Профилактика нарушений письма и чтения у детей. Виды заданий по профилактике чтения и письма

Наталья Волобуева
Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»

Консультация логопеда

«Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей ».

С каждым годом увеличивается количество детей , которые имеют те или иные нарушения устной и письменной речи , выраженные в большей или меньшей степени. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Почему же возникают подобные нарушения ?

Не следует считать ошибки чтения и письма нелепыми и объяснять их личностными качествами учеников : неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме , небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины .

В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи :

Звукопроизношения (часто ребенок пишет так, как говорит, поэтому фонетические нарушения , особенно в сочетании с нарушением фонематического слуха могут стать причиной буквенных замен написьме : «лыба» вместо «рыба» , «йиса» вместо «лиса» , «сапка» вместо «шапка» ). В группу риска входят дети имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями» . Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированнсти фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме .

Фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи – при этом нарушении ребенок не различает на слух гласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие. Поэтому в тетрадке мы встречаем «клёква» , «делефон» , «медфедь» , «чапля» . Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза – как следствие при письме пропускает буквы (млоко, зимня дорога, слоги, пишет слитно 2 слова или, наоборот, одно разделяет на два);

Лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи. При достаточной сформированности данной категории вы не увидите «пять яблоков» , «в животу» , «голубой река» ).

Недостаточное развитие зрительного и пространственного восприятия приводит к невозможности усвоить образ буквы, запомнить расположение ее элементов, письмо и чтение справа налево , смешение букв по оптическому сходству : б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

Психические функции (память, внимание, восприятие, мышление) должны соответствовать возрастной норме! Если ребенок не может запомнить, например, порядка следования друг за другом предметов или звуков, он не сможет воспроизвести их в нужной последовательности на письме , т. е. чтение и письмо под диктовку станет непосильной задачей.

Развитие графомоторного навыка в том числе и мелкой моторики является важным компонентом готовности к освоению грамоты (иначе часто будете слышать , что Ваш ребенок как курица лапой пишет)

Наследственный фактор также имеет значение, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или справиться с ней.

К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту.

Первичными причинами могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни.

Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей , не владеющих русским языком.

Не расстраивайтесь, если у Вашего ребенка есть те или иные предпосылки для нарушения чтения или письма . Одно из необходимых условий предупредительного воздействия - раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. При своевременной диагностике и коррекции Вы можете значительно облегчить ему процесс обучения и сделать из него хорошиста и даже отличника.

Предлагаю Вам ряд упражнений, направленных на развитие и коррекцию тех или иных нарушений в речевом развитии :

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи (игры «Кто как голос подает» , «Какой музыкальный инструмент ты услышал» , «Кто тебя позвал» , «Поймай звук» , «Хлопни на звук А, топни на звук У» и т. п.). Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз (различные инсценировки) . Различение слов, близких по звучанию (каша – касса, крыша-крыса и т. п.)

2. Работа над звукопроизношением (здесь вам поможет специалист-логопед , который даст всю необходимую информацию по работе с именно Вашим ребенком).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа (выделение из предложения слов, из слов слогов , а затем и звуков; назвать, какой звук есть в названиях нескольких картинок (н-р, шапка, карандаш, подушка – [ш], зазывая картинки, попросите определить какой звук первый, какой последний, какой в серединке, игра «Закончи слово» буквой или слогом , предложите ребенку поменять один звук в слове, и посмотреть, что получится : сам –сом –сон –сын.)

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им (игры «Подбери слово» - акула плавает, а муравей…; «Дополни предложение» - мама ругала меня, потому что…; отгадывание загадок, называние частей предметов – у чайника есть носик, донышко, крышка, бока, ручка; «Назови одним словом» , «Скажи наоборот» ).

5. Развитие грамматических навыков(«Назови профессию » , «Назови детенышей животных » , «Большой – маленький» , «Какой сок из…» , обратите внимание на использование ребенком предлогов в речи : не пропускает ли их, правильно ли использует, понимает ли их значение, на употребление окончаний).

6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной .

7. Развитие пространственной и временной ориентировки (различение понятий верх, низ, право, лево, между, знание дней недели, месяцев, сезонов и их последовательности.

8. В процессе письма большую роль играет сформированность мелкой моторики (моторика пальцев рук) . Чем лучше развиты движения пальце рук, тем лучше и быстрее формируется граформоторный навык (важно, чтобы к началу обучения в школе у детей был сформирован навык правильного держания ручки, карандаша. Это будет способствовать четкому, достаточно красивому и быстрому письму .

Никогда не следует забывать, что уровень и качество сформированности речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Именно поэтому взрослым необходимо тщательно следить за речевым климатом, за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени , в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения , чем их преодолевать.

Светлана Кобец
Предупреждение нарушения чтения и письма

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями .

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучать ребенка грамотному чтению и письму , тем легче ему будет учиться в школе.

Психологами и педагогами выявлена закономерность : если ребенок к концу первого класса, бегло читает, то он успевает по всем предметам , и наоборот. Скорость чтения у отстающих , неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения , и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой, особенно по русскому языку.

Известны семьи, в которых из рода в род, «по наследству» , как они говорят, все дети легко усваивают не только чтение , но и грамотное письмо («без всякой грамматики пишут без ошибок» ).

Такая «врожденная» грамотность может быть объяснена, во-первых, сильно развитым зрительным вниманием и памятью; во- вторых, родители таких детей уже в раннем возрасте играют с ними в звуки и слова.

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка : фонетико – фонематического и лексико – грамматического.

Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям :

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха (умения различать одни звуки от других, фонематического слуха и синтеза (выделение определенного звука из слова или составление слов из заданных звуков).

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развития мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи : необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому) ; составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по заданному началу или концу и т. п.).

6. Совершенствование пространственно- временных ориентировок на себе, на листе бумаги (право, лево, верх, низ; развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь» ); рядоговорение (времена года, дни недели) .

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений (узнать какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.).

9. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв.

10. Подготовка к обучению грамоте : знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, слово, предложение ) ; составление схем и т. д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями, для предупреждения ошибок чтения и письма .

Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успешной , если логопеды, воспитатели и родители объединят свои усилия.

Ярош Татьяна Александровна

Одно из необходимых условий профилактики нарушений письма и чтения – это раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении является изучение фонетико-фонематического развития детей.

Овладение фонетическим строением языка заканчивается у разных детей в разное время: есть дети, говорящие вполне правильно к 3м годам, у других те или иные недостатки наблюдаются ещё в возрасте 6-7 лет. Эти расхождения зависят от ряда причин. Немаловажную роль играет окружение ребёнка: лучше развивается речь у тех детей, которые постоянно слышат правильную речь, с которыми много разговаривают. Большое значение для усвоения фонетики имеет психическая активность ребёнка, его физическое состояние, нормальный слух, строение и подвижность артикуляционного аппарата. Постоянно заботясь о культуре речи в целом и проводя специальные упражнения, можно добиться, чтобы все дети, поступающие в школу, полностью овладели фонематической системой родного языка.

Своевременное выявление детей с фонематическим недоразвитием и проведение с ними логопедических занятий в дошкольном возрасте (с 4-5 лет) позволяет предупредить неуспеваемость многих школьников. Изучение недостатков произношения у детей старшего дошкольного возраста с фонематическим недоразвитием показывает, что последовательность становления звуков у них в основном не отличается от той, которая наблюдается при нормальном развитии.

Признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными (произносительными) или акустическими (слуховыми) признаками. Сюда относятся свистящие (с, з, ц) и шипящие (ж, ш, ч, щ) звуки, а также сонорные (р, л), звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.

Характерными для фонематического недоразвития являются следующие особенности произношения звуков:

Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем 2-3 других звуков. Например, мягкий звук т` произносится вместо звуков с, ч, ш (сумка – «тюмка», чашка – «тяшка», шапка – «тяпка»)

Замена одних звуков другими. Обычно трудные звуки заменяются более легкими. Например, вместо звука р употребляется звук л, вместо звука ш ребёнок говорит ф. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т, д.

Смешение звуков. Это неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно. а в других – заменять их. Так, ребёнок, умея произносить звуки р, л изолированно, в речевых высказываниях путает их, заменяет один другим.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить взрослых, т.к. он говорит о недоразвитии фонематического слуха (способности различать речевые звуки).Существует система приёмов, помогающих в таких случаях определить степень несформированности фонематического слуха. Это задания, типа:

Воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из лёгких для произнесения звуков типа: па-по-пу, па-ба-па

Хлопнуть в ладоши на заданный звук, например, на звук с среди звуков т, ц, ч, з, с, ш и т.п.

Выделить слог с определённым звуком. Например, слог са среди слогов за, ша, са, ча, ща, жа.

Поднять руку, если в слове будет заданный звук. Например, слово со звуком с среди слов санки, шуба, носки, зонт, нос, щука.

В подобных заданиях от ребёнка не требуется произнесения звука, т.к. это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребёнок реагирует определённым действием (хлопает в ладоши, поднимает руку, флажок или картинку), если услышит заранее обусловленный звук. Эти задания позволяют с большой определённостью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении.

Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие т.н. «сохранных» звуков, т.е. произносимых правильно. У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков. Именно такие дети, часто неожиданно для окружающих, становятся неуспевающими по чтению и письму.

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются в таких случаях:

а) в выделении первого звука в слове (называют или первый слог, или всё слово). Например, в слове «жук» называют первый звук «жу».

б) в подборе картинок, включающих заданный звук. Например, на звук ш подбирают картинки: шапка, собака, щука, шишка, сумка

в) в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения (с 4-5 лет) позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Наиболее тяжёлые виды нарушений чтения и письма наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Эти дети, кроме фонетико-фонематического недоразвития имеют ограниченный словарный запас и неправильно грамматически оформляют фразу (неправильные окончания слов, пропуск предлогов, неправильный порядок слов в предложении). Такие дети уже в раннем возрасте отстают в речевом развитии. Они начинают поздно говорить (после 2-3 лет), речь их малопонятна для окружающих. Не позже 3х лет они должны быть детально обследованы логопедом. Родители получают подробную консультацию по преодолении отставания в речевом развитии. При необходимости дети с общим недоразвитием речи с 4х лет направляются на обучение в логопедический детский сад. А при поступлении в школу обязательно продолжают заниматься на школьном логопедическом пункте, потому что бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах не умеют писать изложения и сочинения.

Некоторые учителя считают дисграфические и дислексические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины: уже рассмотренная выше несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Понятие готовности к овладению чтением и письмом не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребёнка, а включает также созревание некоторых неречевых функций (в частности, зрительно-пространственных представлений). Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела (правая - левая рука, нога, глаз, ухо). Далее у ребёнка нужно развить ориентацию на картинке (что находится вверху – внизу, справа – слева). Потом подключаются действия с предметами (поставь кубик под стол, на стол, держи над столом; поставь кубик справа – слева от шара и т.п.) Ребёнок должен различать геометрические фигуры, различать любые предметы по цвету, а также по признаку (большой – маленький, толстый – тонкий, узкий – широкий, высокий – низкий). Большую помощь в развитии зрительно-пространственных представлений окажут игры с мозаикой, с разрезанными картинками, паззлами. Очень полезна работа с пластилином, глиной, тестом; раскраска картинок карандашами, особенно заштриховка мелких деталей.

Такая профилактическая работа поможет ребёнку подготовиться к чёткому зрительному восприятию и правильному написанию букв.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей.

Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Главным направлением работы учителя–логопеда в нач. школе явл. профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.

Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.

Процесс письма состоит из следующих операций:

Анализ звукового состава слова,

Перевод фонем в графемы, графические знаки,

Перевод графемы в движения необходимые для записи.

Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедической поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами. Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.

Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа включает следующие направления:

1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.

Упражнения:

"Лабиринты". Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня.

"Телесные буквы" – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;

"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;

"Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.

2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Упражнения:

"Посчитай до 30". Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди все буквы".

3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.

Упражнения:

"Что за буква?". Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.

"Нарисуй букву ". Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.

4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений.

Упражнения:

"Домик для звука". Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.

"Найди отличия?". Развитие фонематического анализа. Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: мишка-мышка.

"Шифровка". Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.

"Звонкое слово". Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребенок с логопедом называет числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово "пять", а из слов "карандаш". Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.

5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

Упражнения:

"Назови букву". Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги. Ребёнку предлагается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы. Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.

"Корректурная правка". Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.

"Пропущенные буквы". В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.

6. Развитие речевого дыхания.

Нормализация правильного речевого дыхания.

Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы.

Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.

При релаксации использование дыхательных упражнений

Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.

Нормализация правильного дикционного произношения.

8. Развитие артикуляционного аппарата.

Используются артикуляционные упражнения.

Применение массажа и самомассажа.

9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развитие звукового анализа и синтеза.

Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения:

"Дополни предложение". Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько символов - предлогов. Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Книга лежит... столе.

"Что за слово?". Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: Я закрываю книгу.

Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.

В большинстве методик преодоления Дг основное внимание уделяется коррекции имеющихся нарушений устной речи учащихся (Бессонова, Венедиктова, Ефименкова, Лалаева, Парамонова, Садовникова, Спирова, Токарева).

Ряд авторов предлагает психолого-педагогический подход к коррекции Дг с учетом психологических особенностей данной категории учащихся (Ахутина, Жаркова, Корнев, Потанина, Соболева, Тараканова), имеются отдельные указания на необходимость развития у детей с Дг памяти и внимания.

В целом психологический, в том числе и когнитивный аспект коррекционно-логопедического воздействия при Дг в современных логопедических исследованиях представлен недостаточно.

При разработке методик коррекции Дг у младших школьников основополагающими являются ряд принципов, таких, как патогенетический, принцип учета ЗБР, принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции, принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.

Организация логопедической работы по преодолению Дг у детей младшего школьного возраста может осуществляться в нескольких методологических подходах. Согласно одному из подходов, анализируя диагностические данные, логопед выявляет слабые звенья (прежде всего лингвистические) функциональной системы письма у конкретного учащегося, определяет вид или сочетание видов Дг и в соответствии с этим планирует коррекционную работу, опираясь на существующие методические рекомендации по преодолению разных видов Дг. Такая работа может осуществляться индивидуально или с подгруппами детей одного возраста, у которых наблюдаются одинаковые виды Дг. В основу этого подхода положен принцип преимущественного воздействия на "слабое" звено или звенья системы возрастных эталонов. Здесь несколько ведущих и традиционных направлений работы:

1. Совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение правильного буквенного обозначения на письме – при коррекции Дг на почве нарушения фонемного распознавания, или акустической;

2. Коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме – при коррекции акустико-артикуляторной Дг;

3. Совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений – при коррекции Дг на почве несформированности языкового анализа и синтеза;

4. Совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа состава слова – при коррекции аграмматической Дг;

5. Совершенствование зрительного восприятия, памяти; пространственных представлений; зрительного анализа и синтеза; уточнение речевого обозначения пространственных соотношений – при коррекции оптической Дг.

В каждом из этих направлений работы выделены этапы работы, предложены виды заданий и упражнений, которые можно использовать в процессе занятий с детьми. Наиболее подробно логопедическая работа по коррекции определенных видов дисграфии отражены в книгах Лалаевой и Парамоновой.

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Выполнила:

Учитель – логопед

Биктимирова Г.Ф.

г. Ялуторовск 2015

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку, языковое образование и речевое развитие детей является одной из центральных проблем современных образовательных учреждений. Резко снижается успеваемость детей по русскому языку, растёт уже второе поколение неграмотных детей. Это обусловлено разными факторами. Но ведущим из них является фактор изменения психического, соматического и речевого статуса детей, поступающих в образовательные учреждения.

Фактор статуса

Нерезко выраженное нарушение зрения

Нерезко выраженное нарушение слуха недостаточный уровень

развития познавательной деятельности и ВПФ

Как следствие этого, большое количество детей с речевыми нарушениями вторичного генеза. В связи с этим меняется место и роль логопеда образовательного учреждения. Всё чаще логопед выступает в роли эксперта причин нарушений устной и письменной речи детей. В логопедии частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в письме называют дисграфией. (Р.И. Лалаева, 1997г.)

В 1984 году С.Ф. Иваненко предложила 4 группы нарушения письма с учётом возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушения и специфики их проявлений.

Группа нарушения

Показатели

Время диагностирования

Трудности в овладении письмом

Нечёткое знание всех букв алфавита.

Сложности при переводе звука в букву и наоборот.

Сложности при переводе печатной графемы в письменную.

Трудности звуко- буквенного анализа и синтеза.

Письмо под диктовку отдельных букв.

Первое полугодие первого года обучения.

Нарушение формирования процесса письма

Смешение письменных и печатных букв.

Списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования.

Написание слов без гласных.

Слияние или расщепление слов.

Второе полугодие первого класса или первое полугодие второго класса.

Дисграфия

Стойкие ошибки одного или разных видов

Второе полугодие второго класса

Дизорфография

Неумение применять на письме

орфографические правила по

школьной программе

Третий год обучения

«Дисграфия» - специфическое нарушение процессов письма. Детям с дисграфией присущи нарушения зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, расстройства психических процессов, эмоционально – волевой сферы.

Принято выделять несколько видов дисграфии.

    Артикуляторно – акустическая дисграфия;

    Акустическая дисграфия;

    Аграмматическая дисграфия;

    Оптическая дисграфия.

«Артикуляторно – акустическая дисграфия»:

    Представляет отражение неправильного произношения на письме.

    Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв.

    Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью

«Акустическая дисграфия»:

    Специфический вид дисграфии;

    Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам;

    Замена и смешение парных звонких и глухих согласных;

    Замена и смешение свистящих и шипящих;

    Замена и смешение аффрикатов и их компонентов;

    Замена и смешение гласных первого – второго ряда;

    Пропуски, замена и смешение мягкого знака;

    Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции;

    Наиболее характерна при ОНР III IV уровня;

    Реже при ФФНР.

«Аграмматическая дисграфия»:

    Обусловлена недостаточностью лексико – грамматических и синтаксических обобщений;

    Искажение морфологической структуры слова;

    Изменение падежных окончаний имён существительных;

    Нарушение предложно – падежных отношений;

    Изменение падежа местоимений;

    Нарушения согласования и управления.

«Оптическая дисграфия»:

    Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв;

    (о-а, п-т, и-у, с-э, м-н, м-л, б-д и т.д.);

    Обусловлена нарушениями оптико – пространственного гнозиса и конструктивного мышления.

Неспецифические виды дисграфии

На почве истерии:

    Гиперболизированный вариант идеаторной дисграфии с преобладанием возбуждения;

    Характеризуется следующими типами ошибок;

    Пропуск гласных и согласных букв;

Большое количество орфографических ошибок.

Идеаторная:

    Является следствием выраженного дисбаланса между возбуждением и торможением.

    Характеризуется отсутствием стабильных типов ошибок.

    При преобладании возбуждения ребёнок с трудом высиживает урок, постоянно отвлекается, в работу включаются фрагментарно.

    При преобладании торможения ребёнок пассивен, заторможен, работает только под контролем.

Традиционная профилактика дисграфии и основные направления работы по её преодолению

    Одним из наиболее важных вопросов теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей;

    Работа по профилактики дисграфии необыкновенна широка и неотделима от гармонизации развития личности ребёнка в целом;

    Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи;

    Профилактика дисграфии, прежде всего, заключается в своевременной диагностики предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу;

Современная комплексная методика профилактики дисграфии А.В. Семенович (2002г)

    Представлена в трёх направлениях работы.

    Стабилизация и организация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (дыхательные упражнения, массаж, развитие сенсомоторики, преодоление мышечных дистоний, формирование навыков внимания).

    Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов(развитие зрительного гнозиса, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, слухового гнозиса, фонетико – фонематических процессов, мнестических процессов, номинативных процессов).

    Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (формирование навыков целеполагания, программирования, самоконтроля, развитие коммуникативныхэ навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)

Базовые направления в профилактике дисграфии

    Развитие сенсомоторных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса).

    Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивых функций (слуходвигательных, зрительно – двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

    Развитие психических функций.

    Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции, воспитание мотивов к учебной деятельности).

    Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связанной монологической речи, совершенствование лексико – грамматического и фонетического оформления речи).

Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии

    Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

    . Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

    Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

    Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

    Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Преодоление дисграфии может осуществляться в 3 методических подходах

Методика И.Н. Садовниковой методика А.В. Ястребовой

Современная логопедическая теория

    Базируется на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма.

    Выявляются слабые звенья функциональной системы письма у конкретного учащегося.

    Определяется вид или сочетание видов дисграфии.

    Наиболее полно разработана программа Мазановой Е.В. (конспекты, индивидуальные рабочие тетради).

Методика А.В. Ястребовой (1984)

    Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.;

    Работа над звукопроизношением . Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука);

    Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса;

    Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений;

    Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов;

Основные этапы работы

    I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

    II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.

    III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи.

Методика И.Н. Садовниковой

    Базируется на результатах логопедического обследования, в ходе которого определяются ведущие направления логопедической коррекции.

    Ведущие направления:

    Развитие фонематического восприятия и языкового анализа.

    Развитие пространственных и временных представлений.

    Количественное и качественное обогащение словаря.

    Совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов.

    Усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений.

    Обогащение фразовой речи учащихся.

Дислексия

Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других-только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.

Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счете эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий.

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению.
У обычных детей ошибки при чтении, даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы.

Дислексик – он какой?

1.Они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия (основная способность).

2. Они в высокой степени осознают окружающую их обстановку.

3. Они более любопытны, чем обычные люди.

4. Они мыслят, в основном, образами, а не словами.

5. У них высоко развита интуиция и проницательность.

6. Они думают и воспринимают в многомерном представлении (используя все органы чувств).

7. Они могут воспринимать мысль как реальность.

8. У них яркое воображение.

Эти восемь основных способностей, если они не подавлены, не ликвидированы или не разрушены родителями или воспитательным процессом, дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и чрезвычайно высоко развитые творческие способности. Из них может возникнуть настоящий дар дислексии - дар мастерства

Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью

По Р. И. Лалаевой, навык чтения зависит от сформированности у ребенка:

фонематического восприятия (дифференциация фонем)

фонематического анализа

зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв)

пространственных представлений

зрительного мнезиса (запоминание букв)

Процесс чтения включает в себя следующие операции:

восприятие графического образа слова

перевод графической формы в звуковую

понимание прочитанного.

По Егорову 4 ступени навыка чтения:

1.Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога послеслияния букв.

2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

3.Становление целостных приемов восприятия. Слова знакомые, простые по структуре, читаются целостно, трудные - по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.

4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача - осмысление прочитанного.

Сложность процесса чтения заключается в следующем:

1. несоответствие звуков и букв в русском языке.

2. сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков.

3. наличие йотированных гласных.

4. наличие слабых позиций звуков.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.

1. Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизм речевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям(нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудом устанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой.

2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственных представлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины, расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценность кинестетической памяти, иногда - моторная дискоординированность, диспраксические нарушения.

3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия, моторные отставания, недоразвитие устной речи, недостаточность пространственных представлений.

4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеют каких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т.д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогической запущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильных методик обучения чтению.

Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения:
С учётом несформированных высших психических функций и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых людей

Первая форма:

фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия и проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки.
Вторая форма

фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.
Нарушение формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова.

Аграмматическая дислексия

проявляется в аграмматизмах при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.
Аграмматизмы при чтении обусловлены несформированностью морфологических обобщений, трудностью дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткостью представлений о синтаксической структуре предложения.

Фонематическая дислексия

вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии.

Мнестическая дислексия
Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Семантическая дислексия
Эта форма дислексии проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста.
Нарушение понимания прочитанного слова обусловлено недоразвитием звукослогового синтеза.

Оптическая дислексия
Этот вид дислексии проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении.
При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.

У дислексиков внутренний монолог развит слабо или его вообще нет, поэтому они не слышат, что они читают, если они не читают вслух. Вместо этого они формируют мысленный образ, добавляя к нему значение - или образ значения - каждого нового слова, предстающего перед ними.

Слова, которые описывают реальные вещи, не вызывают у дислексиков много проблем.

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

· Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

· Метод кинезиологической коррекции.

· Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

· Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

· Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

· Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.

· Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.

· Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, , криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

· Поисковые таблицы слов "Фотоглаз".

· Метод "озвученного" чтения.

· Метод словесных анаграмм.

· Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Веселая мозаика:
Ц ель: запоминать буквы, учиться их составлять из мозаики, развивать мелкую моторику.
Что вам понадобится: мозаика любого типа ("гвоздики", "кнопочки", "колпачки", "фишки"), соответствующее наборное полотно к мозаике.
Как играть?
Предложите ребенку выложить из мозаики ту букву, на запоминание которой в настоящее время направлены ваши совместные усилия. Можете предложить выложить букву заданного цвета (исходя из возможностей мозаики), заданного размера (большую или маленькую), скопировать букву с образца, который вы составите сами, сделать букву большего или меньшего размера, чем ваша.
Варианты:
Предложите ребенку превращать буквы из одной в другую, добавляя дополнительные детали мозаики, убирая лишние или перемещая необходимые детали. Интересно будет превратить А в Л и наоборот, Т в Г и наоборот, Е в Ё и наоборот, У в X и наоборот, П в Н или И и наоборот, Щ в Ш или Ц и наоборот.

Сложи камешки:
Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из камешков.
Что вам понадобится: камешки (привезенные вами с моря, собранные на улице, купленные специально для занятий в магазине).
Как играть?
Выкладываете буквы из камешков, когда учите ребенка новой букве.
Выложите образец, попросите ребенка выложить такую же букву. Или предложите ребенку пофантазировать и самому выложить букву из камешков. Лучше использовать камешки примерно одинакового размера - тогда букву будет легко выкладывать по образцу, при этом можно еще и сосчитать, сколько камешков у буквы в высоту и в ширину. А если в используемом вами наборе есть камешки разного размера, воспользуйтесь этим для составления букв, содержащих круги и полукруги. Так, букву 0 вполне может заменить один большой камешек круглой или овальной формы. При составлении букв В, Б, Р, Ф, Я, Ы можно использовать большие камешки круглой/овальной формы для обозначения полукруглых деталей букв, а из камешков меньшего размера составлять детали, соответствующие прямым линиям.

Проблемные вопросы дисграфиии

    Ухудшение здоровья современных младших школьников.

    Недостаточность или неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению письменной речи.

    Разнообразие этиопатогенетических

механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, СДВГ, психический инфантилизм, церебрастения, психическая депривация, школьная дезадаптация

Т,аким образом "Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими."
Р. Эмерсон