Экономическая обоснованность расходов. Обоснование доходов торговой организации на перспективу Экономическое обоснование доходов

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения го­сударством и органами местного самоуправления своих функций.

Организация системы доходов бюджета базируется на следу­ющих определенных принципах :

1. Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспе­чивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления. Прин­цип достаточности достигается двумя метода­ми: путем сокращения расходных обязательств органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируе­мыми потребностями.

2. Принцип стабильности доходов бюджета. Нормативные ак­ты, определяющие формирование бюджетных доходов (налого­вое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирую­щие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны ус­танавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабиль­ность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.

3. Принцип относительной автономности до­ходов бюджета каждого уровня. Базируется на четком, установ­ленном на длительный срок разграничении полномочий в облас­ти доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закреплен­ными за бюджетом конкретного уровня расходами должны зак­репляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.

4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. Заключается в установ­лении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое наиболее целесооб­разно в конкретной экономической ситуации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ).

Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством РФ, федераль­ные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений. Основным источником налоговых доходов являются вновь соз­данная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспре­деления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Неналоговые доходыпо сравнениюс налоговыми име­ют ряд отличий:

Механизм их установления, исчисления и взимания опреде­ляется соответствующими законодательными актами: о порядке использования и приватизации государственного и муниципаль­ного имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным ко­дексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушени­ях и др.;

Они могут носить как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на при­нудительной и добровольной основе;

Основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, характерных для налоговых платежей;

Большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными дохо­дами.

Основными видами неналоговых доходов являются:

Доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности: полученная арендная плата за сдачу имущества во временное пользование и/или владение; средства от передачи имущества под залог и в до­верительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акци­ям, принадлежащим органам государственной власти и органам МСУ; часть прибыли государственных и му­ниципальных унитарных предприятий и т.п.;

Доходы от платных услуг, оказываемых органами государ­ственной власти и органами местного самоуправления;

Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения иму­щества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

Средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, посту­пившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федера­ции, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные сум­мы принудительного изъятия;

Прочие неналоговые доходы.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Феде­рального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ) безвозмездные перечис­ления включают: поступления в виде финансовой помощи, полу­ченные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в форме дотаций и субсидий; субвенции из федерального фонда компен­саций и/или из региональных фондов компенсаций; безвозмезд­но полученные средства от физических и юридических лиц, меж­дународных организаций и правительств иностранных госу­дарств и др.

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, их формирование и использование осуществляется в особом порядке и определяется еже­годно соответствующими законами и нормативными правовыми актами.

В целом, все доходы бюджета можно классифицировать в соответствии со следующими признаками:

1. По методу взимания все доходы бюджета делятся на налого­вые и неналоговые.

2. В зависимости от государственного устройства страны раз­личают доходы федерального бюджета, доходы бюдже­тов членов федерации и доходы местных бюджетов.

3. По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения.

4. По юридическому основанию взимания доходов в бюджет разли­чают обязательные и добровольные платежи.

5. По праву собственности государства на аккумулируемые в бюд­жет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования.

Формирование доходов бюджетов различных уровней бюд­жетной системы РФ имеет свои особенности.

Доходы федерального бюджета, их состав и структура. Полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти при формировании доходов.

зачисляются налоговые доходы от следующих фед налогов и сборов, налогов, предусмотренных спец налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций,НДС,акцизы;НДПИ(за искл-м общерарспростр пол-х ископ),сбор за польз-е объектами ВБР,

гос пошлины.Неналоговые доходы:дох от использования имущ-ва,наход в гос собств-ти, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,наход в ведении орг гос власти РФ, - после уплаты налогов и сборов;части прибыли унитарных предприятий,таможенных пошлин и таможенных сборов,платы за негативное воздействие на окружающую среду

доходы от внешнеэкономической деятельности;Полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетовУстановление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять.Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года.Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов

1. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, их состав и структура. Полномочия субфедеральных органов законодательной и исполнительной власти при формировании доходов.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:налога на имущество организаций,налога на игорный бизнес,транспортного налога

Доходы от федеральных налогов и сборов:налога на прибыль организаций,НДФЛ;акцизы,сбора за пользование ОЖМ.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ:часть прибыли унитарных предприятий,платы за негативное воздействие на окружающую среду,дох от использ-я им-ва,наход в гос соб-ти,от платных усл,штрафы. Полномочия зак и исполн органов субъектов РФ по формированию доходов бюджетов субъект РФ1. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ.Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах и сборах, Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации

Статья 58. Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты

1. Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

единые для всех поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации;

единые для всех муниципальных районов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации, устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 137 и 138 настоящего Кодекса, могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с настоящим Кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Законом субъекта Российской Федерации представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить в порядке, предусмотренном настоящей статьей, единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

4. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 59. Полномочия субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Законы субъекта Российской Федерации о внесении изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъекта Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.

3. Внесение изменений в законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

Предприятия питания и другие хозяйствующие субъекты по аналогии с другими показателями финансовых результатов самостоятельно планируют доходы на планируемый период (год, кварталы, месяцы). Плановые расчеты доходов имеют большое значение для экономического обоснования ценовой стратегии и прибыли предприятий питания.

Основанием для планирования доходов являются:

  • - намечаемые плановые показатели оборота по реализации продукции и товаров;
  • - проектируемые показатели расходов предприятий питания;
  • - размер установленного налога на добавленную стоимость по видам оборота;
  • - прогнозируемые размеры наценок;
  • - материалы анализа доходов от реализации продукции и товаров, операционных и внереализационных доходов за предыдущие периоды.

В процессе плановых расчетов доходов могут быть при необходимости внесены коррективы в ранее намеченные показатели деятельности предприятия (совокупный оборот, численность работников и оплата их труда, расходы, наценки и т. п.). Этим обеспечиваются необходимые согласованность и взаимная увязка между всеми показателями хозяйственно-финансовой деятельности.

Экономическое обоснование производится по каждому виду доходов в отдельности. Основное внимание уделяется планированию доходов от обычной деятельности.

Первый подход носит целевой характер. Необходимая сумма доходов на планируемый период определяется на основе проектируемых показателей издержек производства, обращения и прибыли от реализации продукции и товаров (табл. 9.8).

Итак, намеченный уровень доходов (50,28% к обороту) выше отчетного года на 0,09% к обороту. Такой результат объясняется прогнозируемым увеличением в планируемом году уровня расходов и позволит комбинату питания повысить рентабельность, укрепить финансовое состояние и уровень конкуренции.

Второй подход предполагает формирование доходов на основе прогнозируемых показателей оборота по реализации продукции и товаров, издержек производства и обращения по видам оборота и уровня прибыли на планируемый период (табл. 9.9).

Таблица 9.8

Расчет необходимой суммы доходов от реализации продукции и товаров на планируемый год по комбинату питания

Средний уровень доходов в целом по комбинату питания - 50,28% к обороту рассчитан путем деления суммы доходов 54 925 тыс. руб. к сумме оборота 108 900 тыс. руб.

Третий подход базируется на материалах критической оценки результатов анализа доходов за предшествующие периоды (опытно-аналитический, экономико-статистический методы и др.). При этом надо учесть, что в условиях динамично меняющейся

Расчет доходов комбината питания по видам оборота на планируемый год

рыночной ситуации предприятия питания оперативно корректируют свою ценовую стратегию, что оказывает значительное влияние на уровень их доходов. Поэтому в процессе планирования изучаются факторы, которые повлияют на доходность предприятия питания. Одним из них являются проектируемые структурные сдвиги в совокупном обороте и уровни издержек производства и обращения в планируемом периоде.

Экономическое обоснование на планируемый год дополнительных доходов производится по каждому виду в отдельности. Методика расчета основных видов прочих доходов:

1. Доходы от арендных платежей устанавливаются на основе заключенных договоров, в которых отражается площадь передаваемых в аренду помещений, размер арендной платы и условия расчетов. Целесообразно предусмотреть использование помещений предприятия питания по прямому назначению, что позволит увеличить его доходы по обычным видам деятельности.

В нашем примере эти доходы определены в сумме 210 тыс. руб. против 255 тыс. руб. в отчетном году. Уменьшение доходов объясняется принимаемыми мерами по вызволению ранее переданных в аренду помещений.

2. Доходы от продажи ненужного имущества выявляются по данным технической службы предприятия о намечаемом движении основных фондов в планируемом периоде, степени их износа и прогнозируемой рыночной цене подлежащего к реализации имущества.

В нашем примере эти доходы определены на планируемый год в сумме 80 тыс. руб. (в отчетном они составили 60 тыс. руб.). Увеличение доходов является следствием планируемых вложений по обновлению материально-технической базы (см. § 50).

  • 3. Прибыль от совместной деятельности намечается на основе соответствующих договоров в зависимости от суммы и величины рентабельности этих вложений.
  • 4. Доходы от операций с ценными бумагами устанавливаются по данным финансовой службы о намечаемом движении этих средств в планируемом периоде и прогнозируемом уровне доходов.
  • 5. Доходы от предоставления заемных средств юридическим и физическим лицам определяются на основе заключенных договоров займа, в которых отражаются сумма этих средств и процентные ставки.

В процессе проведения плановых расчетов доходов от финансовых операций можно также исходить из учетной ставки рефинансирования Центрального банка РФ, которая в последние годы имеет тенденцию к снижению.

В нашем примере комбинат питания имеет доходы только от поступления арендных платежей и продажи ненужного имущества. Таким образом, сумма прочих доходов в планируемом году составит 290 тыс. руб. (210 тыс. руб. + 80 тыс. руб.).

Не все виды прочих доходов поддаются экономическому обоснованию на предстоящие периоды. Не так просто заранее предусмотреть нарушение партнерами своих обязательств, а следовательно, поступление штрафных санкций.

Доходы от списания кредиторской задолженности могут быть предусмотрены только в том случае, если в планируемом периоде истекают сроки ее давности.

В нашем примере такой задолженности нет.

Доходы от положительной курсовой разницы могут быть рассчитаны на основе намечаемых данных о движении средств на валютных счетах по мере изменения внешнеторговых операций и прогнозируемом Правительством РФ курсе иностранной валюты в планируемом году (отражается при разработке государственного бюджета страны). В планируемом году по предприятию такие доходы отсутствуют в связи с осуществляемыми мероприятиями по снижению курсов иностранной валюты.

Доходы от возможной дооценки стоимости материальных запасов могут быть определены на основе данных о движении этих запасов и прогнозируемом индексе цен в планируемо периоде. В нашем примере они составят 50 тыс. руб. В целом прочие доходы равны 340 тыс. руб. (290 тыс. руб. + 50 тыс. руб.).

В сводном виде сумма валовых доходов комбината питания в планируемом году отражена в табл. 9.10.

Таблица 9.10

Валовые доходы комбината питания на планируемый год

По данным табл. 9.10 можно судить о намечаемом улучшении состава валовых доходов предприятия в планируемом году. Наибольшие темпы роста установлены от реализации. Снижение доли дополнительных доходов предусмотрено в связи с сокращением в предстоящем периоде сдаваемых в аренду объектов недвижимости, отсутствием просроченной кредиторской задолженности и положительных курсовых разниц, укреплением коммерческих отношений с поставщиками сырья и товаров. Вместе с тем рост капитальных вложений позволит увеличить прочие доходы от продажи некоторых ненужных основных фондов.

Основные пути повышения доходности предприятий питания:

  • - уменьшение количества посредников на пути продвижения сырья и товаров от производства до предприятий питания;
  • - развитие сервисных услуг, оказываемых покупателям и посетителям;
  • - разработка и осуществление обоснованной ценовой политики и стратегии;
  • - улучшение структуры оборота предприятий питания в соответствии с меняющимися потребительскими предпочтениями;
  • - изыскание дополнительных доходов путем обновления материально-технической базы, улучшения деятельности коммерческой, расчетно-платежной и финансовой служб и др.
1

1 Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжская государственная академия водного транспорта»

В настоящее время одним из механизмов, позволяющих контролировать финансовые результаты деятельности организаций внутреннего водного транспорта (ОВВТ), является производственно-финансовое планирование, цель которого – достижение максимального уровня прибыли. Оптимизация управления финансовым результатом организаций внутреннего водного транспорта включает оперативное изменение плановых показателей доходов и расходов в соответствии с изменением спроса на перевозки и доходных ставок, что влияет на величину расходов организации и позволяет проводить комплексный экономический анализ расходов. В статье рассмотрен один из методов прогнозирования доходов, расходов и рентабельности грузовых перевозок организаций внутреннего водного транспорта, предложена модель обоснования доходов и расходов на перевозки грузов организаций внутреннего водного транспорта для получения максимальной прибыли, позволяющая оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

прогнозирование

внутренний водный транспорт

1. Абрамов А. А., Минеев В. И., Воробьева М. В., Маковецкая Т. В. Основы ценообразования в рыночной экономике: Монография. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2008. – 324 с.

2. Вайсблат Б. И., Шилов М. Е., Шилова Е. Г. Оптимизация управления финансами предприятия: Компьютерно-ориентированный подход: учебное пособие. – Нижний Новгород: Московский институт права, 2008. – 104 с.

3. Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта (утверждена Минтрансом РФ 08.03.1993 N ВА-6/152).

4. Сивоволов Н. В., Щепетова В. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий речного транспорта: учеб. пособие. – Н.Новгород: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2007. – 244 с.

5. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 415 с. – (Высшее образование).

Эффективность функционирования организаций внутреннего водного транспорта зависит от их способности обеспечивать необходимую прибыль. Это должно выразиться в достижении определенного уровня рентабельности, которая рассчитывается делением прибыли от перевозки грузов на величину эксплуатационных расходов.

При планировании доходов необходимо спрогнозировать величину доходных ставок и объема перевозок. Ранее доходные ставки (тарифы) на перевозку грузов устанавливались на 1 тонну груза определенной группы с учетом ставок на начально-конечные операции или на основе средней плановой себестоимости перевозок с начислением прибыли до 35 % от себестоимости перевозок. Такие подходы не отвечают современным рыночным условиям, так как не покрывают в полном объеме издержки транспортных организаций, не учитывают инфляцию и изменение конъюнктуры на рынке транспортных услуг . В настоящее время организации внутреннего водного транспорта, как правило, реализуют услуги по свободным ценам. Ценовая политика предприятия опирается на маркетинговые исследования. Цена реализации (доходная ставка) формируется под влиянием соотношения спроса и предложения на каждый вид услуг в определенном сегменте рынка, условий перевозки, срока и вида оплаты.

При прогнозировании объема перевозимых грузов можно воспользоваться методами исследования рынка продаж, например, эвристическим методом прогнозирования. Данный метод основан на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов . Прогнозируемый объем перевозок определяется по формуле:

Vпрогн - прогнозируемый объем перевозимых грузов;

О - оптимистическая оценка объема перевозимых грузов;

М - наиболее вероятная оценка объема перевозимых грузов;

П - пессимистическая оценка объема перевозимых грузов.

Также можно провести трендовое прогнозирование по отдельным грузам или группам однородных грузов:

, (2)

t - темп роста, который находится из выражения:

Vтек - объем перевозок за навигацию в текущем году,

Vпр - объем перевозок за навигацию в предыдущем году.

Если имеется динамика за ряд лет, может использоваться показатель темпа роста, полученный путем усреднения:

, (4)

n - количество лет;

t - темп роста.

На основе этих методов по каждому виду перевозок делается прогноз спроса:

хi - доходная ставка за перевозку одной тонны i-го груза или линии;

Ni - прогнозный спрос на перевозку i-го груза по доходной ставке di;

d1i, d2i… - возможные доходные ставки за перевозку одной тонны i-го груза в плановом периоде (навигации) по определенному направлению, руб.;

А1i, A2i… - прогнозный объем спроса i-го груза в плановом периоде по ставкам d1i, d2i … соответственно.

Эксплуатационные расходы на перевозку груза включают прямые затраты на топливо, портовые и навигационные сборы, заработную плату плавсостава и отчисления на социальное страхование, ремонт, КОФ, амортизацию судов и другие, а также косвенные расходы - долю затрат на управление судоходной компанией .

Для управления затратами необходимо их классифицировать по отношению к изменению объема перевозок грузов на постоянные и переменные. К переменным расходам можно отнести расходы на топливо, дисбуртсменты, навигационные сборы, переменную часть заработной платы плавсостава и отчисления на социальное страхование, рацион бесплатного питания, смазочные и навигационные материалы, электроэнергию, командировочные расходы, комплексное обслуживание флота, услуги судовой связи. К постоянным расходам можно отнести постоянную часть заработной платы плавсостава с отчислениями на социальное страхование, услуги государственных контролирующих органов, амортизацию судна и инвентаря, страхование судна, аренду судна, ремонт судов. Также к постоянным расходам относятся косвенные расходы по содержанию и управлению судоходной компанией .

Удельные переменные затраты на перевозку 1 тонны i-го груза определяется по формуле:

, (5)

ЭРперем - переменные эксплуатационные расходы;

k - статьи переменных расходов.

Рассмотрим метод прогнозирования доходов, расходов и рентабельности грузовых перевозок ОВВТ. При прогнозировании расходов будем исходить из значения удельных переменных затрат по каждому направлению перевозки и величины постоянных затрат.

Предполагая, что прогнозная кривая спроса (зависимость объема спроса от цены) является линейной функцией вида :

Построим функцию спроса для каждого направления (линии) перевозки грузов:

(9)

Тогда зависимость доходной ставки от объема спроса будет иметь вид:

С учетом принятых обозначений, определим валовую выручку-брутто в плановом периоде:

, (11)

Gi = min {Gпр i, Ni},

Gi - объем перевозимого i-го груза,

Gпр i - провозная способность флота по i-му грузу.

Величину эксплуатационных расходов на перевозку груза можно выразить следующей формулой:

(12)

Переменные расходы находятся по формуле:

, (13)

Si - удельные переменные затраты на перевозку 1 тонны груза,

m - количество направлений (линий).

Имея прогнозные значения доходов компании и его затрат, определим валовой финансовый результат (ФР):

(14)

Тогда налогооблагаемая прибыль (П) определяется как:

(15)

а, рентабельность (R):

(16)

Задачу по управлению доходами и расходами можно сформулировать в виде следующей модели: найти показатели {Gi*}, {xi*}, обеспечивающие максимальное значение прибыли, при ограничениях:

  • объём перевозок по каждому виду груза должен быть неотрицательным числом: Gi≥0;
  • доходная ставка на перевозку груза не должна быть меньше удельных переменных затрат на перевозку 1 тонны: хi > Si;
  • рентабельность перевозок не должна быть меньше желаемого уровня рентабельности: R ≥ Rо.

Сформулированная задача является задачей нелинейного математического программирования, решить которую можно с использованием программного продукта MS Excel, имеющего в составе математического обеспечения надстройку "Поиск решения" .

Для иллюстрации предлагаемой методики рассчитаем уровень доходов и расходов при заданной рентабельности для получения максимальной прибыли при следующих исходных данных (таблица 1).

Таблица 1

Исходные данные

Расходы на управление и обслуживание судоходной компании предполагаются равными 20 млн руб.

Результаты расчета:

При заданной рентабельности 15 % оптимальная доходная ставка на соль поваренную 247 руб./т, оптимальный объем перевозки - 382195 т; оптимальная доходная ставка на металлолом 438 руб./т, оптимальный объем перевозки 613750 т. Прибыль от перевозки грузов в целом составит 47431 тыс. руб.

Таким образом, предлагаемая модель позволяет проводить экономическое обоснование доходов и расходов и оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Рецензенты:

Вайсблат Борис Исаевич, профессор, д-р техн. наук, профессор кафедры венчурного менеджмента Нижегородского филиала научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Нижний Новгород.

Макарова Лариса Григорьевна, профессор, д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Нижегородского филиала научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Почекаева О.В. ОБОСНОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАНОВОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9301 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели и задачи диагностики экономико-финансового состояния предприятия. Анализ баланса и структуры капитала, оценка финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности и деловой активности. Оценка финансовых результатов и рентабельности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2011

    Проблемы обеспечения финансовой устойчивости предприятия, создания гибкой структуры капитала. Пути оздоровления финансового состояния предприятия ООО "Аргос", обеспечения постоянного превышения доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2017

    Экономическое содержание доходов и прибыли. Источники их формирования. Направления использования доходов и прибыли. Организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия. Факторы, влияющие на формирование доходов и прибыли.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Теоретические основы формирования и планирования прибыли в организации, основные методы анализа финансовых результатов. Показатели рентабельности деятельности организации. Резервы увеличения прибыли от продаж и определение эффекта операционного рычага.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2009

    Обобщенная оценка изменения структуры имущества и источников финансирования предприятия. Анализ финансовой устойчивости на основе абсолютных и относительных показателей. Факторный анализ рентабельности капитала. Определение финансовых результатов.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2013

    Сущность и формирование финансовых результатов деятельности предприятия. Нормативно-правовое регулирование, анализ и оценка прибыли и рентабельности. Мероприятия по оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия, резервы увеличения прибыли.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2010

    Прибыль как основной показатель результатов деятельности организации. Понятие, формирование, распределение и основные функции прибыли. Факторы, влияющие на прибыль и резервы ее увеличения. Пути повышения прибыли предприятия на примере ООО "Солинг".

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

Потребительские общества и другие хозяйствующие субъекты по аналогии с другими показателями финансовых результатов самостоятельно планируют доходы на планируемый период (год, кварталы, месяцы). Плановые расчеты доходов имеют большое значение для экономического обоснования ценовой стратегии и прибыли предприятий торговли и питания.

Основанием для планирования доходов являются:

  • - намечаемые плановые показатели оборота по реализации товаров в целом, по видам и группам;
  • - проектируемые показатели расходов предприятий торговли и питания;
  • - размер установленного налога на добавленную стоимость по товарным группам;
  • - прогнозируемые размеры торговых надбавок и наценок;
  • - материалы анализа доходов от реализации товаров, операционных и нереализационных доходов за предыдущие периоды.

В процессе плановых расчетов доходов могут быть при необходимости внесены коррективы в ранее намеченные показатели деятельности потребительского общества (торговый оборот, численность работников и оплата их труда, расходы, надбавки и наценка и т. п.). Этим обеспечиваются необходимые согласованность и взаимная увязка между всеми показателями хозяйственно-финансовой деятельности.

Экономическое обоснование производится по каждому виду доходов в отдельности. Основное внимание уделяется планированию доходов от обычной деятельности.

Первый подход носит целевой характер. Необходимая сумма доходов на планируемый период определяется на основе проектируемых показателей издержек обращения и прибыли от реализации товаров (табл. 10.6).

Итак, проектируемый уровень доходов (23,49% к обороту) ниже отчетного года на 0,54% к обороту. Такой результат объясняется намечаемым сокращением в планируемом году уровня Издержек обращения и позволит кооперативу для повышения Конкурентоспособности снизить размеры торговых надбавок по отдельным группам товаров.

Второй подход носит как бы ресурсный характер. В качестве ресурсов для формирования доходов принимаются прогнозируемые показатели оборота по реализации отдельных товаров и размеры торговых надбавок. Этот подход предполагает дифференциацию величины надбавок по товарным группам.

Таблица 6. Расчет необходимой суммы доходов от реализации товаров на планируемый год по потребительскому обществу

Третий подход базируется на материалах критической оценки результатов анализа доходов за предшествующие периоды t (опытно-аналитический, экономико-статистический методы и т. п.). Использование этих методов имеет серьезные недостатки. Определение уровня доходов на планируемый период на основе средних показателей его изменения за ряд предыдущих лет или его выравнивание по методу скользящей средней не позволяют учитывать особенности формирования доходов от реализации товаров. В условиях динамично меняющейся рыночной обстановки торговые организации оперативно и часто корректируют ценовую стратегию, что оказывает значительное влияние на уровень доходов. При анализе трудно выявить какие-либо устойчивые тенденции изменения уровня доходов, которые позволили бы их учесть при планировании доходов на предстоящий период без глубокого изучения конкретных факторов, под влиянием которых эти тенденции сложились.

Методика расчета основных видов операционных доходов:

  • 1. Доходы от арендных платежей устанавливаются на основе заключенных договоров, в которых отражается площадь передаваемых в аренду помещений, размер арендной платы и условия расчетов. Целесообразно предусмотреть использование помещений потребительского общества по прямому назначению, что позволит увеличить его доходы по обычным видам деятельности.
  • 2. Доходы от продажи ненужного имущества выявляются по данным технической службы потребительского общества о намечаемом движении основных фондов в планируемом периоде, степени их износа и прогнозируемой рыночной цены подлежащего к реализации имущества.
  • 3. Прибыль от совместной деятельности намечается на основе соответствующих договоров в зависимости от суммы и величины рентабельности этих вложений.
  • 4. Доходы от операций с ценными бумагами устанавливаются по данным финансовой службы о намечаемом движении этих средств в планируемом периоде и прогнозируемом уровне доходов.
  • 5. Доходы от предоставления заемных средств юридическим и физическим лицам определяются на основе заключенных договоров займа, в которых отражаются сумма этих средств и процентные ставки.

В процессе проведения плановых расчетов доходов от финансовых операций можно исходить и из учетной ставки рефинансирования Центрального банка РФ, которая в последние годы имеет тенденцию к снижению.

Не все виды внереализационных доходов поддаются экономическому обоснованию на предстоящие периоды. Не так просто заранее предусмотреть нарушение партнерами своих обязательств, а следовательно, поступление штрафных санкций.

Доходы от списания кредиторской задолженности могут быть предусмотрены только в том случае, если в планируемом периоде истекают сроки ее давности.

Доходы от положительной курсовой разницы могут быть рассчитаны на основе намечаемых данных о движении средств на валютных счетах по мере изменения внешнеторговых операций и прогнозируемом Правительством РФ курсе иностранной валюты в планируемом году (отражается при разработке государственного бюджета страны). В планируемом году по потребительскому обществу такие доходы отсутствуют в связи с осуществляемыми мероприятиями по снижению курсов иностранной валюты.

Доходы от возможной дооценки стоимости материальных запасов могут быть определены на основе данных о движении этих запасов и прогнозируемом индексе цен в планируемом периоде. В нашем примере они составят 50 тыс. руб.

В сводном виде сумма валовых доходов потребительского общества в планируемом году отражена в табл. 7.

Таблица 7 Валовые доходы розничной торговли потребительского общества на планируемый год

По данным разработочной таблицы 7 можно судить о намечаемом улучшении состава валовых доходов кооператива в планируемом году. Наибольшие темпы роста установлены от реализации товаров. Снижение доли дополнительных доходов предусмотрено в связи с сокращением в предстоящем периоде сдаваемых в аренду объектов недвижимости, отсутствием просроченной кредиторской задолженности и положительных курсовых разниц, укреплением коммерческих отношений с поставщиками товаров. Вместе с тем рост капитальных вложений позволяет увеличить доходы от реализации некоторых основных фондов.

Для экономического обоснования плана доходов предприятий питания учитывается установленный размер наценки по видам оборота. Он зависит от уровня расходов, намечаемого уровня прибыли и ставки НДС.

Экономическое обоснование доходов предприятий торговли производится на основе многовариантных плановых расчетов.

Наиболее распространенным методом является расчет планируемых доходов по видам оборота, уровень которых резко различается с учетом расходоемкости оборота по собственной продукции и покупным товарам (табл. 8).

Таблица 8 Расчет доходов предприятий питания потребительского общества на планируемый год

Размер наценки в табл. 8 (кол. 6) рассчитан по реализации

  • - собственной продукции - 60% (37,44% х 100%) / 62,56 %
  • - покупных товаров - 19 % (16% х 100%) / 84%

В этом примере рассчитанные наценки предназначены для возмещения расходов и получения предприятиями прибыли. Потребительское общество по этому виду деятельности не является плательщиком в бюджет налога на добавленную стоимость.

Основные пути повышения доходности предприятий торговли:

  • - уменьшение количества посредников на пути продвижения сырья и товаров от производства до розничной торговой сети, в частности увеличение ресурсов, формируемых на предприятиях потребительской кооперации;
  • - развитие сервисных услуг, оказываемых покупателям и посетителям;
  • - разработка и осуществление обоснованной ценовой политики и стратегии;
  • - улучшение структуры оборота предприятий торговли в соответствии с меняющимися потребительскими предпочтениями;
  • - изыскание дополнительных доходов путем обновления материально-технической базы, улучшения деятельности коммерческой, расчетно-платежной и финансовой служб и др.