Принципы децентрализации систем управления. Принцип децентрализации

процесс расширения и усиления прав и полномочий мест, областей, автономий, республик - субъектов федераций и др. или нижестоящих органов либо организаций при одновременном сужении прав и полномочий соответствующего центра.

Д. - один из возможных путей оптимизации управления деятельностью в государстве, обществе, экономике, культуре и т. д., особенно в тех странах, где сложился неоправданно высокий уровень централизации. Конкретный уровень Д. определяется каждый раз самостоятельно применительно к данной стране с учетом самых разнообразных факторов; международного положения; характера общественного и государственного строя; целей и задач страны, решаемых на данном этапе; размеров территории и населения; национального состава населения и национально-территориального устройства; наличия и уровня подготовки кадров на местах и т.д. Примерами сильной Д. могут служить реальная автономизация территории, федерализация и кон-федерализация страны. В обыденном сознании Д. нередко рассматривается как путь развала государства (партии, организации и др.). Исторический опыт, однако, показывает, что если речь идет не о безграничной, анархистской, а о научно обоснованной Д., то это ведет не к разрыву связей с центром и распаду целого, а к укреплению единства и целостности страны. К сожалению, это не было своевременно учтено в нашей стране с ее сложившейся сверхцентрализацией, и, в частности, поэтому не удалось предотвратить развал СССР.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, задачи и сущность централизации и децентрализации. Показатели, используемые для оценки степени централизации и децентрализации. Понятие и сущность скелетной структуры управления. Оптимальный уровень централизации и децентрализации управления.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2015

    Преимущества и недостатки централизованного и децентрализованного управления. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оценка и анализ степени централизации и децентрализации в организации на примере предприятия ООО "Твое-Восток".

    курсовая работа , добавлен 25.01.2014

    Принципы оптимального управления, основанного на разумном сочетании централизации и децентрализации, преимущества и недостатки данного типа управления. Понятие и методы делегирования полномочий, его анализ и оценка на примере предприятия ООО "LiDiA".

    курсовая работа , добавлен 11.02.2011

    Общая характеристика организаций с централизованной и децентрализованной структурой управления. Факторы, влияющие на степень централизации и децентрализации в организационных структурах. Оценка и анализ организации сбытовой политики на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Централизация и децентрализация в управлении предприятием. Основные понятия централизации. Организационные структуры управления подразделением. Описание структуры развития и управления. Плюсы и минусы централизованных структур управления.

    дипломная работа , добавлен 12.09.2006

    Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации. Принципы успешного делегирования полномочий. Концепция организационного дизайна Г. Минцберга и ее практическое применение в теории организации. Департаментализация и ее разновидности.

    лекция , добавлен 12.11.2013

    Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные принципы менеджмента. Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений. Иерархия в системе управления. Уровни управления, централизации и децентрализации процесса принятия решений.

    реферат , добавлен 29.11.2003

    Характеристика внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на организационную культуру. Понятие ключевых ценностей, которые, будучи объединенными в систему, образуют философию организации. Сравнительный анализ централизации и децентрализации.

    контрольная работа , добавлен 10.10.2011

Количество украинцев, которые сегодня нуждаются в социальной помощи, постоянно растет. В ответ на такой вызов, именно децентрализация социальной политики способна в корне изменить качество и количество социальных услуг.

Власть - общинам или новые правила

Сегодня в Украине насчитывается 13 миллионов пенсионеров, 2,6 миллионов людей с ограниченными возможностями, 2 миллиона чернобыльцев, 1,6 миллионов ветеранов Второй Мировой войны и других слоев населения, которые за-висят от социальной защиты и государственной поддержки.

Согласно с изменениями в Конституцию, проект которых подготовил Кабинет Министров Украины, регионы получат существенно расширенные полномочия практически во всех сферах - от системы ЖКХ до сферы здравоохранения.

Сейчас формируются очень четкие и понятные шаблоны, по которым будет осуществлено распределение властных полномочий. Каждый уровень управления получит свои полномочия. Власть на местах будет сосредоточена на трех уровнях. Самый небольшой - община (громада), масштабный - регион. Община может объединять десяток населенных пунктов. Если есть райцентр, то есть город районного значения, а вокруг него - десяток мелких сел, то община объединит этот город и села. На уровне общины будет действовать избранный совет (рада), ее исполнительный комитет и председатель, который избирается местными жителями. Всего в Украине около 1,5 тыс. общин.

Нынешние районы станут большими: с 490 районов останется около 120. В каждом районе будет свой совет, который сформирует исполнительный комитет.

На уровне регионов будут действовать областные советы с исполкомами.

Последние как раз и будут заниматься вопросами, относящимися к их компетенции - дорогами, школами, больницами и так далее.

На ОГА найдут «управу»

Нынешние облгосадминистрации изменят и свои функции, и название. Но если мы хотим сохранить государство, нужно оставить орган центральной власти на местах. В любом государстве исполнительная власть обязательно должна быть представлена на местах. Во Франции это префекты, а в Польше - воеводы, в Италии - комиссары. Сейчас идет дискуссия о том, какое имя дать украинским органам управления.
Органы власти на местах будут осуществлять следующие основные функции:

Надзор за соблюдением законодательства органами местного самоуправления; - координация территориальных органов исполнительной власти. (К примеру, если образование передано местному самоуправлению, то инспекция по контролю качества образования подконтрольная государству);

Координация и реализация государственных программ, которые реализуются за бюджетные деньги.

В условиях чрезвычайной ситуации или военного положения - управление всеми органами на территории района или области.

Для того, чтобы органы местного самоуправления имели возможность развивать регион, на местах хотят оставить гораздо больше налоговых средств, чем сейчас. Предварительно предлагается оставлять на местах до 25% налога надоходы физических лиц, от 10 до 25% налога на прибыль предприятий. Хорошо и то, что единый и земельный налоги предлагают оставить на местах в полном объеме.

Предполагается также 100% финансовое обеспечение полномочий, делегированных государством органам местного самоуправления.

При этом органы местного самоуправления получат возможность вводить местные налоги, определять их ставки и устанавливать льготы. Сбор налогов будет разделен на две части. Есть общая государственная налоговая служба. А органы местного самоуправления будут иметь свою небольшую структуру, которая будет заниматься сбором местных налогов и сборов, установленных местными советами. Это небольшие налоги, из которых будет формироваться часть местного бюджета.

«Скорую помощь» - общине, онкоцентр - области

Полномочия органов местного самоуправления и центральной власти будут разделены во всех ключевых сферах.

На уровень общины предлагается отдать вопросы застройки, содержания местной инфраструктуры, благоустройства, скорой и первичной медицинской помощи, работы детских садов и школ, ЖКХ, пассажирских перевозок.

Районная власть будет руководить транспортной инфраструктурой на уровне района, вопросами вторичной медицинской помощи, содержать объекты благоустройства.

На уровне региона будут решаться вопросы дорог областного значения, транспортной инфраструктуры, специализированной медицинской помощи. Например, в сфере образования финансирование дошкольного и среднего образования останутся на уровне общины. Специализированное школьное образование (спортивные школы, школы-интернаты) - на уровне района. Профессиональное техническое образование, высшее образование первого и второго уровня аккредитации - в области. А высшим обазованием третьего и четвертого уровня аккредитации (институты и университеты) будет заниматься государство.

В области медицины функции также будут распределены. Профилактика, скорая помощь и первичная медицина остается на уровне общины. Стационарная медицина - это район. Специализированная медицина (онкоцентры, кардиоцентры) - это область. А учреждения, которые занимаются очень сложными патологиями, - это уровень центральной власти.

В вопросе инфраструктуры ответственность будет распределена следующим образом: коммунальная инфраструктура - городские дороги, сети водоснабжения и газоснабжения - это уровень общины. Дороги местного значения между общинами и мосты на этих дорогах - это район. Внутренняя областная инфраструктура, за исключением стратегической инфраструктуры, например, мосты через Днепр, - это область. А трансукраинские магистрали, например, дорога «Киев-Чоп» - это государство.

Правоохранительные органы останутся в ведении центральной власти. Но в рамках общин будет создана милиция безопасности, которая полностью комплектуется, финансируется и управляется органами местного самоуправления общины. На районном и областном уровнях таких районных милиционеров или областных милиционеров не будет.

Вместе с муниципальной милицией будут работать и управления МВД.

Центральная власть занимается уголовными делами. Это 100% государственная функция.

Милиция безопасности составляет административные протоколы, занимается мелкими правонарушениями - кто-то не там курит, кто-то не там припарковался, нарушает режим тишины, чистоты. Этим должна заниматься милиция, но фактически она этим не занимается. Следственных органов муниципальной милиции быть не должно.

Власть в стране - в руки людей

В случае если децентрализация власти будет проведена, предстоящие местные выборы станут лакмусовой бумажкой для большинства украинцев, ведь у людей за долгий промежуток времени действительно появится уникальный шанс получить собственных представи-телей в местных органах власти. Скажем так: местные выборы позволят «третьей силе» проявить себя в плоскости отстаи-вания интересов и прав тех, кому сегодня труднее всего. Прежде всего, в помощи сегодня нуждаются пенсионеры, ветераны войны и труда, инвалиды. Если эти люди получат своих представителей во власти на местах, то можно утверждать, что качественное обновление услуг для этих категорий населения - гарантировано. Мы, Партия Пенсионеров Украины, понимаем, что именно наши представители в органах местной власти станут надежными помощниками для уязвимых категорий граждан, и поэтому сделаем все для того, чтобы барьер между чиновниками и простыми украинцами навсегда был преодолен.

Подводя итоги становится очевидно, что демократизация власти - это не дань моде, не политическая конъюнктура, а необходимость для повышения ее эффективности, одним из способов которого является децентрализация. Демократизация власти должна прово-диться, во-первых, в направлении перераспределения полномочий и ресурсов между центром и органами местного самоуправления в интересах территориальных общин. Сейчас же центральная власть перегружена властными полномочиями, тогда как на местах реальной власти очень мало. Во-вторых, территориальные общины должны иметь воз-можность доказать свою способность взять на себя дополнительные полномочия и, конечно, дополнительную нагрузку и ответственность. Это реальный потенциал для инициативы территориальных общин и их лидеров, один из основных путей развития нашей страны и повышения благосостояния каждого человека. При такой организации власти, когда местное самоуправление - не придаток государства, а его основной и равноправный партнер, человек, его права и свободы, здоровье, честь и достоинство действительно являются высшей ценностью и сутью деятельности всех властных структур.

3. Реинжениринг и децентрализация управления предприятиями

3.4. Основные принципы организации децентрализованного управления

3.4.5. Базовые принципы децентрализации

Если исходить из того, что децентрализация управления в некоторой системе служит идее повышения эффективности функционирования этой системы при сохранении важнейших системообразующих целей, а также руководствуясь житейским опытом, можно сформулировать несколько базовых принципов процесса децентрализации.

1-й принцип: Процесс децентрализации возможен при условии сохранения целостности всей системы .

Смысл этого принципа очевиден и не требует специальных пояснений. Практическая же реализация его возможна на основе предложенной в настоящей работе трактовке понятия «целостности» экономических систем и методов ее количественной оценки (см. подразд. 2.3).

2-й принцип: В реальной жизни никто и ничто не может быть полностью независим .

Полная независимость некоторого элемента системы означает отсутствие каких бы то ни было связей с другими элементами и, как следствие, его выпадение из данной системы. По существу – это критерий принадлежности компонента или подсистемы к некоторой системе.

3-й принцип: Успех процесса децентрализации возможен только при условии выполнения баланса целей и средств на всех уровнях иерархии дерева целей или управления .

На рис. 3.10 наглядно продемонстрировано соотношение финансовых и информационных ресурсов, необходимых для реализации функций управления (целей) на разных уровнях иерархии – от высшего менеджмента до простейших операций на самом нижнем уровне организации деятельности.

Рис.3.10. Баланс целей и средств в иерархии строения организации

Символически баланс целей и средств, например первого уровня, может быть представлен выражением

.

Здесь C functions , C f и C i – издержки реализации функций и стоимость финансовых и информационных ресурсов соответственно.

Поскольку верхний уровень управления обладает максимальными свободами принятия решений (см. подразд. 2.1) и максимальной ответственностью за их результат, он, соответственно, должен обладать максимальными же финансовыми и информационными ресурсами. В линейной модели эти соображения соответствуют квадрату, изображенному на рис. 3.10.

Во избежание разночтения, условимся, что:

Цель или целевая функция – желаемая модель будущего состояния экономического объекта (или желаемый результат). В данном контексте совпадает с трактовкой понятия «целостность» системы.

Средства – материальные, административные, информационные, финансовые, интеллектуальные… ресурсы организации (возможно в стоимостном выражении), необходимые для достижения конкретных целей.

Баланс – характеризует достаточность ресурсного потенциала для выполнения определенных функций.

Параметрическая устойчивость – способность системы возвращаться к состоянию равновесия после того, как оно будет нарушено в результате внутренних и/или внешних воздействий.

Равновесие – сбалансированность параметров системы, обеспечивающих ее жизнеспособность подобно гомеостазу биологических систем.

На практике чаще всего мы имеем дело с системами «устойчивыми в малом», означающим, что уровень внешнего или внутреннего дестабилизирующего воздействия не превышает статического и динамического «запаса устойчивости» (подразд. 2.2).

Предыдущая

Руководителем таковых полномочий и обязанностей подчинённым, наделяя их тем самым большей свободой воли, но и вместе с тем большей ответственностью.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Децемвир
  • Децемвиры

Смотреть что такое "Децентрализация" в других словарях:

    децентрализация - децентрализация … Орфографический словарь-справочник

    ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ - (ново лат., от de от, и centrum центр, средоточие). Вообще: удаление, отделение от центра; в частности: управление, противоположное централизации; развитие самоуправления в отдельных провинциях государства. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ - (decentralization) Передача полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие организации. В рамках государственного сектора децентрализация означает, что решения принимаются не центральным правительством, а местными и… … Экономический словарь

    ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ - [дэ], децентрализации, жен. (от лат. приставки de от, без и слова централизация) (книжн.). Система управления, основанная на передаче местным органам некоторых функций центральных органов. Децентрализация аппарата треста. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

    децентрализация - рассредоточение Словарь русских синонимов. децентрализация сущ., кол во синонимов: 1 рассредоточение (4) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    децентрализация - и, ж. décentralisation f. Противополагается централизации; такое государственное устройство, когда части государства пользуются в некоторой степени правом самоуправления. Павленков 1911. Немецкий канцлер.. неожиданно является горячим сторонником … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    децентрализация - децентрализация. Произносится [дэцентрализация] и допустимо [децентрализация] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ - в конституционном праве процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства … Юридический словарь

    Децентрализация - переход управления от центральных органов власти к местным органам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    децентрализация - ДЕ ЕНТРАЛИЗОВАТЬ [дэ], зую, зуешь; ованный; сов. и несов., что (книжн.). Сделать (делать) менее централизованным, рассредоточить (чивать). Д. управление. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ - (от лат. de... приставка, означающая отсутствие, отмену, устранение чего либо, и фр. centralisation центра лизация) англ. decentralization; нем. Dezentralisation. Процесс передачи функций центральной власти органам местной власти. см.… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Децентрализация и самоуправление , П.П. Гронский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство`Москва`). В…