизмы и проявления психики. Но там, где психология соприкасается с живой конкретной душой, – там она из науки превращается в искусство. А для искусства, как известно, основное правило – это приоритет исключений.

Художник, создавший произведение искусства, при всем желании не сможет передать ученикам алгоритм создания истинно талантливого произведения. То есть он, безусловно, сможет поднапрячься и восстановить механическую цепочку шагов-действий, приведшую к созданию его собственного шедевра, сможет даже объяснить ученикам и заставить их выучить эту цепочку наизусть. Но смысла в этом не будет никакого – потому что, повторив эту



цепочку, его последователи получат в самом лучшем случае точно такое же произведение. Только на свет появится не новый шедевр, а копия уже имеющегося. А в этом случае об искусстве – о подлинном искусстве – речи нет.

Означает ли это, что в искусстве нет алгоритмов? Разумеется, не означает. Решая любую частную задачу – в рамках своей глобальной сверхзадачи, – художник, как и ученый, пользуется определенными средствами, приемами, представляющими собой известные алгоритмы. Можно рискнуть и высказать предположение, что создание произведения искусства или научное открытие – это результат новой комбинации известных алгоритмов, помноженной на неожиданные изменения в структуре какого-то алгоритма.

Точно так же происходит и в практической психологии. Отсюда понятна специфика работы ведущего тренинговых групп, впрочем, как и любого практического психолога: он должен владеть значительным количеством разнообразных алгоритмов (методов, приемов) и уметь комбинировать эти алгоритмы в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности (запроса заказчика, состава группы, особенностей отдельных участников, стадии группового процесса, последних политических новостей... направления ветра, в конце концов). Но этого мало. Если мы согласимся с тем, что деятельность практического психолога сродни искусству, то получается, что творчество – это просто-напросто его профессиональная обязанность. Стало быть, психолог должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя упражнения и изобретая новые.



Подобный уровень профессионализма достигается только на основе опыта и изначально заложенной способности к творчеству. Чтобы виртуозно "играть" приемами и упражнениями, надо очень глубоко понимать их смысл, прочувствовать их, то есть в каждом из них пройти миг переживания. Тогда каждое упражнение будет не сухим алгоритмом, схемой действий, пошаговым планом – а проживанием опыта, причем не только для участников группы, но и для ведущего. Проживая упражнение каждый раз вместе с группой, ведущий каждый раз приобретает новый опыт. Это не парадокс: психологические игры и упражнения имеют удивительное свойство, отличающее их от других "способов структурирования времени", как сказал бы Э. Берн, повторение которых не приносит ничего кроме скуки. Их содержание в любой момент готово блеснуть новой, не виданной ранее драгоценной гранью, повернуться неожиданной стороной. Вы можете десятки раз использовать одно и то же упражнение в разных группах, даже почти не модернизируя его, и обнаруживать в нем все новые смыслы – эти великолепные жемчужины для украшения личности.

Неисчерпаемость содержания психологических игр и упражнений как раз и есть площадка для запуска творческого фейерверка группового тренера. Тогда случается некий инсайт, и творчески примененный прием дает совсем не тот, что планировался ранее, но еще более грандиозный эффект. И ведущий чувствует крылья за спиной, видит результативность своей работы

и осознает, что может сделать в своем дневнике новую запись под скромной рубрикой "методические находки".

Но для этого нужно хорошенько освоить уже созданные алгоритмы, осознать хотя бы часть скрытых в них смыслов, отработать их, увидеть на практике, как они действуют именно в ваших руках. И тогда – творите! Пользуйтесь полученным инструментом для достижения ваших целей, помня о главном принципе: НЕ НАВРЕДИ!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО

Московский Государственный Университет Пищевых Производств

Тема: «Составление сценария тренинга»

Ображей А.В.

Группа: 11-ИУК-10

Преподаватель:

Арутюнова Н.И.

Москва 2014

Тренинг - это необычные ситуации с некоторыми ограничениями - правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. Любой тренинг проходит в группе и использует групповой ресурс. Однако, даже самый богатый потенциал группы не будет раскрыт, если психологическая обстановка в ней далека от уважительной, доверительной и безопасной. Для создания именно такой благоприятной обстановки и необходимы правила.

Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек. Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует также помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.

Правила тренинга предлагаются, обсуждаются и вводятся в самом начале работы курса и задают определенный формат общения, который содействует достижению конкретных поставленных перед тренингом целей. Обычно тренер предлагает ряд достаточно стандартных правил, и группа обсуждает их. Важно, чтобы правила принимались группой добровольно и с пониманием их реального смысла и оправданности. Это с самого начала заложит основы доверия. Чаще всего проблем с принятием правил не возникает, так как стандартные правила тренинга просты, проверены временем и практикой, и интуитивно понятны своей сутью и смыслом.

Правила тренинга:

1.Правило единой формы обращения

Главное, чтобы при этом все, включая тренера, находились в равных условиях: называть кого-то одного на «Вы» и по отчеству, в то время как все остальные говорят «ты» и пользуются только именами, недопустимо.

2.Правило актуального общения

Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.

3. Правило конфиденциальности

На любом тренинге, даже если он всего лишь учит правильному написанию налоговых отчетов, люди оказываются гораздо более уязвимы, чем в повседневной жизни. Даже если тренинг не предполагает раскрытие сколь-либо глубоких чувств и переживаний, участник всё же в той или иной форме демонстрирует свою профессиональную и личностную зрелость и компетентность и не может не понимать, что другие участники его так или иначе оценивают. Чтобы снизить тревожность, опасения и дискомфорт, связанные с этим, на тренинге вводится правило конфиденциальности: в группе все находятся в равных условиях, а вот вынесение чего-либо о происходящем за рамки группы признается недопустимым.

4.Правило персонификации высказываний

Любые высказывания вида: «Все знают, что…», «Мы все считаем…» всегда являются либо продуктом предельно субъективного, шаблонизированного мышления, либо попыткой манипуляции. Ни то, ни другое не продуктивно само по себе и уж безусловно мешает достижению целей тренинга. Поэтому автор любого высказывания на тренинге должен говорить только от своего имени: «Я считаю, я думаю, я уверен».

5.Правило искренности и уважительности

Чрезмерная тактичность редко идет на благо человеку в осознании и разрешении его проблем. Поэтому обратная связь должна быть искренней, но уважительной.

6.Правило пунктуальности

Для того, чтобы успеть качественно выполнить и освоить все содержание программы, необходима пунктуальность. Все участники должны являться вовремя и стремиться соблюдать регламент. Это также прописывается в правилах.

7.Правила пользования мобильными телефонами

Целесообразно сразу же договориться выключать телефоны на время тренинга или по крайней мере включать беззвучный режим - но как правило, включенные телефоны запрещены категорически. Это важно также и потому, что исключает возможность видео и аудио записи без ведома других участников и тренеров.

Это основные правила, уместные на любом тренинге. В зависимости от его направленности и специфики могут вводиться и иные, но базовые правила тренинга очень важны для первичного создания атмосферы, способствующей продуктивной работе.

Социально-психологический тренинг «Сплочение»

Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

· Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

· Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

· Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

· Осознание себя командой.

Состав участников: 15-20 человек.

Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут;

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

1. Организационный момент - 4 минуты

2. Вступление - 5 минут

3. Цель задачи - 3 минут

4. Разминка - 10 минут

5. Основная часть - 2 часа 20 минут (140 минут)

6. Подведение итогов, обсуждение- 30 минут

7. Завершение- 3 минуты

Ход тренингового занятия:

1. Разминка Упражнение «Пожалуйста»

2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

3. Упражнение «Постройтесь по росту!»

4. Упражнение «Печатная машинка»

5. Упражнение «Поезд»

6. Упражнение «Опустить предмет»

7. Упражнение «Переправа»

8. Упражнение-игра «Тик-так»

Вступление: Здравствуйте. Сегодня проведем тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разминка:Упражнение «Пожалуйста»

Цель : Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

Цель : познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель : Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Упражнение «Печатная машинка»

Цель : Выработка навыков сплоченных действий.

Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Упражнение «Поезд»

Цель : Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Упражнение «Опустить предмет»

Цель : Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Подведение итогов, обсуждение:

· Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

· Какие чувства испытывали?

· Что нового узнали о себе, о группе?

· Как будете использовать эти знания?

· Чему научились?

· Как это пригодиться в будущем?

· Что было важным?

· Над чем вы задумались?

· Что происходило с вами?

· Что нужно развивать на будущее?

Под социально-психологическим тренингом понимается комплекс методов психологического воздействия, направленных на приобретение знаний, опыта, развитие умений и формирование социальных установок в области межличностного общения. Это своеобразная подготовка человека к общению, направленная на развитие его коммуникативной компетентности. В результате у человека повышается адекватность восприятия себя, партнеров по общению, в целом ситуации в группе.

Активная включенность позволяет участникам проверить собственные представления относительно отношений, эмоций и поведенческих реакций других людей, дает им возможность осознать особенности своего поведения.

Особо эффективными приемами является создание таких ситуаций и упражнений, которые подразумевают под собой донесение необходимой информации и знаний путем грамотного воздействия через осознание участников. психологический тренинг социальный общение

Кроме этого эффективным методом является принцип исследовательской творческой позиции. Основой этого приема, служит то, что в процессе тренингового обучения участники самостоятельно обнаруживают, осознают и открывают для себя различные закономерности и идеи, берущие свое начало из психологии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. Составление программы обучающего корпоративного тренинга "Сплочение поликультурного коллектива международной компании" - из важнейших процессов в становлении профессионального коллектива.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2009

    Общее понятие и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения. Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как основные методы проведения тренинга партнерского общения.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности. Цели, задачи, условия реализации тренинга. Содержание учебного плана, его реализация через систему методических упражнений.

    реферат , добавлен 11.06.2011

    Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    Особенности проявления эмпатии у взрослых. Понятие социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг развития эмпатии и его возможности. Диагностика эмпатии у воспитателей дошкольных учреждений. Проведение контрольного эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Исследование содержания и методов социально-психологического тренинга. Выявление степени взаимопонимания среди сотрудников трудового коллектива предприятия ООО "АРТ-ТУР". Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Психологические нюансы и тонкости общения. Социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, снятие внутренних барьеров, мешающих эффективному взаимодействию.

Цель . Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия, активности общения.

Ход занятия

Педагог . Дорогие друзья! Наша задача заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое Я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний (эмоций, ощущений, мыслей); оценку своего внешнего облика.

Приветствие «Улыбка»

Цель . Принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создания положительного эмоционального настроя на партнера и занятие.

Педагог . Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуйте своего партнера по общению открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажите несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Анализ приветствия . Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 1. «Автобиография»

Цель . Восприятие и проявление представлений о себе в социальном и психологическом плане.

Задание . Составьте рассказ о себе.

Инструкция . Нужно представить себя окружающим. Рассказать о том, где учились, где живете, какой вы человек, какие у вас интересы, сколько вам лет, какого вы роста… Имейте в виду, что это ваша заявка о себе, сделайте ее оригинальной, интересной, привлекательной для окружающих.

Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи»

Цель . Личностная установка на самоанализ.

Задание . Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция . Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:

Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.

Упражнение 3. «Принятие себя»

Цель . Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание . Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция . Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.

Упражнение 4. «Рисунок Я»

Цель . Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.

Задание . Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция . Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция – в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

Упражнение 5. «Девиз»

Цель . Отражение с помощью девиза жизненных установок.

Задание . Сформулировать свой девиз.

Инструкция . В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе – ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.

Упражнение 6. «Мое настроение сегодня»

Цель . Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.

Задание . Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.

Инструкция . Выскажите свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь».

Анализ занятия . Анкета «Мнение»

Имя участника тренинга _______________________

Дата занятия _____________________

  1. Степень твоей включенности: 0 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 (Обведи кружочком соответствующий балл.)
  2. Что мешает тебе быть более включенным в занятие?
  3. Твои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе; б) по отношению к группе; в) по отношению к ведущему.
  4. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.
  5. Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? Почему?
  6. Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.).
  7. Что ты еще хотел бы написать?

Домашнее задание «Какой Я»

На листе бумаги выпишите приведенные ниже вопросы и ответьте на них:

  1. Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи.
  2. Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему.
  3. Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю.
  4. Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность.
  5. Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить.
  6. Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать.
  7. Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.

Готовые сценарии тренингов "Активные продажи" и "Работа с возражениями" вы всегда можете приобрести в разделе " ". Готовые уникальны и содержат только самые лучшие, самые работающие материалы по своей теме.

"Только самые опытные тренеры могут позволить себе работать без сценария тренинга. И то - в редких, можно сказать, исключительных случаях. Сценарий тренинга - жизненно важная часть подготовки к проведению любого обучения. Как же сценарий делается?

Прежде всего, должен быть готов теоретический материал и упражнения (о том, как это делать см. статью « »). Сценарий тренинга - это объединение уже готовых элементов и эпизодов в единое полотно. Если что-то приходится разрабатывать в процессе написания сценария, это серьёзно замедляет работу.

Итак, всё готово - можно приступать к сведению разбросанного по разным местам и файлам в единое целое. Выполняется это по несложному алгоритму.

1. Создать временной каркас. Нужно взять лист бумаги и разбить его на несколько колонок - каждая колонка это день тренинга (если тренинг однодневный, то можно пропустить этот момент). Следом проводится черта поперёк колонок - это время обеда. Затем пунктирными линиями (параллельными «линии обеда») выделяются перерывы на кофе. Всё, каркас готов.

2. Заполнить каркас материалом. Следующий шаг - перенос всего имеющегося материала на лист с временным каркасом. Разумеется, переносится только названия («мини-лекция о работе с возражением», «упражнение «Продай попугая» и пр.).

Зачем это делается? Сразу видно, сколько материала есть, нужно ли дополнительно что-то разрабатывать или наоборот - что-то отбросить, потому что просто не хватит времени. Те, кто пренебрегают таким заполнением временного каркаса, потом сталкиваются с ситуациями, например, когда первый (из двух) день тренинга уже заканчивается, а материал не освоен даже наполовину.

Что ещё важно, при заполнении временного каркаса - следить за разнообразием видов активности.
Два повторяющихся вида активности ставьте как можно дальше друг от друга. Например, если есть два подряд отработки в парах и обе нужны, лучше поставить между ними работу на сцене или мозговой штурм участников. Или хотя бы игру-разминку. Подобробрать необходимую игру вы можете . Тренинг, где виды активности одинаковы, становится пресным и скучным.

Однажды, когда мне было необходимо отработать один приём, но так, чтобы люди могли его выполнить даже ночью, спросонья, я придумал шесть разных видов активности. Участники тренинга:

1. Смотрели видео, где тренировались замечать сам приём;

2. Письменно формулировали фразы приёма;

3. Обменивались фразами, выбирая самые удачные;

4. Отрабатывали в кругу, играя в «горячую картошку»;

5. Соревновались на скорость - кто больше фраз сможет вспомнить за минуту;

6. И, наконец, работали в парах в рамках деловой игры, где тренировали использование этого приёма в рабочих ситуациях.

В результате - все усваивали, все применяли с хорошим результатом. А главное - не было однообразия. Обучение проходило живо, энергично.

3. Создать текстовую версию сценария. Когда временной каркас заполнен (и что-то добавлено, что-то убрано), пора приниматься за написание сценария. Практика показала, что самый удобный вариант оформления сценария - это таблица из трёх колонок. Первая - название активности (мини-лекция, просмотр видео-фрагмента, работа в группах, общая игра, работа на сцене и пр.) и время, выделяемое на этот вид активности. Вторая колонка - это содержание (опорные тезисы лекций, инструкции к упражнениям, вопросы для обратной связи и т.п.). Третья колонка - это планируемый результат. Иногда пишут о целях (цель упражнения - создание рабочей атмосферы), но лучше писать в терминах результата (результат упражнения - создана рабочая атмосфера). Для удобства вы можете ориентироваться на те цели и результаты, которые прописаны в .

О результате нужно писать обязательно, особенно в начале тренерской карьеры. Это - серьёзная страховка для тренера. Если он затрудняется сформулировать результат , то участники тем более не поймут, зачем они это делали. Получится, что они чем-то занимались, а для чего - не ясно. Как правило, это вызывает недовольство и усложняет тренеру работу. Так что лучше не лениться, а добросовестно прописать все результаты.

Так же желательно записывать инструкции к упражнениям. Здесь тоже не стоит уповать на «как-нибудь выкручусь». Практика показывает, что если тренер не может записать, то участникам он объяснить не сможет тем более. Когда инструкция записана, гораздо лучше видны пробелы, логические дыры и непонятные места. В инструкции прописаны четко и подробно, у тех, кто опирается на них, вопросов и непоннятных моментов обычно не возникает.

Последнее, на что стоит обратить внимание при написании сценария - это его связность. Переходы от одного элемента тренинга к другому нужно обосновывать, для участников они должны быть предельно логичными (может быть, не предсказуемыми, но всё-таки логичными).

Например, участники сначала провели мозговой штурм, где собирали основные возражения клиента. Если посадить их сейчас отрабатывать эти возражения, это будет нелогично - ведь не было обучения приёмам работы с возражениями. Другое дело, если после мозгового штурма дать информацию по работе с возражениями, потом всем вместе разобрать, как с помощью рассказанных приёмов работать с записанными возражениями, и уже затем садиться в пары для отработки. Так будет стройно и логично.

Написание сценария тренинга - дело небыстрое. Часто это достаточно механическая работа, требующая большой внимательности и сосредоточенности. Не удивительно, что от неё хочется увильнуть.

Тем не менее, все (без исключений) обязательно прописывают сценарии к своим тренингам. Потому что это - залог качественно сделанной программы.

Думаю, имеет смысл перенимать лучший опыт. на этом сайте вам в помощь!

Павел Зыгмантович, тренер с 2001 года, коуч для тренеров,
специалист по созданию уникальных тренинговых программ.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Встречи уверенных людей

    Это упражнение позволяет участникам тренинга отработать умение уверенно общаться в любой ситуации, даже когда у них «что-то не так» (не так одет, не так причесан, не так себя чувствует). В процессе упражнения участники опытным путем понимают, что все барьеры, препятствующие общению, только в голове говорящего. Если вы «ОК», то внешние признаки для собеседника отходят на второй план. Поэтому, если убрать лишние мысли, ненужные жесты,— уверенность станет естественным состоянием.

    В упражнении есть некоторая доля вызова . Если некоторые участники чувствовали себя во время упражнения неуверенно,— они увидят проблему и их мотивация на изменение значительно повысится.

    В разработке описано проведение упражнения в рамках тренинга уверенности , для которого оно идеально подходит. Также упражнение удачно подходит для тренингов стрессоустойчивости, тренингов трудоустройства и тренингов знакомств .

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах , так и в тренингах личностного роста .

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

Популярное