Что нужно для продажи своих комиксов. Веб-комиксы как способ заработка

Здравствуйте!
Решился отправить вопрос в вашу рубрику, может быть вы сможете что-то мне посоветовать?)

Вопрос про творчество.

Дело в том, что я доучиваюсь на дизайнера, из-за болезни у меня это вышло с перерывом, поэтому лет мне не совсем мало. В перерывах я успел немного поработать, ни разу ни дизайнером, но иллюстратором и немного с приложениями и играми. То есть дизайн даже не совсем моя специальность, хотя он так или иначе мне интересен и полезен. При этом, я не из тех, не знаю, счастливых или наоборот, творческих людей, у кого нет ничего своего. Помимо обычных трендовых закорючек я хочу, и рисую, комиксы, правда еще только начинаю и у меня нет ничего очень популярного и законченного, но много-много историй и вдохновения и хорошая продуктивность. По большей части, из этих работ для себя я черпаю идеи и ращу навык, которые после использую в коммерческих работах. Но у меня нет иллюзий, если честно, насчет того, что комиксы когда-то будут меня кормить. Я довольно много и общался в этой среде, и просто смотрел, как что устроено у авторов, и вижу, что такие некоммерческие идейные вещи приносят мало денег. Вебкомиксов много, печатных много тоже, заметным там стать сложно, принты сейчас уже тоже все продают через посредников и так, и, насколько я могу судить по ценам, это не очень большой доход, хотя может что-то не знаю. В общем, как бы это объяснить, мне важно не столько сделать коммерческий продукт, если говорить о комиксе, сколько достаточно точно выразить свою мысль и рассказать историю, которую я считаю нужным и полезным рассказать. И я думаю, я пойду на определенные уступки, чтобы сделать эту вещь понятной более широкой массе людей, естественно, но я не думаю, что это будет настолько трендовая или популярная идея, чтобы хорошо меня финансово обеспечить, то есть я морально готовлюсь к тому, чтобы параллельно рисовать еще на кого-то, и коммерческие вещи, но честно говоря эта идея и необходимость постоянно разрываться вгоняет меня в депрессию. В добавок, возможно, это специфика того, что я работал только в своей стране, а она очень бедная, но я сталкивался с тем, что труд художника ценится не очень, демпинга много и он коварен, и надо буквально выгрызать зубами даже маленькую денежку за свой труд, потому что бытует мнение, что вроде как мне и просто сам процесс в радость, и что это очень легко, и что это все равно не тот уровень, что у топовых студий, поэтому и платить нормально не надо. В общем, много проблем.

И, если взять интересную мне сферу, авторов комиксов, то я даже не знаю, кажется, ни одного человека, кто этим бы зарабатывал себе на жизнь. Я имею ввиду, людей моего уровня, а не очень известные фигуры. То есть я не могу понять, возможно ли это воообще, жить на это, на комикс или на некоммерческие принты, именно как автор и как художник, исключая небольшую вероятность, которая все же очень небольшая, что я какой-нибудь ужасный самородок, которому ужасно повезет и все станет хорошо. В общем, я понимаю, что с дипломом я буду вроде как немного более статусный специалист и смогу попробовать поискать более оплачиваемую работу, но я знаю, что я все равно не смогу всей душой увлечься каким-то коммерческим проектом, и буду только и мечтать, как бы поскорее добраться домой и рисовать еще один рабочий день свои проекты. То есть, не уверен даже, что это хорошая идея, на это рассчитывать, и что стоит подобное планировать, потому что здоровье у меня далеко не ахти. Ну и в то же время, знаете, все эти рассказы про то, что ты и твой мир и твои идеи никому совершенно не нужны, бла-бла, и так уже полно нарисовали, миру нужна коммерция и продаваемые продукты, а Властелина Колец уже написали и всю мангу уже нарисовали.
В итоге я чувствую, что меня обманули.

Ну, я так стремился, я столько прошел, для того, чтобы заниматься делом своей жизни, которое я правда очень люблю, которое приносит мне вдохновение и счастье, и в черные периоды оно единственное, бывало, меня поддерживало, и мне казалось, что я самый счастливый человек на земле, когда я только поступил в художественное или когда я только получал первую работу. Но реальность слишком сурова, я не могу себя прокормить этим. Я не могу обеспечить нормальный уровень жизни себе. По отзывам, у меня хороший уровень работ и хороший вкус, и все на месте, но в процессе возникает куча разных трудностей, из-за чего с деньгами у меня не складывается, и сплошной завал предложений поработать "за пиар" или за микроденежку. А хочется хотя бы вкусно кушать иногда. Не говоря о том, что мне казалось, что это ужасно престижная профессия, а оказалось, что совсем наоборот, и, вроде как врач или юрист или еще кто - намного важнее, а зачем я нужен обществу - не ясно. Я понимаю, что это опять не совсем верно, и массовая культура формирует общественное мнение, и это так же важно, как журналистика, наверное. Но с другой стороны я слишком часто слышал, что я тунеядец, и что как игрушка успешно будет продаваться без художника, потому что иногда интересно играть и просто с квадратиками, так и общество успешно будет жить без художников, потому что это ведь просто досуг. Не говоря о тех художниках, кто не выполняет соцзаказ по популярным сейчас вещам, а что-то там свое, как Кафка, в ящик корябает.

Я уже даже начал между делом думать, что может, ну его, доучусь и буду переучиваться, например, на программиста. У меня типа все хорошо с логикой и точными науками тоже, так что в теории это не проблема, но я действительно всей душой люблю рисовать, и моя единственная мотивация тут только денежная и уныние от артрынка. На самом деле, идея переучиваться тоже вводит меня в уныние, но может я тогда все же смогу себя обеспечить, а жизнь научила меня тому, что это более важно, увы, чем любимое дело, хоть сомневаюсь, что нелюбимая профессия не вгонит меня в депрессию еще больше. В общем, ступор и я не знаю, как тут быть и есть ли какие-то шансы на просветление.

Может, вы можете что-то посоветовать?

Спасибо за ваше внимание и время.

(и да, анонимно, если что, пожалуйста)

Покажу!)
Вот, пару, наверное. На самом деле, люди очень жалуются, что оно слишком мрачное, и у меня бывают более позитивные вещи, честно. Просто, когда я рисую что-то коммерческое, у меня получается максимум вот (это я для стоков подрисовываю с горя), и это мой предел самомотивации, самоуговоров и попыток понять, что там вообще нужно широкому потребителю и чего от меня хотят.

Только и правда не показывайте, а то за мною кучка троллей ходит, узнают - съедят с повидлом. ^^

Со своей стороны напишу, что в приложении ко второму письму был шикарно нарисованный комикс. Т.е. рисовать автор умеет отменно, картинки интересные, товарные, все с ними хорошо. (Я бы даже сказала, что для большого комикса это слишком хорошо - за***шься такого качества целую историю рисовать - но бывают же люди, которым не жалко трудов.

Итак:
Да, есть люди, живущие на рисование комиксов. По крайней мере в Европе и Америке - есть. Не скажу, что их прямо миллионы - но тысячи - точно.
И они умеют зарабатывать зарплату на себя и кошку, и обычно еще ребеночка или двоих - это возможно. Я знаю лично двоих таких. Из которых один как раз пошел путем, описанным выше6 рисовал истории в картинках, такие смешные-философские, и вываливал их в интернет. Когда количество картиночек и их фанатов достигло критической массы, его заметил издатель, и начал делать то, что в таких случаях делают: книжку, еще книжку, ит сразу сумочку, кружку, майку, и все остальное.

Другой шел вторым из возможных путей, задумал сюжет, проработал его по всей форме (его, к слову, этому учили, т..к. он окончил вуз по классу мультипликации). Создал нормальный такой триллер со всеми делами, и отрисовал его. Получил такой том-историю, и нашел издателя. Потом еще год рисовал такой следующий. Оба рисовал, при этом работая на зарплате "в другом месте" - а именно - продавцом на кассе в супермаркете. Потому что пока не издал, жить таки было не на что. начиная со второй изданной книги доходов от книг стало хватать на то, чтобы по году рисовать следующую, вернее он чередует - в один год рисует большую одну, в следующий год - 4-5 маленьких.

Безусловно любая более или менее ладная история находит своего издателя. И естественно некоторые истории продаются лучше других. Например, историй трогательных и чудесных - великое множество, но до особой славы быстро прорвался автор истории tekkonkinkreet, у которого и этот комикс общей длиной в 600 страниц, и все последующие, страстно разрабатывают тему сирот, живущих на улице. (Вернее в новых книгах у него теперь сироты, живущие в сиротском доме). И конечно уже многие сказали, что рисует он совершенно гениально, но так же гениально рисуют еще сотни японцев. А прорвался он, конечно, потому что взял именно тему бедных сироток на улице. Ну да. Может быть и так. Но из его комикса сделали полнометражный мультфильм, и теперь он не только живет на свое творчество, он еще и совсем небедный человек.

И даааа, ну конечно же комикс "маус" прославился, потому что фашизм и концлагерь. Ну да, ну да, был бы он о чем угодно другом, никого бы не заинтересовали эти мыши. Но комикс про это - обязательно должны были заметить, везде про него написали, все прочитали, и вот автор состоялся. Многие его осудили за то, что он таким "дешевым" способом "набил себе славу". Однако - идея гениальная и автор молодец. Мог нарисовать что угодно, а нарисовал вот это, и так интересно тему разработал, все детали продумал.

И дада, конечно, есть еще такие хитрые, которые садятся на секс, потому что "у этого рынка никогда не бывает кризиса" - хорошо устроились. Но и они преуспевают там, потому что рисут свои картинки от всей души, потому что им нравится и хочется рисовать именно это, и фантазия и вдохновение у них работают хорошо именно в этом направлении. А то что рынок для этого есть - это никогда тайной не являлось. При этом, казалось бы, такой рынок, такой рынок, а известных "отцов" этого жанра, которые там известны и не вылезают из него десятилетиями - известных-то 20 человек, и не 1000 и не 10 000. Значит таки что-то в этом такое есть. что могут не все.

И вот сколько не кричи про "удачные темы", а наш Ямири (/Ян Михаель Рихтер) прославился настолько банальной историей, что аж не верится. Его жена бросила, и он нарисовал длинный и мутный комикс о страданиях мужика в четырех стенах, которого только что бросила баба. Все подробности мужского нытья, самосожаления, перемежающихся приступами гнева, стоки, скуки, и.т.д. 160 страниц нытья. Однако переиздается и продается уже больше 10 лет и не падает в рейтингах.

В общем - да, надо, конечно, найти хорошую тему. Которая потенциально будет интересна более чем 10 читателям, а если у всего этого будет еще какой-то глубокий социальный или политический аспект, это тоже поспособствует продажам.
Но с другой стороны опыт показывает, что любая тема может сработать, если сделать это умеючи, с душой и с надлежащей долей остроумия и глубины. Вон, у моего любимого Бастиена Вивеса продается вообще все - и девочка-балерина, и любовная история в бассейне.
В общем, да, есть на свете много тем, на которые можно рисовать комиксы так, чтобы они издавались и продавались, и этого хватало на жизнь автору. Насколько это реально в России - я не знаю, и даже готова поверить, что нереально. Но му живем в век интернета - если у тебя есть хорошая история, переведи на какой-нибудь немецкий-французский-английский (сам или денег кому-то дай) и пошли всем издателям - обязательно кого-то найдешь с хорошей книгой.

И конечно, с одной стороны, никто не сказал, что будет легко. Рисование (любое) это работа в пределах одного человеческого ресурса. Т.е. есть границы, дальше которых - не нарисуешь. Вот есть сколько-то часов в сутках, которые мы можем прорисовать - умножить их на максимальную скорость, когда еще не падает качество, плюс на максимальную продуктивность и вдохновение - и больше этого не нарисуешь, хоть убейся. С одной стороны - это совсем не так мало (по всяким мебиусам и Манарам видно, СКОЛЬКО можно понарисовать за каких-то 40 лет, если сидеть и рисовать беспрерывно - не пересмотреть!!!). Но это работа, из тех. когда каждый день встаешь, садишься за стол, и первым делом много часов рисуешь-рисуешь-рисуешь. И счастлив, что есть, что рисовать. Зато - любимое дело.
Т.е. жить на это можно, но пока живешь своим трудом, будешь довольно долго (несколько десятков лет) вкалывать много каждый день. А потом сможешь дальше жить поспокойнее на результаты только, если вовремя нарисованное раньше продашь.

Однако, мне кажется, что вся драма российских иллюстраторов вообще не в этом.
В Европе, там, где учат рисованию в определенном жанре, всегда сразу учат себя продавать. С самого начала. Для меня это когда-то было откровением - вот откуда эти ребятки уже в 20 лет знают, что надо делать. в какую точку надо бить, куда соваться, чтобы их работы появились там и тут. Оказывается им не только объясняют это во всех подробностях - им еще и помогают туда пролезть, это входит в часть программы. Пошел учиться - тебя научит и покажут тебе пути, куда это применить. У всех школ и профессоров есть свои "каналы" - есть галереи, которые регулярно делают выставки, и издательства, и агенты. и профессора дают своим студентам шанс показать свои работы там, и предложить тут. И в эти выставки берут - сначала одну выставку на 20 человек. Потом из тех, у кого хоть что-то купили, делают выставку на 8-10 человек, потом на троих, потом персональную. И так человек, за год-два до окончания, уже в нескольких местах выставился. И, если он проявляе настойчивость и просится еще, приносит новые работы, предлагает, то его берут еще, ставят в план, начинают обращаться. так же и с иллюстрациями - показывают портфолио из работ желающих поучаствовать знакомому агенту или издателю. Когда иллюстратору достается первое задание, можно еще пойти к профессору и обсудить, как бы его сделать получше, чтобы еще дали. И опять же - это уже двери, которые открываются, и остается в них пролезть. Конечно, пролезать должен каждый сам - ловить шансы, проявлять активность. но по крайней мере ясно, куда соваться! Это первый шаг ведь всегда - решающий.

Вот я недавно с интересом рассматривала блог очередной такой девочки, которая учится в школе комиксов в Брюсселе. Тюею она получает специализированное образование, ее делают именно автором комиксов, не просто иллюстратором. И я смотрю и думаю)в очередной раз то же самое) - это же надо. Такая молоденькая, и у нее уже такой четкий стиль. И она явно уже знает, куда грести. и гребет туда довольно активно. И вот она пишет про задания, которые ей дали - им там предлагают разрабатывать персонажей. Чтобы оптом этих персонажей поселить в какой-то истории, и истории с ними развивать. И им дали уже сколько-то принципов, по которым могут строиться типажи - например, среди прочих, "перевернутый герой". девочка там перевернула сказку про красную шапочку, и у нее главный герой - маленький бедненький волчонок в красном капюшончике - мимими. Но вот им же весь принцип объясняют, как этого героя создают, какие есть варианты, каким он мог бы быть. Какими могли бы быть сюжеты, которых оно будет участвовать. И помню, как Доминик учился в своей школе анимации, и их там учили сторибордингу: построению и развиванию сюжета до любого размаха, с любым количеством разветвлений и параллелей, и как сделать, чтобы регулярно у читетля интерес нарастал, и напряжение не падало, и.т.д. Там же и учат уже мыслить в направлении "такое никому не нужно" или "такое будет продаваться". не так, что "рисуй только кассовое", но они учат "корректировать" истории, героев и сюжеты, и направлять их правильным образом. например так, чтобы они не вываливались из какой-то целевой группы. Т.е., например, если "кормишь" одну группу, так корми ее тем, что она любит есть, в рамках жанра.

В общем - да, там, где на это живут, там частью образования является наука о том, как на это жить. Там студентам помогают считать. Я вот, с одной стороны, учила студентов, как планировать проект, чтобы он имел шанс сойтись к дедлайну. С другой стороны сама прошла курс совсем недавно - как считать стоимость иллюстрации, исходя из всех возможных прав, ограниченных, таких-сяких, там этих цен у каждой иллюстрации - 15 штук возможных. А курс был для студентов иллюстраторского вуза на втором курсе. :-) Я сидела, и как школьница, пыталась все понять, наконец, хоть сейчас уже. А я сама до этого торговала своими иллюстрациями в трех вариантах - в них я вот ориентировалась - эксклюзивные, неэксклюзивные, и эксклюзивные с ограниченным сроком. А тааам...

И понятно, что люди на здешнем рынке совсем иначе живут. У них нету ощущения, что их обманули, а есть ощущение, что надо работать и стараться - но есть несколько очевидных направлений, в которых надо грести, и тогда оно получится. А если долго не получается, есть специалисты, способные посмотреть и сказать, что человек делает не так. Потому что в поведении рынка некая мистика присутствует, но не до такой степени, чтобы совсем было не ясно, где ошибка. На какой-то
средний уровень, при выполнении определенных правил, выгребают все.

И я понимаю, что этого не хватает тем, кто в этот рынок просто так ныряют. Мне тоже не хватает, потому что училась я на другое. И поэтому в немецких реалиях так до сих пор и умею другое (которым больше не занимаюсь) продавать лучше, чем иллюстрации. Я чувствую этот пробел до сих пор. Но вижу, что его можно пополнять. Можно смотреть на коллег, у которых получилось продать похожее на мое. И смотреть, как они действовали, с чего начинали, в каком порядке что сделали. Многие вещи можно спросить и получишь ответ - многим не жалко (особенно это выражено в Берлине, тут очень щедро все делятся контактами и советами).

Посоветовать автору комиксов в России я ничего не могу. Это вопрос к вам, дорогие читатели - вы знаете хоть одного российского автора, который бы в Росси жил на рисование своих комиксов?
Я бы посоветовала такому автору создавать хорошие истории, переводить их на языки, и пытаться издавать в тех странах, где это имеет смысл. А издать параллельно русский вариант никто не мешает.
И советую учить английский, общаться с коллегами в других странах, задавать им вопросы, дружить блогами. Чтобы когда-нибудь его по дружбе позвали в проект, или поделились работой, или рекомендацией, или заказом, или каким-то еще шансом.
А когда появятся первые успехи - ездить туда, где его издали, ездить на выставки (комик-кон всякие), дружиться там с единомышленниками. Там же, кстати, новым издателям показывать новые свои вещи. И спрашивать их в лоб, кто на это живет и как. :-) Думаю, что много интересного можно узнать. :-)

P.S. А стоки - это не место, чтобы заработать хоть что-то, пока не зарабатывается на комиксах. Это ошибочное мнение, что стоки, это какое-то такое место. где можно заработать "легкие деньги" на изобразительных "отходах производства". На стоках кто-то зарабатывает - но это те, кто от всей души вкладывает туда очень много работы, с такой же отдачей, как в любую другую работу. Это совсем нельзя сделать "побоку" или между делом. Если нужно заработать немножко денег, чтобы было на что жить. пока по вечерам свой комикс рисуешь - ей Богу, проще действительно пойти продавцом в супермаркете или техдизайнером куда-то. Там будет сразу отмеренная какая-то зарплата, на которую можно рассчитывать. А стоки, это такие вещи, которые надо долго-предолго терпеливо поливать и ухаживать, прежде чем там что-то расцветет. И если это дело не нравится - то вообще лучше даже и не пытаться.

Александр Архангелов более четырех лет назад открыл первый в городе магазин комиксов Time to be a Hero. С тех пор у него появились, пропали и снова появились конкуренты, а сам бизнесмен увеличил ассортимент в сорок раз. Сейчас у него три магазина, работающих по 363 дня в году.

Формула «прочитаю и продам» не сработала

Началось все очень спонтанно. Я сам любил комиксы, читал много, заказывал за границей. Столкнулся с тем, что к нам перестали завозить русскоязычные комиксы от одного издательства. Появилась острая потребность в новых, и я подумал, что надо открыть свой магазин. Вложил две с половиной тысячи долларов, открыл небольшую точечку. Начинал с продажи оригинальных англоязычных комиксов, но постепенно методом проб и ошибок понял, что надо продавать на русском языке. Завез первую партию, и комиксы стали продаваться лучше, больше людей приходило. Но все же это было очень медленно, потому что для Беларуси в диковинку. Никто в упор не хотел читать комиксы, в основном заходила кучка людей, которые до этого общались между собой на форуме SpiderMedia.

Мы начинали примерно с 80 наименований, и все они были в единственном экземпляре: один комикс про Бэтмена, один про Дэдпула и так далее. Я тогда себе это очень странно представлял и ориентировался строго на свой вкус: мол, привезу, прочитаю, потом продам - кто-то еще прочитает. Но оказалось, что этот бизнес так не работает.

Сейчас у нас около трех тысяч наименований, некоторых популярных книжек может быть по двадцать копий. Примерно про половину из них могу свободно поддерживать разговор. Если не читал целиком, то хотя бы ознакомился, аннотацию обязательно читаю.

У нас работают пять человек. Выходные - только 1 и 2 января, во все остальные дни мы открыты с 10 до 20 часов. В Минске у нас два магазина, еще один - в Гомеле. К сожалению, опыт показал, что рано еще открывать филиалы в регионах, - возможно, придется гомельский закрыть.

Конкуренция у нас небольшая. Мы открыли свой первый магазин Time to be a Hero в начале 2013–го в подвальном боксе торгового центра «Силуэт». Через три года прямо напротив нас очень наглые ребята открыли магазин Comics Point: думали, что тактика сработает. Мы ввозим комиксы из России, приходится уплачивать НДС, поэтому наценка была чуть повыше. А ребята из «Комикс пойнт» сделали стоимость почти такую же, как в России в интернет-магазинах. Они начали с очень серьезного демпинга, и это сильно расшатало весь комикс-бизнес в стране. Но теперь их точка закрылась: они ввязались в комикс-конвент Unicon, залезли в долги и вроде бы до сих пор не расплатились. А как появилась «Комiкс крама»? Бывшие продавцы из «Комикс пойнта» решили заниматься тем же, чем и раньше, нашли инвестора и вот открыли новую точку. Мы приветствуем конкуренцию, это стимул расти и развиваться. Лояльность в нашем бизнесе нельзя назвать высокой, но все-таки есть покупатели, которые по каким-то морально-этическим принципам приходят именно к нам, первооснователям.

Фотографии

александр обухович

Это не смешно

Почему люди покупают комиксы? На этот вопрос легко ответить, если взять комикс в руки, прочитать его. Если это действительно хорошая история - вы сами все поймете. В книге воображение работает на 100 %; в кинофильме, наоборот, вам навязывают точку зрения режиссера и оператора, - тут ничего не изменишь. А комикс - это нечто промежуточное: ты видишь, как выглядят персонажи, понимаешь, что ими движет. История, в принципе, рассказана, но между кадрами остается пустое пространство, неохваченные промежутки времени, где включается воображение и читатель начинает думать: а вот тот персонаж - он умер или не умер? Что там такое произошло?

Комиксы давно уже ушли от своих истоков: если в позапрошлом веке это были действительно комичные истории, то уже лет восемьдесят их жанр коренным образом изменился. В конце тридцатых-сороковых появляются рисованные супергерои, и сейчас до 90 % всех комиксов - это именно супергероика. Но до сих пор жив такой стереотип: мол, все эти ваши комиксы - детское чтиво, смешные побасенки. Его очень легко разрушить, дав скептику пару наших книжек.

Однажды к нам зашла женщина: просто увидела вывеску и решила заглянуть, посмотреть что-нибудь сыну. Увидела комикс «Фотограф» - это история о поездке миссии Красного Креста в Афганистан. Комикс представляет собой смесь документальной фотосъемки с кадрами, дорисованными от руки. У этой женщины отец служил в Афгане, она ему и подарила эту книгу. Потом вернулась поблагодарить, говорила, что отец читал со слезами на глазах. Эта история говорит о том, что комиксы - универсальный жанр.

Наш средний покупатель - это студент последних курсов или только начавший работать выпускник примерно 22–25 лет. То есть это люди, способные заработать на удовлетворение своего интереса. Все-таки комиксы - это хобби, индустрия, и цены тут сравнимы с ценами на поход в кино. Хочешь посмотреть фильм - платишь деньги, хочешь узнать продолжение рисованной истории - платишь деньги. Многие наши покупатели - коллекционеры, другие, наоборот, прочтут книжку и тут же продают ее на барахолке или меняют.

Большую часть денег магазин получает от продажи русскоязычных комиксов: на них приходится 90–93 % прибыли. Мы продаем и англоязычные комиксы, но последние два года они почти не пользуются спросом, ну, мы их и завозить перестали. Фигурки, статуи, бюсты сейчас также продаются все реже. Еще несколько лет назад на русские комиксы приходилось около 65 % прибыли, а 35 % - на все остальное.

Основные набеги покупателей у нас - в выходные и дни, когда приходят новинки. В хороший день до пятидесяти человек уходят с покупкой. А в какой-нибудь дождливый день зайдут пару человек и ничего не купят. Средний чек, скорее всего, равен стоимости одного комикса (смеется) : многие за раз берут одну книжку. Но есть и коллекционеры, которые скупают почти все, что выходит. Хотя, конечно, при таком обилии приходится как-то умерять свои аппетиты. На этой неделе к нам приехало сорок новинок - и это только те, что вышли за последние три недели. Покупателю приходится быть более избирательным. Покупателей-девушек у нас около 40 %.

От Тинтина до однополой любви

Цена среднего марвеловского комикса в мягком переплете - 12 рублей; книжки от DC Comics на русском языке выходят только в издательстве «Азбука» и только в твердой обложке. Но «синглы» - короткие законченные истории - печатают и в мягкой, у нас они стоят 4 рубля. А самые дешевые комиксы - синглы от издательства Bubble - у нас стоят 2 рубля, их там около шести серий, и выходят они каждый месяц. Самый большой комикс у нас в продаже - это «Малыш Немо», переиздание комикса 1896 года. Он и самый большой (примерно метр на метр и сотня страниц), и самый дорогой - 170 рублей. Таких на всю Беларусь около десятка экземпляров. Самые толстые комиксы - это сборники типа омнибаса, где под одной обложкой собрана вся история от начала до конца. У нас они есть в продаже на русском языке: формат А4, твердая обложка, до 500 страниц - и всего 50–54 рубля. На английском языке выходят омнибасы до 1 400 страниц.

Сейчас стандартный тираж - пять тысяч, а если это очень популярная серия – Бэтмен, Дэдпул, Человек-паук - то может доходить до десяти тысяч. Редкие авторские комиксы печатают тиражом в триста-семьсот штук. Начинающему автору можно посоветовать обратиться в питерское издательство «КомФедерация»: оно как раз печатает мелкие серии комиксов, за последние полгода у них вышла уйма книжек, и нам их уже некуда ставить.

Классические комиксы в Беларуси пользуются намного меньшей популярностью, чем в России. Например, на русском языке вышло 22 тома комикса про Тинтина, и я себе собрал коллекцию. Сейчас готовится к выходу полное собрание комиксов про Астерикса, уже вышло две книги. В России прямо толпы поклонников жанра. Есть и у нас прослойка читателей, которая бы хотела видеть такие культовые издания в продаже.

Изредка спрашивают рисованные адаптации произведений классики. Это совсем непопулярные выпуски - они как маленькое зернышки, которые сажают в благодатную почву. У нас в продаже были «Медный всадник» Пушкина, манга-адаптация «Братьев Карамазовых», тысячестраничный «Ибикус» Толстого.

Все самые популярные на сегодня серии продолжают обновляться. Про того же Спайдермена вышло более семисот номеров. Глобальное событие - выход комиксов с героями из разных серий и даже из разных издательств, такие книжки пользуются большой популярностью. В серии про Сорвиголову можно встретить Карателя и Человека-паука, в «Людях-Икс» можно встретить Мстителей, и наоборот. В кино все эти встречи ограничены правообладателями, а на страницах комиксов такие серии - «кроссоверы» - выходят довольно часто.

У нас есть несколько эротических сборников, они все в непрозрачной пленке, имеют маркировку «18+», и даже просто посмотреть, что там внутри, до покупки нельзя. Это, например, «Клик» Мило Манара - издательство выпустило все серии под одной обложкой. А женскую аудиторию больше привлекает такой жанр манги, как яой - когда друг друга любят люди одного пола. Некоторые томики у нас имеются, но в них лучше ориентируются сами читательницы.

Беларусы без мата

Беларуских комиксов у нас пока не наблюдалось. В начале 2014–го полоцкая студия выпустила комикс DreadCore: Anamnesis, но это был какой-то оверхайп. Вроде беларуский комикс, но с командой-солянкой из России и Канады. Сделали один выпуск - пропали на год, сделали второй - пропали совсем. Я бы не сказал, что это беларуский комикс, - скорее, просто раздули ситуацию. Но в конце лета должен состояться запуск одного интересного проекта, и если у ребят все получится, то они громко заявят о себе. Создавать свой собственный комикс я не пытался: у нас нет художников, нет авторов, никому это не интересно. Вся надежда - на этот тайный проект. Мы хотим на базе нашего второго магазина на Интернациональной открыть кофейню, оформленную под мир Гарри Поттера. Там можно будет купить любимый комикс и прочитать его под кофе.

В Беларуси есть по крайней мере два издательства, которые печатают комиксы. Одно из них - Smart Owl, которое с 2013-го выпускает итальянские комиксы. Вышло уже 17 выпусков серии Dylan Dog, одной из самых массовых и популярных в мире. Второе - Alden Comics - появилось как результат сотрудничества Smart Owl и нашего магазина. Выпустили тиражом в две тысячи экземпляров книгу «Дьяволик. Сам себе хозяин» и потерпели полное фиаско: смогли продать примерно 450 штук. Сейчас «Алден комикс» издает комиксы Marvel: покупаем лицензию, локализуем, переводим и пытаемся распространять. Пока выпустили мало: три тома «Карателя», два тома «Железного кулака» и «Фьюри». Никто, кроме нас, не имеет права их печатать на русском языке. Наши комиксы в России высоко ценят, потому что у нас нет ошибок и нет матов. Мы хоть и ставим пометку «18+», однако маты заменяем на грубые, но допустимые слова. Это тоже приветствуется, потому что в законе с этим все строго. В отличие от других издательств, мы печатаем комиксы с матовой обложкой.

В России популярны комиксы издательств «Азбука», «Комильфо», Bubble. Хорошо известна серия «Майор Гром», которая закончилась на 50-м выпуске; теперь печатается продолжение - «Игорь Гром», его пишет наш земляк и мой хороший друг Алексей Замский. Вообще российские издательства более приближены к реальности: у них редко встречаются потусторонние миры, зато есть шпионские серии, детективы. Сегодня у нас знаменательный день: приехали комиксы последнего издательства, которое печатает комиксы и которое ранее у нас еще не было представлено, - это «Манн, Иванов и Фербер». Всего мы сотрудничаем примерно с 25–30 издательствами из России, Беларуси и Казахстана. Казахи печатают «Маску», «Фантастическую четверку», «Дуп».

На торрентах можно скачать огромное число комиксов. Но тут примерно так же, как с обычными книгами. Какие бы электронные технологии и форматы ни придумывались, все же шелест страниц и тактильные ощущения, запах типографской краски ничем не заменить. В комиксах, как и в любом другом бизнесе, процветает пиратство. Некоторые украинские псевдоиздательства скачивают из интернета комиксы манга, распечатывают большим тиражом и продают. Это поступает и в Россию, и в Беларусь. Многие издательства пытаются с этим бороться: если в магазине замечена пиратская продукция, то издательство перестает сотрудничать с таким магазином.

Комикс как золотой слиток

Одно время мы пытались развивать комикс-буккроссинг: пришел к нам, взял с особой полки почитать комикс, потом вернул или оставил взамен другой выпуск. Но в итоге это свелось к тому, что комиксы растащили, а взамен ничего не принесли. Создавать букинистический отдел не планируем.

На интернет-барахолках можно встретить немало комиксов как в мягкой, так и в твердой обложке. Я считаю, что бэушный комикс должен терять минимум 50 % стоимости, но порой цена на барахолках такая же, как в магазине, или даже выше. Непонятно: то ли по незнанию так продают, то ли по другим причинам.

В принципе, комиксы можно рассматривать как средство накопления. Не знаю, произойдет ли такое когда-нибудь с русскоязычными комиксами, но что касается англоязычных, то тут все серьезно. Существует такая оценочная компания CGC, которая оценивает состояние комиксов по шкале от 1 до 10, присваивает рейтинг, запечатывает в пластиковый кейс. Такие комиксы не просто дорожают в цене, думаю, это лучшее вложение денег. «Сиджисишки» можно найти на eBay за пятьдесят долларов и дороже. Если какая-то серия выстрелит, то через какое-то время она может стоить уже триста пятьдесят.

Справка The Village Беларусь

Издание первого выпуска Action Comics 1938 года про Супермена, который CGC оценила на 8,5 балла, продали в 2010 году за 1,5 миллиона долларов. Другой экземпляр этого же выпуска, оцененный на 9,0 балла, продали летом 2014-го за 3 207 852 доллара.

На беларуских интернет-барахолках самый дорогой англоязычный комикс The digedags and the Indians (1982) продают за 450 рублей.

Сапожник с сапогами

Все, наверное, считают, что если ты работаешь в магазине комиксов, то читаешь их сутки напролет. Но это не совсем так: времени настолько мало, что иногда после работы хочется прийти домой и просто спать. Если лет пять назад я читал по пять-десять выпусков в день, и это было очень интересно, то сейчас я могу себе позволить прочесть два-три выпуска перед сном, причем именно тех серий, которые меня живо интересуют. Плюс, конечно, то, что приходится делать по работе: в нашем издательстве очень строгая вычитка, этим занимаются три человека, поэтому приходится один и тот же комикс перечитывать постоянно.

Если бы кто-то увидел мою личную коллекцию, то меня бы засмеяли: я храню ее на антресолях. Там, может, сборников двести того, что когда-то читал и потом туда сложил. Из ценного, пожалуй, лишь редкие русскоязычные обложки. Я коллекционер другого плана: собираю статуи персонажей «Звездных войн», у меня их более четырехсот. Самая дорогая из них стоит около полутора тысяч долларов. А в продаже самая дорогая - 750 рублей, не считая вон того огромного бюста Халка за две с половиной тысячи. Впрочем, его никто и не пытался купить.

Что в будущем? Не могу сказать, что у меня будет сеть с сотней филиалов. Нет, я вижу в будущем два своих филиала, но у каждого будет какая-то изюминка. Вот кофейня откроется. Еще собираюсь развивать свою линию футболок, сотрудничаю с беларускими дизайнерами. Мечтаю открыть аналог кантины из четвертого эпизода «Звездных войн». Есть что показать, надеюсь, когда-нибудь это все выстрелит.

Москвичи Василий Шевченко и Иван Чернявский на заемные 30 тыс. руб. в 2011 году открыли лавку комиксов. Сейчас две точки приносят им около 0,5 млн руб. прибыли ежемесячно

Совладельцы магазина комиксов «Чук и Гик» Василий Шевченко (слева) и Иван Чернявский

​Выпускники РГГУ Васи​лий Шевченко и Иван Чернявский никогда не были фанатами комиксов, но читать любили. В 2010 году Шевченко, четыре года проработавший редактором в издательском доме «Комикс», решил сменить вид деятельности. «Мне просто надоело, так же, как Ваня, устал от работы в record label (музыкальной студии) «Снегири», — вспоминает в интервью РБК Шевченко. Во время совместного путешествия по Индии у ребят оформилась идея открыть свою книжную лавку. «Некоторые в 18 лет мечтают открыть бар, а вот мы мечтали о собственной книжной лавке», — поясняет Шевченко.

Два стеллажа на старте​

Подготовка к открытию заняла два месяца. У бывшего работодателя Шевченко удалось получить существенную скидку на партию комиксов, которые были приобретены на занятые у друзей 30 тыс. руб. Саму лавку решили открыть на территории галереи «Новодел» в Большом Палашевском переулке. «Это очень старая галерея подарков, которая давно чувствовала, что занимает чуть больше места, чем хочет, — объясняет выбор Шевченко. — До нас здесь торговал иностранными книгами магазин «Панглосс». Так что в этом месте всегда с симпатией относились к живым книжным проектам». Для начала галерея предложила начинающим предпринимателям два стеллажа и три бесплатные недели аренды: с момента открытия 8 декабря 2010 года и до нового года.

Бессмысленное название лавки «Чук и Гик», признается Шевченко, родилось в общении с друзьями: «Оно вызвало больше всего эмоций и споров». На открытие лавки пришли друзья друзей, которые узнали о магазине из соцсетей. Крошечная заметка о новом книжном появилась в Time Out и на некоторых профильных сайтах. Шевченко признает, что на старте проекта партнеры вовсю использовали свои знакомства.

Цифры «Чук и Гик»

30 тыс. руб. — стартовые инвестиции в первую лавку

1,5 тыс. комиксов представлено в магазинах сети

От 100 страниц — объем современного комикса

3,5 млн руб. в месяц — выручка двух лавок «Чук и Гик»

800-900 руб. — средний чек

Около 5 тыс. покупок в месяц совершается в двух лавках

Источник: данные компании

Уже в декабре продажи составили 60 тыс. руб., что позволило вернуть долг, взятый на старт. В январе у «Чук и Гик» было уже три стеллажа, в марте — четыре, а к лету она заняла отдельное помещение в 20 кв. м, к которому сейчас добавился склад на 50 кв. м. «Комиксами тогда торговали в основном книжные магазины, делавшие фантастические наценки, и нам при нормальной скидке и отсутствии безумной жадности удавалось выставлять цены сильно ниже книжных», — объясняет быстрый рост продаж Шевченко. Первые три месяца ребята сами стояли за прилавком, но потом наняли продавца. «Я до сих пор помню, как весной 2011 года получил символическую зарплату в 5 тыс. руб. в своей лавке, — вспоминает Шевченко. — Все заработанное мы вкладывали в расширение ассортимента, живя на то, что зарабатывали фрилансом как журналисты. Меня спасало то, что я люблю три вещи: кефир, гречку и морскую капусту».


Экономика лавки комиксов

Возросший интерес столичной публики к комиксам подвигнул Шевченко и Чернявского к открытию второй точки. «Открытие первой лавки по соседству с галереей позволило нам избежать многих ошибок, которые мы совершили, создавая новый «Чук и Гик», — рассказывает Шевченко. Поиском помещения для новой лавки занимался новый партнер «Чук и Гик» Максим Андрианов. «Требования были простые: расположение в центре, площадь побольше, адекватная аренда», — вспоминает Шевченко. Помещение площадью 80 кв. м нашлось в Климентовском переулке в районе метро «Новокузнецкая».

Инвестиции в запуск второй точки составили около 1,2 млн руб., из которых 300 тыс. руб. ушли на ремонт, 350 тыс. — на закупку мебели и торгового оборудования, а 550 тыс. — на арендные платежи до открытия. «Нам предлагали книжные шкафы от 350 тыс. до 2 млн руб., — рассказывает Шевченко. — Разницу я так и не понял, зато мы узнали, что деньги в проект можно вкладывать бесконечно». Около 1,1 млн руб. потребовались на закупку первой партии товара. Уже на третий месяц работы новая точка вышла на безубыточность. Во многом это связано с тем, что на большой площади второго «Чук и Гик» продаются не только комиксы, но и обычные книги в жанре фантастики, фэнтези, детские книжки, сопутствующие товары, например конструкторы и брелоки.

Сейчас обе лавки приносят около 3,5 млн руб. выручки в месяц. Средний чек в магазине в галерее «Новодел» — 900 руб., на Новокузнецкой — 800 руб. Общее количество чеков составляет около 5 тыс. в месяц, из которых 15% дает интернет-магазин, открытый в 2012 году. Костяк аудитории «Чук и Гик» — молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет (60%). «Мальчиков чуть больше, чем девочек, — говорит Шевченко. — Бывают суперстранные персонажи, но классные — однажды пришли два здоровых бородатых мужика в костюмах кенгуру».


Совладельцы магазина комиксов «Чук и Гик» Василий Шевченко (сверху) и Иван Чернявский. (Фото: Влад Шатило для РБК)

У «Чук и Гик» много постоянных посетителей, которых Шевченко знает в лицо и по имени. «Я всегда восхищался семейным бизнесом в Европе, где покупатель знаком с продавцом. Да, мы мелкие лавочники, но я этого не стесняюсь», — улыбается Шевченко. Хорошие личные отношения с покупателем и внутри коллектива, по его словам, больше помогают бизнесу, чем реклама и различные мотивационные программы.

«Чук и Гик» — старейший магазин комиксов в Москве и самый гостеприимный, — говорит РБК Артем Габрелянов, совладелец и главный редактор издательства Bubble — крупнейшего производителя оригинальных российских комиксов. — У них очень часто можно увидеть ситуацию, когда владельцы пекут пирог для своих постоянных покупателей или же угощают горячим кофе в зимнюю стужу. «Чук и Гик» больше, чем просто магазин. Для многих любителей комиксов он стал вторым домом».

Средняя наценка в «Чук и Гик» составляет 50% против 100% в обычных книжных, рассказывает Шевченко: «Теперь мы закупаем комиксы напрямую у издательств, которые просят нас не демпинговать. Мы можем поставить цену 880 руб., но издатель просит 920 руб.». Бизнес работает как ИП Ивана Чернявского и платит налог по упрощенной системе налогообложения (15% с разницы доходов и расходов).

На закупки товаров уходит в среднем 2,2 млн руб. в месяц. Комиксы в магазин покупаются каждую неделю, минимум раз в месяц производится крупная поставка. В отличие от книжного рынка, где оплата идет по факту продаж, издательства комиксов просят предоплату в 100%. «Мы обычно стараемся иметь про запас 500 тыс. руб., чтобы иметь возможность купить что-то внезапно», — рассказывает Шевченко. На аренду уходит около 320 тыс. руб. в месяц, на оплату труда четырех продавцов, бухгалтера — 200 тыс. руб. На рекламу тратится около 30 тыс. руб. Налоги и торговый сбор — до 90 тыс. руб. в месяц. Из средней прибыли 500 тыс. руб. в месяц Шевченко и Чернявский половину оставляют себе, а вторую вкладывают в развитие бизнеса.


Интерьер ​магазина комиксов «Чук и Гик». (Фото: Влад Шатило для РБК)

Не только продажи

Еще в 2014 году до 35% ассортимента «Чук и Гик» составляли комиксы на иностранных языках. Но в связи с девальвацией цена на них выросла более чем вдвое, поэтому сейчас ассортимент почти на 100% состоит из отечественной продукции (в том числе переводной). В конце 2015 года совладельцы «Чук и Гик» стали партнерами и инвесторами нового издательства комиксов Jellyfish Jam, которое организовала бывшая сотрудница «Чук и Гик» Беата Коташевская. «Пока в нем работают всего три человека: я и Беата в качестве редакторов и переводчиков и технический директор», — рассказывает Шевченко. Главным преимуществом нового издательства является партнерство с Marvel. «Мы успели отхватить несколько хороших лицензий», — хвастается Шевченко, не раскрывая того, как ему это удалось. По его словам, в 2015 году Jellyfish Jam выпустило несколько комиксов — «Человек-муравей», «Стражи галактики» — общим тиражом в 50 тыс. экземпляров, из которых 30 тыс. уже продано. Инвестиции в запуск проекта Шевченко оценивает в 1,5 млн руб.

«Тандем магазина и издательства дает большую независимость и стабильность: иногда издательство кормит магазин, иногда магазин кормит издательство, — рассказывает РБК Михаил Богданов, директор питерского издательства комиксов «Комильфо» и магазина «Двадцать восьмой». — Некоторые проекты издания комиксов требуют столько вложений, что приходится брать кредиты, пока проект не будет реализован — магазин становится единственным источником прибыли, который помогает компании продержаться на плаву».

Полезные советы

Хобби – это прекрасный способ для того, чтобы расслабиться в конце дня, повеселиться, развить свои творческие способности и привести себя в форму. Но думали ли вы о том, что ваше увлечение вполне может превратиться в основной источник дохода?

Как же хобби может стать делом всей жизни и приносить доход? Безусловно, вы должны потрудиться для этого, постоянно развиваться и включить фантазию. Если вы еще не знаете, с чего можно начать, предлагаем вашему вниманию несколько увлечений, на которых можно неплохо заработать.


Как заработать на блоге

Начните вести блог


Для того, чтобы встать на путь блогера, вы должны знать, что есть тема, в которой вы отлично разбираетесь, и которая вас искренне интересует. Начинайте писать. Зарабатывать таким образом без наличия подписчиков и читателей невозможно, поэтому в начале, естественно, никаких денег блог не принесет.

Однако, вы не думайте об этом. Сосредоточьтесь на качестве информации, ведь блогов в интернете огромное множество, и вам необходимо среди них всех выделиться. Ищите интересные темы, работайте над совершенствованием авторского языка. И обязательно читайте различные популярные блоги.

Как заработать деньги:


- принимайте участие в партнерских программах

- создайте сервис подписки для читателей

Сделайте дополнительный платный контент, который будет доступен лишь тем читателям, которые оплатили подписку.

- разместите в своём блоге контекстную рекламу

Заработок редактором

Займитесь корректурой


Вы постоянно замечаете опечатки и ошибки в книгах и газетах? Поправляете ошибки в речи друзей? Прекрасно знаете русский язык? Почему бы вам в таком случае не попробовать себя в качестве корректора?

Для начала вам нужно много заниматься. Вооружитесь справочником и начинайте читать, читать и еще раз читать. Найдите курсы, чтобы усовершенствовать свои навыки и получить документ. Изучите редакционную политику различных изданий.

Как заработать деньги:


Поищите в интернете задания для корректоров, оставьте свои данные на сайтах для фрилансеров;

Читайте онлайн-контент, свяжитесь с издателем, продемонстрируйте ему свои навыки на конкретных примерах и предложите свои услуги;

Найдите владельцев небольших сайтов и в обмен на свою помощь предложите им прорекламировать свои услуги.

Как заработать выпечкой

Займитесь выпечкой


Может быть вы хорошо готовите, и все знакомые восхищаются вашими тортами и пирожными? Возможно, пришло время порадовать более широкий круг людей своими вкусностями? Для начала вам необходимо определиться со специализацией.

К примеру, будете ли вы делать шикарные праздничные торты или же остановитесь на выпечке без глютена. Далее следует продумать технологию. С появлением заказов вам наверняка придётся работать в авральном режиме, поэтому под рукой всегда должны быть блендер, миксер и другие полезные инструменты.

Чтобы о вашей продукции узнали, нужно завести группу в социальных сетях, раздать свои визитки организаторам праздников, и, конечно же, пользоваться услугами сарафанного радио.

Как заработать деньги:


Выкладывайте фото своих творений в различных группах в социальных сетях;

Стоит завести свой блог, в котором будете писать о выпечке, в этом случае как нельзя кстати будут советы из первого пункта этой статьи;

Составьте список местных кафе и предложите им сотрудничество, лучше всего приготовить что-нибудь на пробу и взять с собой на встречу.

Как заработать на видеоиграх

Играйте в видеоигры


Играя в видеоигры у вас есть вполне реальная возможность заработать деньги. Однако, такое хобби попросит у вас начальных инвестиций. Также необходимо будет прокачать свой компьютер, ему нужна видеокарта, мощный процессор и большая системная память.

Игру вы наверняка уже выбрали, теперь нужно развивать реакцию, внимательность и стратегические навыки. Больше смотрите лестплеи для изучения техники других игроков.

Как заработать деньги:


Принимайте участие в бета-тестированиях, которые регулярно проводят разрабатывающие игры компании;

Создайте канал на YouTube с летсплеями для других игроков. Зарабатывать на канале можно и с помощью рекламы. Однако в этом случае вам нужно быть еще и хорошим рассказчиком, ведь наблюдать за игрой, которая сопровождается оригинальными комментариями, гораздо интереснее;

После приобретения определенных навыков вы, сможете принимать участие в соревнованиях по киберспорту. Конечно, на серьезные чемпионаты сложно попасть, но и выигрыши там в случае победы впечатляют.

Как заработать на комиксах

Рисуйте комиксы


В этом вопросе важна практика. Постоянно совершенствуйте свои навыки, осваивайте новые техники, смотрите видеоуроки. Чтобы заняться таким хобби вам тоже потребуются вложения, потому как понадобится планшет и хорошая программа для рисования.

Удаленная работа мечта каждого человека. Но без особых навыков доход будет слишком мал для того, чтобы не искать дополнительных источников заработка.
Существует много видов заработка и для людей, которые имеют навыки, талант и способности. Людей со способностями, которые работают удаленно, называют фрилансерами.
Многих людей, которые имеют художественное образование или даже те, кто довел свои навыки до уровня профессиональных без университета, хотят реализовать себя. Сейчас наблюдается ситуация, когда предложение превышает спрос, в результате найти хорошее место работы специалистам искусства сложно, поэтому за реализацией они отправляются в интернет.

К сожалению, даже в интернете сейчас наблюдается печальная ситуация – заказчиков мало, а исполнителей хоть отбавляй. Но это вовсе не значит, что нельзя пробиться и занять почетное место в этой профессии для этого необходимо следовать нескольким советам:

  1. Наработайте портофолио. Это самый главный пункт, так называемая отправная точка, без которой ваше дальнейшее развитие и доход от любимого дела не будут расти. Просто поставьте себя на место заказчика, вам нужны интересные иллюстрации для статьи о психологии или рекламе, чтобы сайт привлекал больше пользователей, вы видите много исполнителей, которые обещают выполнить работу быстро и в срок с высоким качеством. Но как вы можете верить тому или иному исполнителю, если он не предоставил ни единой работы, может он вовсе школьник, который хочет вас обмануть. В общем, запомните портфолио – ваше лицо.
  2. Не делайте слишком дорогой прайс в начале своей карьеры, низкая цена позволит вам выделиться в конкурентной среде и привлечь заказчиков, благодаря чему вы наработаете огромный багаж опыта и завоюете отличную репутацию. Ну, а когда вы будете твердо стоять на ногах, вы сможете ставить свои расценки, только не переусердствуйте.
  3. Старайтесь быть более гибким исполнителем, не ждите, пока вас найдут, пробуйте активно предлагать свои услуги широкой массе заказчиков, кто знает, возможно, один из них окажется вашим клиентом.
  4. На начальном этапе старайтесь браться за любые заказы, даже если они не в вашем вкусе. Благодаря такому стремлению, вы сможете гордиться собой, потому что вам под силу любая творческая работа, и так быстрее вы заработаете репутацию.
  5. Если вы собираетесь работать через сайт фрилансеров, постарайтесь, как можно более детально расписать анкету, спектр ваших работ и навыков, добавить фотографию, такие мелочи увеличат доверие к вам со стороны заказчиков.

Работайте, работайте и еще раз работайте. Только самые усидчивые, терпеливые, коммуникабельные люди, которые не стоят на месте и развиваются, смотрят на свои ошибки и исправляют их, смогут сделать отличную карьеру в этой сфере.
Помимо сайта фрилансеров, талантливые иллюстраторы могут на первых порах заливать свои творения на микростоки, конечно, доход не велик. В среднем от 0.5 центов=38 рублей до 1 доллара=76 рублей, но это хорошая стартовая площадка, к тому же там можно реализовать тем иллюстрации, которые не понравились заказчикам или не нашли своего применение. Микростоков у нас в России практический нет, поэтому выкладывать работы приходится на зарубежные, но с одной стороны это и хорошо, там публика более широкая. Если вам удастся получить хорошую репутацию, вы сможете продавать свои творения по 10, 20 долларов, а согласитесь, что 1600 руб за одну иллюстрацию более менее нормальная цена.

Веб-комиксы, как способ заработать

Но таланты художественного профиля могут рисовать не только иллюстрации, но и веб-комиксы. Поэтому актуальным на сегодняшний день вопросом является: «Возможно, ли зарабатывать достаточно на веб-комиксах в России?» Прежде чем разбирать все детально стоит сказать, что в России комикс как жанр очень медленно развивается, к нему как к искусству у нас практический не относятся, в отличие от Франции, Германии или Японии, где это признано высочайшим предметом искусства.
Первая идея автора веб-комикса, который хочет заработать на нем, основывается на том, чтобы создать платную подписку. Эта идея действует следующим образом, пользователь переходит на ваш сайт, ему даются в доступ либо первые несколько страниц, либо страницы с заманчивыми событиями, и потом чтобы дочитать это творение он должен оформить подписку или купить электронный комикс. В идеале эта идея просто превосходна, но в реальности она может не сработать, так как с авторским правом у нас в стране по-прежнему все плохо, и если один человек все-таки и заплатит вам деньги, то не существует гарантии, что он не выложит его в широкий доступ. Такая идея более эффективно будет работать зарубежом, нежели в России.
К примеру, есть одни американский сайт с мангой и комиксами, который нашел очень интересный способ, который помог ему держать читателя в напряжении. Он публикует новые комиксы, а старые по пришествию определенного времени удаляет. И читатель спешит на этот сайт, чтобы не пропустить очередной выпуск с любимыми героями.
Самый реальной способ заработка на комиксах, которые вы создаете по своему усмотрению, это заработок на том сайте, где вы будете выкладывать комикс или группе в соц. Сети, где вы будете публиковать.

  1. Заработать на сайте с веб-комиксом, можно только в том случае, если у вас есть хотя бы 1000 уникальных посетителей в месяц и ваш сайте не размещен на бесплатной платформе, наподобие Ucoz.
  2. Реклама. Основной заработок на сайте вертится вокруг рекламы, чем больше у вас посетителей и поклонников, тем больше рекламодатели буду предлагать вам за рекламу.
  3. Скрытая реклама. Вы можете предлагать рекламодателем скрытую рекламу, то есть за определенную сумму вы будете в своем комиксе изображать ту или иную торговую марку.
  4. Продажа сувениров. Если у вас будет много поклонников, то возможно многие из них хотели бы обладать кружкой или подушкой с изображением любимых героев и цитат.