Презентация по литературе "Секреты и тайны сказки "Спящая красавица".

Слайд 2

Биография

Пётр Ильич Чайковский25 апреля (7 мая) 1840), Воткинск, Вятская губерния, Российская империя - 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Слайд 3

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Слайд 4

«Щелкунчик»

Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» уже давно является классикой балетного искусства. Либретто к известному балету создано по мотивам сказки «Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.А. Гофмана.

Слайд 5

Музыка к балету «Щелкунчик» получилась намного богаче и сложнее других произведений Чайковского, написанных им именно для балета. В то время композитора уже называли одним из великих реформаторов балетной музыки. Он принёс в классическую интерпретацию новую динамику, сквозное развитие музыкальных тем и образов.

Слайд 6

Впервые премьера балета Щелкунчик состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в 1892 году. С тех пор он стал классикой, пережил рекордное число постановок, как знакомых нам классических, так и новаторских. Одновременно с премьерой «Щелкунчика» представлялась опера «Иоланта». Директор императорских театров был удовлетворён.

Слайд 7

Мариинский театр

  • Слайд 8

    «Щелкунчик»

    Существуют несколько редакций балета «Щелкунчик». В одной из них главную героиню звали Клара, в другой – Мария. В произведении же Гофмана девочку зовут Мария, а Кларой звали одну из её кукол. Во времена СССР балет русифицировался в связи с идеологическими установками, так главная героиня превратилась из буржуазной Клары в русскую Машу.

    Слайд 9

    Каждый человек хоть раз в жизни должен услышать незабываемую музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик».

    Слайд 10

    «Спящая красавица»

    Это балет Петра Чайковского. Музыкальное сопровождение было закончено в 1889 г. и это был второй из его трех балетов. Оригинальный сценарий был задуман Иваном Всеволожским, и основан сказке Шарля Перро «La Belle au bois Dormant». Балетмейстером оригинальной постановки был Мариус Петипа. Премьерный показ прошел в Мариинском Театре в Санкт-Петербурге, России, в 1890 г. Работа расценена как самое прекрасное музыкальное сопровождение балета композитора, и стала одним из самых известных балетов классического репертуара.

    Слайд 11

    Премьера балета в Мариинском Театре в Санкт-Петербурге 15 января 1890 г. получила более благоприятные почести, чем «Лебединое Озеро» в прессе, но Чайковский никогда не имел такую роскошь, как засвидетельствование мгновенного успеха своей работы в театрах вне России. Он умер в 1893 г. К 1903 году «Спящая красавица» была вторым самым популярным балетом в репертуаре Имперского Балета (Петипа/Пугни, «Дочь Фарона» была первой), будучи поставленной 200 раз только за 10 лет.

    Слайд 12

    Балетные постановки, ставящиеся в «LaScala» в Милане, не выказывали большой интерес к этому балету, и только в 1921 году, в Лондоне, балет наконец был представлен широкой публике, и в конечном счете получил постоянное место в классическом репертуаре. В 1999 году Кировский Балет восстановил оригинальную постановку 1899 года, включая воспроизводство оригинальных составов и костюмов.

    Слайд 13

    «Спящая красавица» - самый длинный балет Чайковского, который длится почти 4 часа. Его почти всегда сокращают.

    Посмотреть все слайды

    П. И. Чайковский

    Слайд 2: Общие сведения

    «Спящая красавица» - балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; С остоит из трёх действий, пролога и апофеоза. Написан в 1889 году, представлен публике в 1890 году.

    Слайд 3: Главные действующие лица балета

    Король Флорестан и его супруга, их дочь Аврора. Претенденты на руку принцессы – принцы: Фортюне, Шери, Флер де Пуа, Шарман. Старший дворецкий – Каталабют. Принц Дезире и его наставник Галифрон. Добрые феи: Флер де Фарин, фея Сирени, Виолант, фея Канареек, фея Хлебных крошек. Духи, составляющие свиту фей. Злая могущественная ужасная фея Карабосс со своей свитой.




    Слайд 4

    До Чайковского к тому же сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинив балет с таким же названием. Новая версия Чайковского и Петипа была признана выдающейся и балет занял место среди мировых. шедевров балетного искусства

    Слайд 5: Содержание. Пролог

    Во дворце праздник – рождение принцессы Авроры. Король Флорестан и королева пригласили гостей. Фея Сирени и еще 5 волшебниц благословляют новорожденную. Одаривают ее пятью необходимыми качествами. В рывается в торжественный зал злая ведьма по имени Карабос. Она обвиняет короля и королеву в том, что ее не пригласили на праздник. Она желает жестоко отмстить. Она заклинает, что Аврора уколет руку веретеном и умрет. В этот момент Фея Сирени предсказыв ает, что принцесса не умрет. Она только уснет на много-много лет. Злу никогда не победить добро, и Фея Карабос в бессилии отступает.


    Слайд 6: Первое действие

    У принцессы день рождения. Ей исполнилось 16 лет. Везде праздники. Поселяне танцуют, водят хороводы и веселятся в парке короля. Прибыли 4 принца, которые жаждут, чтобы девушка выбрала из них себе жениха. Сопровождаемая фрейлинами с букетами цветов и венками, вбегает принцесса. Она радуется танцам и готова одарить своей улыбкой каждого из женихов. Но принцесса не любит ни одного из претендентов. Тайком, переодевшись, прокрадывается во дворец Фея Карабос. Она тоже приготовила подарок. Принцесса, не ведая о плохом, раскрывает очередной презент. Среди цветов спрятано веретено. Аврора, не заметив его, нечаянно уколола палец. В испуге она бросается к родителям, но тут же падает замертво.

    Слайд 7

    Карабос торжествует, настал ее час, и пророчество сбылось – принцесса мертва. Фея Сирени пытается успокоить гостей. Она приготовила свое волшебство – погружает в сонное царство весь двор короля Флорестана. Только появление героя и его любовь разбудят принцессу, ее родителей, весь дворец.

    Слайд 8: Второе действие

    Уже пролетело столетие. Крестник Феи сирени, п ринц Дезире, на охоте. Он уже взрослый, и пришла пора выбрать себе супругу. Но принц не может выбрать. Никто из девушек королевства ему не нравится. Неожиданно в лесу появляется Фея Сирени. Она хочет узнать, кого же выберет принц Дезире в жены. Крестник честно отвечает, что ни одна из невест не мила ему. Тогда Фея предлагает принцу познакомить его с еще одной претенденткой. Она вызывает дух Авроры. Принц впечатлен красотой и грацией девушки. Но Фея не позволяет ему даже прикоснуться к Авроре. Принц должен отправиться за нею в волшебное царство.


    Слайд 9

    Спящий замок, все вокруг в тумане, покрыто пылью и паутиной. Принц Дезире осторожно оглядывается. Вдруг появляется Фея Карабос. Ей не нравится этот принц и его желание разбудить Аврору. Происходит сражение, Карабос повержена. Рассеивается туман, Дезире видит лежащую принцессу. Один поцелуй любви – и злые чары разбиты. Аврора просыпается, а вместе с ней просыпаются король с королевой, весь двор. Герой просит долгожданную награду – руку принцессы. Король Флорестан благословляет молодых. Начинается подготовка к свадьбе.

    10

    Слайд 10: Третье действие. Апофеоз

    Злые чары рассеяны, мир и добро торжествуют. На свадьбу Дезире и Авроры приходит множество сказочных персонажей из сказок Шарля Пьеро: Синяя борода с женой. Маркиз Карабас со своим Котом в сапогах. Красавица «Ослиная шкура» с принцем. Златокудрая девушка с королевским сыном. Чудовище и красавица. Золушка с принцем. Принцесса Флорина с заколдованным в Голубую птицу юношей. Красная шапочка с Волком. Рике -хохолок, ставший красавцем, с принцессой, которую он одарил умом. Мальчик с пальчик с братьями. Людоед и его жена. Злодейка Карабосс на повозке, запряженной крысами. Четыре добрые феи со свитами.

    Алиева Марина Руслановна
    Должность: учитель начальных классов
    Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1752
    Населённый пункт: город Москва
    Наименование материала: презентация
    Тема: Презентация по книге Ш.Перро "Спящая красавица"
    Дата публикации: 12.12.2017
    Раздел: начальное образование

    Презентация любимой книги

    "СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА"

    Шарль Перро

    Выполнила

    Шматова Кристина

    Прогимназия 1752

    Моя любимая книга "Спящая красавица" французского писателя

    большой семье и был седьмым, младшим сыном. Шарль

    Перро написал такие сказки как: Кот

    в сапогах, Красная

    В книге рассказывается о том, как король

    и королева очень

    мечтали о ребенке. Когда они отчаялись уже иметь деток, на свет

    появилась

    принцесса.

    Счастливые

    родители

    радостях

    закатили большой пир. Пригласили даже семь фей. Восьмую не

    пригласили, считая, что она уже умерла. Все уже садились за

    колдунья

    приказал

    поставить прибор и для неё

    столовых

    приборов

    хватило,так

    заказали

    комплектов,

    колдунье

    досталась

    посуда и подумав, что над ней насмехаются, что-то злобно

    проворчала сквозь зубы.

    По поведению этой старой колдуньи

    молодая фея поняла, что от нее можно

    ждать «неприятного» сюрприза и

    спряталась в комнате принцессы.

    Каждая фея у кроватки малышки

    одарила ее особым даром: красотой,

    умом, нежным сердцем, умением петь,

    танцевать, играть на всевозможных

    музыкальных инструментах. Восьмая,

    обиженная на короля и королеву,

    сказала, что девочка уколет руку

    веретеном и умрет.. Молодая фея не

    смогла полностью аннулировать такое

    нехорошее пророчество, но она

    пообещала, что принцесса не умрет, а

    уснёт на сто лет. Проснётся от того,

    что ее поцелует принц.

    Король под страхом смерти приказал уничтожить в королевстве

    все веретена, прясть тоже никто не решался. Но когда

    принцесса подросла, она отыскала на чердаке старую женщину

    с прялкой. Девушка удивилась такой неизвестной ей вещи, как

    веретено, взяла в руки и укололась. В тот же момент она уснула.

    Фея понимала, что когда через

    100 лет девушка проснется, то

    вокруг не будет ни одного

    знакомого ей человека, поэтому

    она усыпила замок и всех людей

    в нем. Кроме короля и королевы,

    у которых были дела. А замок

    фея окружила непроходимыми

    дебрями. Король и королева

    вернулись в столицу и издали

    указ, запрещающий кому-нибудь

    приближаться к замку.

    Прошло столетие. Много королей и королев сменилось на

    престоле. Как-то молодой королевич поехал на охоту и увидел

    замок, заросший лесом. Один крестьянин рассказал принцу о том,

    что ему поведал отец, якобы в замке спит очаровательная

    принцесса и ждет своего принца.

    Юноша решил, что это он

    тот принц. Действительно,

    все заросли расступились

    перед ним, он прошел и

    нашел в зале спящую

    красивую девушку. Когда

    принц поцеловал девушку,

    она проснулась, а вместе с

    ней и все люди в замке. И

    хотя на принцессе была

    старомодная одежда, она

    очень понравилась

    принцу. Он объявил о

    скорой свадьбе.

    Спасибо за внимание!

    «Любовь и добро всегда побеждает зло».

    Слайд 1

    Прозвенел звонок Начался урок.

    Слайд 2

    Разминка.
    1.Он пишет музыку для нас, Мелодии играет, Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? 2.Нужен музыке не только «сочинитель», Нужен тот, кто будет петь. Он... 3.Тот, кто песни не поет, а слушает, Называется, ребята, ...

    Слайд 3

    4.Если текст соединить с мелодией И потом исполнить это вместе, То, что вы услышите, конечно же, Называется легко и просто - ... 5.Под музыку эту проводят парад, Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. 6.Ярко зал весь засверкал, Приглашает всех на бал, Попрошу ответить вас, Что за танец этот?

    Слайд 4

    8.Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой. 9.Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре - президент! 10. В кинотеатре – широкий экран, В цирке – манеж иль арена. Ну, а в театре, существует, Площадка особая - …

    Слайд 5

    11.Чтоб смотрелось представленье интереснее, В благодарность слышались овации, Надобно на сцене оформление: Дом, деревья и другие… 12.Коль спектакль завершился – Слышно «Браво!», комплименты; Всем актёрам, в благодарность, Дарим мы…

    Слайд 6

    Балет «Спящая красавица» Бале́т (фр. ballet, от итал. ballare - танцевать) - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.

    Слайд 7

    Пётр Ильич Чайковский
    1840-1893 Композитор, пианист, дирижёр, педагог.

    Слайд 8

    Крещение принцессы Авроры
    Шесть крёстных фей прибывают ко двору: Фея искренности, Фея цветущих колосьев, Фея, рассыпающая хлебные крошки, Фея - щебечущая канарейка, Фея пылких, сильных страстей, и Фея Сирени.

    Слайд 9

    Злая Карабос, обиженная и рассерженная тем, что её не пригласили на церемонию крещения, несмотря на заступничество фей и просьбы королевы, изрекает проклятье: в шестнадцать лет Аврора уколется о веретено и умрёт.
    Прошло 16 лет и в королевских садах празднуют день рождения Авроры. Звучит вальс - самый известный фрагмент балета.

    Жили на свете король с королевой, которые очень хотели иметь ребёнка. И вот, наконец, у королевы
    родилась дочка. По случаю её рождения был устроен большой праздник со множеством гостей и подарков.
    Самые почётные места за королевским столом были оставлены для семерых фей, которые в те времена
    ещё жили кое-где на белом свете. Все знали, что эти добрые волшебницы, стоит им только захотеть, могут
    одарить новорождённую такими драгоценными сокровищами, каких не купишь за все богатства мира.

    Перед феями поставили великолепные обеденные приборы: тарелки из лучшего фарфора, хрустальные
    кубки и по ящичку из золота. В каждом ящичке лежали ложка, вилка и ножик, тоже из чистого золота и
    притом самой тонкой работы. И вдруг, когда гости уселись за стол, дверь отворилась, и вошла восьмая
    фея, которую забыли позвать на праздник, потому что она была очень старой и все думали, что она уже
    умерла. Не прошло и минуты, как слуги поставили перед старой феей тарелки из самого тонкого
    расписного фарфора и хрустальный кубок. Но золотого ящичка с ложкой, вилкой и ножиком на её долю не
    хватило. Вместо золотых старухе подали обыкновенную ложку, вилку и ножик.

    Старая фея очень обиделась. Она подумала, что король с королевой - невежливые люди и встречают её
    не так почтительно, как следовало бы. Отодвинув от себя тарелку и кубок, она пробормотала сквозь зубы
    какую-то угрозу. К счастью, юная фея, которая сидела рядом с ней, вовремя услышала её бормотание.
    Опасаясь, как бы старуха не вздумала наделить маленькую принцессу чем-нибудь очень неприятным например, длинным носом или длинным языком, - она, чуть только гости встали из-за стола, пробралась в
    детскую и спряталась там за пологом кроватки. Юная фея знала, что в споре обычно побеждает тот, за кем
    остаётся последнее слово, и хотела, чтоб ее пожелание было последним.

    И вот наступила самая торжественная минута праздника: феи вошли в детскую и одна за другой стали
    преподносить новорождённой дары, которые они для неё припасли. Одна из фей пожелала, чтобы
    принцесса была прекраснее всех на свете. Другая наградила её нежным и добрым сердцем. Третья
    сказала, что она будет расти и цвести всем на радость. Четвёртая обещала, что принцесса научится
    превосходно танцевать, пятая - что она будет петь, как соловей, а шестая - что она будет играть одинаково
    искусно на всех музыкальных инструментах. Наконец, очередь дошла до старой феи. Старуха
    наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса
    уколет себе руку веретеном и от этого умрёт.

    Король с королевой и все гости не могли удержаться от слёз. И вот тут-то из-за полога появилась юная
    фея и громко сказала: - Не плачьте, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так
    сильна, чтобы сказанное слово сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть
    себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет,
    до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.

    Это обещание немного успокоило короля с королевой, но всё же они запретили всем подданным впредь в
    своём королевстве прясть пряжу и хранить у себя дома веретёна и прялки. Но когда принцессе
    исполнилось пятнадцать лет, она с родителями отправилась в один из своих загородных домов, стала
    осматривать древний замок и забрела на самую верхушку дворцовой башни. В тесной каморке башни
    сидела старушка и пряла пряжу, она, оказывается, ничего не знала о запрете короля. Девушке стало очень
    интересно и она попросила попробовать прясть. Едва она прикоснулась к веретену, как уколола себе
    палец и упала замертво.

    Король с королевой были убиты горем, они приказали перенести принцессу в самую красивую залу дворца
    и уложить там на постель, украшенную серебряным и золотым шитьём и попросили слуг не тревожить её,
    пока не наступит час её пробуждения. Добрая фея, узнав о несчастье, тут же примчалась в замок. Она всё
    время думала о том, как грустно будет принцессе, когда через сто лет бедняжка проснётся в этом старом
    замке и не увидит возле себя ни одного знакомого лица. Чтобы этого не случилось, фея сделала вот что.
    Своей волшебной палочкой она прикоснулась ко всем людям, которые были во дворце, кроме короля и
    королевы. И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули. Заснули ровно на сто лет,
    чтобы проснуться вместе со своей хозяйкой и служить ей, как служили прежде.

    Не заснули только король с королевой. Фея нарочно не коснулась их своей волшебной палочкой, потому
    что у них были дела, которые нельзя отложить на сто лет. Возвратившись к себе в столицу, они издали указ
    о том, чтобы никто не смел приближаться к заколдованному замку. Впрочем, и без того к воротам замка
    невозможно было подойти. В какие-нибудь четверть часа вокруг его ограды выросло столько деревьев,
    больших и маленьких, столько колючего кустарника, и всё это так тесно переплелось ветвями, что никто не
    мог бы пробраться сквозь такую чащу. И только издали, да ещё с горы, можно было увидеть верхушки
    старого замка. Всё это фея сделала для того, чтобы ни человек, ни зверь не потревожили покоя спящей
    принцессы.

    Прошло сто лет. Много королей и королев сменилось за эти годы. И вот в один прекрасный день сын
    короля, который царствовал в то время, отправился на охоту. Вдалеке, над густым дремучим лесом, он
    увидел башни какого-то замка. - Чей это замок? Кто в нём живёт? - спрашивал он у всех прохожих,
    попадавшихся ему по дороге. Но никто ничего не мог ответить. Тут к нему подошёл старый крестьянин и,
    кланяясь, сказал:
    - Добрый принц, полвека тому назад, когда я был так же молод, как вы сейчас, я слыхал от моего отца, что
    в этом замке спит непробудным сном прекрасная принцесса и что спать она будет ещё полвека до тех пор,
    пока благородный и отважный юноша не придёт и не разбудит её.

    Принц сразу решил, что ему-то и выпало на долю счастье пробудить ото сна прекрасную принцессу.
    Недолго думая, он поскакал туда, где виднелись башни старого замка. И вот перед ним - заколдованный
    лес. Принц соскочил с коня, и сейчас же высокие толстые деревья, заросли колючего кустарника - всё
    расступилось, чтобы дать ему дорогу. Словно по длинной, прямой аллее, пошёл он к воротам замка. Ещё
    сотня шагов - и он очутился на просторном дворе перед замком. Принц посмотрел направо, налево, и
    кровь похолодела у него в жилах. Вокруг него лежали, сидели, стояли, прислонившись к стене, какие-то
    люди в старинной одежде. Все они были неподвижны, как мёртвые. Принц понял, что они просто спят.

    И вот перед ним, наконец, комната с золочёными стенами и золочёным потолком. Он вошёл и остановился.
    На постели покоилась прекрасная юная принцесса лет пятнадцати-шестнадцати. Красота её так сияла,
    что даже золото вокруг неё казалось тусклым и бледным. Он тихо приблизился, опустился на колени и
    поцеловал её. Принцесса проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.

    - Ах, это вы, принц? - сказала она. - Наконец-то! Долго же вы заставили себя ждать. Не успела она
    договорить эти слова, как всё кругом пробудилось. Весь замок от флага на башне до винного погреба ожил
    и зашумел. А принц и принцесса ничего не слышали. Они глядели друг на друга и не могли наглядеться.
    Принцесса позабыла, что ничего не ела уже целый век, да и принц не вспоминал о том, что у него с утра не
    было во рту маковой росинки. Они разговаривали целый день и не успели сказать даже половины того, что
    хотели.