Что такое внешняя политика в торговле. Внешняя торговля

Традиционно наиболее развитой формой международных экономических отношений является торговля, на долю которой приходится около 80 % всего объема международных сделок.

Международная торговля это система международных товарно-денежных отношений, развивающаяся под воздействием интернацио­нализации хозяйственной жизни и интенсификации между­народного разделения труда в условиях научно-технической революции. Международная торговля складывается из внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – это торговля одной страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров и услуг.

В объем импорта включаются: товары, произведенные за границей и ввезенные в страну для реализации или исполь­зования внутри страны, или для экспорта в третьи страны; обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров называется реимпорт.

Предметом экспорта являются: товары, произведенные в стране;

· товары, ввезенные в страну и переработанные в ней;

· ранее ввезенные товары, не подвергшиеся никакой переработке, так называемый реэкспорт.

Состояние и динамику внешней торговли страны характеризует ряд показателей, основными из которых являются:

· стоимостной и физический объем внешнего товарооборота;

· товарная и географическая структура внешнего товарооборота;

· уровень специализации и индустриализации экспорта;

· экспортная и импортная квота;

· сальдо торгового баланса.

Стоимостной объем экспорта и импорта товаров, а также сальдо торгового баланса РФ на ФОБ (франко-борт) основании в последние годы имеет положительную динамику (рис. 6.1). Исключение составляет 2009 год, что вызвано в первую очередь мировым экономическим кризисом. По данным 2010 года по объему экспорта товаров Россия занимает 13 место в мире, по объему импорта – 19 место, а по величине положительного сальдо торгового баланса – 4 место, пропустив вперед Китай, Японию и Германию. Большинство развитых экономик мира (США, Великобритания, Германия и др.) имеют пассивное сальдо торговых балансов (табл. 6.1).

По товарной структуре экспорта и импорта можно судить об уровнях специализации и индустриализации экономики страны. Например, динамика структуры экспорта России за период с 2006 по 2010 года иллюстрирует незначительное увеличение доли продукции химической промышленности, а также машин и оборудования, что является положительной тенденцией. В то же время увеличение доли минеральных продуктов,

включая топливо и энергетические товары, на 2,5 %, свидетельствует о сохранении сырьевой ориентированности экспорта и экономики России (см. табл. 6.1).

Рис. 6.1. Объемы экспорта, импорта и сальдо торгового баланса России, млн долл. США

Совокупность мер непосредственного воздействия со стороны государства на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг, называется внешнеторговой политикой . В мировой практике различают два принципиально различающихся вида внешнеторговой политики:

1) фритредерство , представляющее собой теорию и практику свободной торговли;

2) протекционизм – теория и практика ограничительного регулирования внешней торговли.

Таблица 6.1 Товарная структура экспорта России, в % к итогу

Статья экспорта

Продтовары и сельскохозяйственное сырье, кроме текстиля

Минеральные продукты

Продукция химической промышленности

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

Древесина, целлюлозно-бумажные изделия

Текстиль, текстильные изделия, обувь

Драгоценные камни и драгоценные металлы

Металлы и изделия из них

Машины и оборудования

Другие товары

Главным и наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли является тарифное регулирование или таможенный тариф.


Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен законом РФ «О таможенном тарифе», в котором в качестве основных целей таможенного тарифа РФ определены:

· рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

· защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

· обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

Разнообразие таможенных пошлин огромно. Их классификация осуществляется по различным критериям, в зависимости от которых выделяют следующие виды таможенных пошлин :

1) по способу взимания различают специфические таможенные пошлины , начисляемые в виде фиксированной суммы на единицу обложения (вес, объем, площадь) на недорогие стандартизированные товары, и адвалорные таможенные пошлины , начисляемые в процентах от стоимости товара;

2) по происхождению различают преференциальные таможенные пошлины , ставки по которым ниже минимальных и зачастую равны нулю, договорные пошлины, используемые для товаров тех стран, с которыми действуют соответствующие договоры, и генеральные (максимальные ) пошлины , применяемые по отношению к товарам тех стран, которые не пользуются никакими преимуществами в силу отсутствия с ними специальных соглашений.

3) по характеру самих пошлин выделяют антидемпинговые таможенные пошлины , используемые применительно к товарам, ввозимым по демпинговым ценам, и компенсационные таможенные пошлины , призванные компенсировать ущерб, наносимый иностранными экспортными субсидиями, предоставляемыми экспортирующими странами своим производителям. Обе пошлины назначаются в дополнение к обычным импортным пошлинам. Использование антидемпинговых мер регулируется Всемирной торговой организацией (ВТО) Соглашением по антидемпинговым мерам (САМ). Антидемпинговые пошлины наиболее часто применяются для защиты импорта в США, странах Европейского Союза (ЕС), Канаде, Австралии. Вопросы субсидирования регулируются ВТО Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (СКМ);

4) по объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные пошлины , в результате применения которых отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Экспортные пошлины приводят к тому, что цена страны-экспортера оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается, в результате чего величина экспорта падает. Транзитные пошлины взимаются с товаров, перевозимых транзитом через территорию данной страны, встречаются крайне редко и используются как средство торговой войны;

5) по типам ставок выделяют постоянные таможенные пошлины , в которых применяются не изменяемые в зависимости от ситуации ставки, и переменные таможенные пошлины , ставки по которым могут изменяться в установленных государством случаях.

Вторая половина ХХ века характеризуется значительным снижением тарифных барьеров при одновременном росте количества нетарифных торговых ограничений. Особенно активно такие ограничения используют развитые страны, хотя сами являются демонстративными сторонниками свободной торговли. Примерно 20 % всех товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, попадают под нетарифные ограничения.

К методам нетарифных ограничений относятся:

· экспортные и импортные квоты, то есть стоимостное или количественное ограничение объемов вывозимых и ввозимых товаров;

· антидемпинговые меры, добровольные экспортные ограничения, лицензирование и эмбарго, в совокупности образующие группу количественных ограничений;

· субсидирование и кредитование экспорта;

· финансовые ограничения в виде ограничений на накопление иностранной валюты, требований предоплаты импорта и применения множественных валютных курсов.

Сегодня только 20 % мирового товарооборота совершается по правилам свободной торговли, 25 % – в условиях действия протекционистских мер, 25 % – в рамках транснациональных корпораций (ТНК) и еще 25 % – доля компенсационной торговли.

Экономика страны может быть открытой и закрытой.

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

Преимуществами открытой экономики являются:

§ углубление специализации и кооперации производства;

§ рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

§ распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

§ рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

К количественным индикаторам открытости можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.

Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты.

К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК).

Открытая экономика – основное звено мирового хозяйства. Являясь по своему происхождению и по логике анализа производными от национальных хозяйств, международные экономические отношения оказывают существенное, а иногда и определяющее обратное воздействие на экономическую политику государств.

Согласно кейнсианской теории, общее уравнение открытой экономики выглядит следующим образом:

Y = С + J + G +Xn,

Xn – экспорт (X) минус импорт (Z).

Экспорт расширяет эффективный спрос, прибавляя к внутреннему зарубежный сбыт товаров и услуг, между тем как импорт замещает внутреннее потребление альтернативной зарубежной продукцией, т.е. возможности внутреннего рынка уменьшаются.

Открытость экономики усложняет государственное экономическое регулирование, снижает коэффициент его полезного действия, поскольку к взаимозависимости подключаются факторы внешнего ряда.

Международные сопоставления показывают, например, что склонность к импорту была в 60-80-е годы высокой у Швейцарии и Великобритании, но заметно более низкой у США и Японии. Мультипликатор возрастания национального дохода у этих стран обнаружил интересную последовательность: Швейцария - 1,3; Великобритания - 1,4; США 3,2; Япония - 3,7.

Для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует на практике модель внешнеторгового мультипликатора.

Первоначальное изменение экспорта порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом, дает эффект многократного усиления первоначального изменения.

Мультипликатор экспорта или простой мультипликатор внешней торговли (μ x) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (МPС) или предельную склонность к сбережению (МPS):

μ x = 1/MPC = 1/(1-MPS).

Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы:

∆Y = μ x * ∆Хn.

Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если учесть, что часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения.

Предельная склонность к импорту (МPМ) – это отношение изменения объема импорта к изменению дохода.

Равновесный доход равен:

Торговая политика – это государственная политика, которая оказывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Фритредерство – это политика свободной торговли, отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдель­ными лицами и фирмами разных стран. При этом таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных преимуществ Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию.

Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностран­ных конкурентов с помощью торговых барьеров.

Существуют 2 группы методов политики протекционизма:

1. Тарифные методы.

2. Нетарифные методы.

Нетарифные методы делятся на группы:

1. Административные меры или количественные ограничения: лицензирование (избирательная выдача лицензий); контингентирование; сертификация; запрет на импорт.

2. Технические меры (т.е. стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды): требования к маркировке и упаковке; ветеринарный и гигиенический контроль; определенные стандарты качества.

3. Экономические методы:

§ валютный контроль;

§ обеспечение уплаты таможенных платежей;

§ контроль над ценами (например, установление минимальной цены и расследование по ценам в слу­чае антидемпинговых мер);

§ государственная монополия на внешнюю торговлю;

§ государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении поставок в данную страну.

Применительно к международной торговле государство использует такие инструменты воздействия, как:

§ таможенные тарифы;

§ ограничительные условия;

§ межгосударственные договоры и соглашения;

§ мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Свобода торговли обладает многими достоинствами:

1. Благодаря сво­бодной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов. Если каждая страна будет специализироваться на производстве и экспорте тех товаров и услуг, в которых она имеет абсолютные или сравнительные преимущества, а ввозить из других стран товары и услуги, в которых ее преимущества невелики либо не существуют, то мировое производство, мировой экономический рост и эффективность использования ограниченных ресурсов достигнут максимума.

2. Свободная торговля ограничивает монополию и стимулирует конкуренцию.Возросшая конкуренция со стороны иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками.

3. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации.Если страны не могут свободно торговать, они должны пе­ребросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их ис­пользования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привиле­гии и порождает ренту по положению.Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.

Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. Практически любая страна применяет торговые ограничения.

1. Значение внешней торговли для национальной экономики. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.

Внешняя торговля позволяет государству:

  • а) получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;
  • б) насытить внутренний рынок;
  • в) преодолеть ограниченность национальных ресурсов;
  • г) повысить производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировой рынок.

Внешняя торговля характеризуется понятиями экспорта и импорта: первый предполагает вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты, а второй - ввоз их из-за границы с соответствующей оплатой. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т. д. занятость. Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу.

Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.

2. Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. Экспорт во внешней торговле, по А. Смиту, становится выгодным, если издержки на производство товаров внутри страны значительно ниже, чем у других государств. В этом случае товары, произведенные национальной экономикой, имеют абсолютные преимущества перед зарубежными конкурентами и могут быть легко проданы за границей. С другой стороны, ни одно государство не может иметь абсолютного преимущества по всем производимым товарам, следовательно, импортировать нужно те из них, которые дороже обходятся внутри страны и дешевле - за рубежом. Тогда одновременно получается прямая выгода и от экспорта, и от импорта.

На основе абсолютных преимуществ А. Смита Д. Ри-кардо сформулировал теорию сравнительных издержек (преимуществ), в соответствии с которой при определении выгодности внешней торговли следует сравнивать не абсолютный, а относительный эффект, и не сами издержки, а их соотношения. При этом надо учесть, что, производя те или иные товары в условиях ограниченности ресурсов, страна лишается возможности производить другие, не менее нужные ей, поэтому в соответствии с теорией сравнительных преимуществ Д. Рикардо вполне возможна ситуация, при которой стране выгодно импортировать товары, даже в случае если их производство внутри страны обходится дешевле. В этом случае теория абсолютных издержек А. Смита становится частным случаем теории сравнительных издержек.

Теория сравнительных издержек Д. Рикардо в современных условиях дополнена теорией Хекшера-Олина, по имени двух шведских экономистов, доказавших, что страны стремятся экспортировать не только те товары, которые обладают абсолютными и относительными преимуществами, но и при производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы производства, а импортируют товары, для производства которых в стране имеется дефицит факторов. В отличие от А. Смита и Д. Ри-кардо их современные последователи считают, что от внешней торговли выгадывают обе стороны - и данная страна, и весь остальной мир.

Одной из основных и исторически самой ранней формой мировых экономических связей была и остается международная торговля, которая в ХХ веке стала основой формирования мирового рынка.

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государствами. Мировой рынок представляет собой единую и целостную систему торговых и финансово-экономических связей между всеми национальными хозяйствами. На этом рынке формируются и действуют мировые цены, уровень которых определяется действием трех основных законов: стоимости, спроса и предложения, конкуренции.

Объектом международной торговли являются товары и услуги, которые часто обладают высоким качеством. Международная торговля включает два взаимосвязанных процесса: экспорт (вывоз) и импорт (ввоз). Общая величина экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот.

Международную торговлю можно рассматривать как совокупность внешней торговли всех стран мира. Поэтому ее объем можно подсчитывать как сумму объемов экспорта и импорта. Объем экспорта обычно подсчитывают в долларах США, которые учитывают затраты продавца по доставке и погрузке товаров на борт судна, в вагон станции отправления и т.п.

Импорт включает цену реализации самого товара, затраты на транспортировку до порта (станции) назначения, а также расходы на страхование товаров и услуг, связанные с сохранностью и движением.

При сопоставлении объемов экспорта и импорта может возникнуть отрицательное сальдо , если импорт превышает экспорт, и положительное сальдо, если экспорт превышает импорт. В связи с этим часто вводят понятие «чистый экспорт» как разность между экспортом и импортом применительно к конкретной стране. Чистый экспорт может быть величиной положительной или отрицательной. Положительный чистый экспорт ведет к росту валового национального продукта, отрицательный чистый экспорт его сокращает. Из этого следует, что чистый экспорт всегда вызывает изменения в макроэкономическом равновесии: он влияет на все элементы совокупных расходов (потребление, инвестиции, государственные расходы).



Влияние чистого экспорта, как и всякого фактора совокупного спроса, сопровождается мультипликативным эффектом. Экспортные заказы увеличивают выпуск продукции и заработную плату в отраслях, которые выполняют заказ. Затем увеличиваются вторичные и третичные потребительские и инвестиционные расходы. Этот эффект аналогичен мультипликатору инвестиций. Импорт, напротив, сокращает внутреннюю покупательную способность.

Через определенное время действие мультипликатора внешней торговли затухает. Макроэкономическое соотношение между спросом и предложением постепенно приходит в равновесие. В конечном счете реальный эффект, который приносит внешняя торговля, отражает платежный баланс страны.

Одним из важных аспектов проблемы международной торговли является вопрос о том, в какой мере участие данной страны в мировых экономических связях отвечает ее национальным интересам. По данному вопросу во внешнеэкономической политике существуют две концепции: протекционизм и либерализм.

В XV−XVIIIвв. меркантилисты выдвинули идею жесткого протекционизма (с лат. – прикрытие), защиты собственного национального производства. Они всеми средствами пытались стимулировать экспорт и сдерживать импорт товаров.

Протекционизм в современных условиях представляет собой такую политику государства, которая направлена на защиту внутреннего рынка от конкурентов и в то же время поощряет захват внешних рынков. Классическим инструментом протекционизма является таможенная пошлина – налог, который взимается при пересечении товаром таможенной границы и который, следовательно, повышает цену импортируемого товара. Политика жесткого протекционизма ведет к сокращению внешней торговли и может привести страну к самоизоляции.

В период промышленной революции многие страны пришли к идее свободной торговли – фритредерству . В соответствии с концепцией фритредерства проводится политика либерализации, суть которой состоит в том, что государство ставит цель открыть внутренний рынок для иностранных товаров, капитала и рабочей силы с тем, чтобы усилить конкуренцию на нем. При этом предполагается, что национальные предприятия выстоят в конкурентной борьбе.

В реальной жизни современные государства в своей внешнеэкономической политике сочетают либерализм с протекционизмом. При этом используются различные инструменты: таможенные тарифы и нетарифные меры.

К тарифным средствам регулирования внешних связей относятся таможенные пошлины – государственные налоги, взимаемые за провоз через границу страны товаров.

К нетарифным мерам относятся: внешнеторговые (лицензии, квоты) и административные (стандарты, маркировка, упаковка) акты и действия. Широко используются в мировой практике экономические зоны свободной торговли.

В сфере международной торговли с 1948 года правила игры на мировом рынке во многом определялись Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) – международной организацией, которая действовала на базе Межправительственного многостороннего договора. В 1995 году ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТОобъединяет договорами почти 150 стран. Россия с 1992 года имеет в ней статус наблюдателя, с 2006−2007 гг. (?) Россия – член ВТО.

Всемирная торговая организация. Неэффективность, возникающая из-за торгового протекционизма, заставляет страны искать различные способы, позволяющие снижать тарифы и квоты. В ходе работы над соглашением, принятом на Уругвайском раунде (1994 г.), 120 стран мира создали Всемирную торговую организацию (ВТО) и согласились провести масштабную торговую либерализацию. Эта либерализация предусматривает:

1) снижение тарифов по всему миру;

2) введение новых правил для продвижения торговли в сфере услуг;

3) сокращение сельскохозяйственных субсидий, искажающих торговлю сельскохозяйственными товарами в масштабах всего земного шара;

4) дополнительные средства защиты интеллектуальной собственности;

5) поэтапное снятие квот на текстиль и одежду с замещением их постепенно снижаемыми тарифами.

По оценкам ВТО, благодаря торговой либерализации совокупный ВВП всего мира в 2005 г. будет на 6 трлн. долл. больше (или на 8%).

Платежный баланс

Платежный баланс страны – это соотношение платежей за границу и поступлений из-за границы за определенный период. Это соотношение названо так потому, что составляется в форме бухгалтерских счетов. В них содержатся статистические отчетные данные о торговых и финансовых сделках между хозяйственными субъектами страны и заграницы. Если поступления превышают платежи, то платежный баланс данной страны активен; если сальдо этих платежей и поступлений отрицательное, то баланс пассивен.

Платежный баланс состоит из двух колонок: поступлений, или актива, и платежей, или пассива. Типовая структура платежного баланса по укрупненным статьям представлена в таблице 6.

Таблица 6 Типовая структура платежного баланса

Платежный баланс представляет собой отчет, в котором отражены внешнеэкономические операции резидентов (с лат. – сидящий, пребывающий) данной страны с нерезидентами других стран за определенный период. Между резидентами и нерезидентами осуществляются операции:

ü с товарами, услугами и доходами;

ü с финансовыми требованиями и обязательствами в отношении остальных стран мира;

ü классифицируемые как трансферты.

Основным принципом построения платежного баланса является система двойных бухгалтерских проводок, при которой каждая операция представляется двумя проводками одинаковой стоимостной величины. Одна проводка регистрируется по кредиту «+», другая – по дебету «−».

Традиционно в рамках платежного баланса выделяют три группы показателей:

1) в первую входит счет текущих операций, в котором приводятся показатели экспорта и импорта товаров и услуг, доходы, получаемые из-за рубежа и выплачиваемые за рубеж, текущие трансферты за рубеж и из-за рубежа;

2) во вторую – счет операций с капиталом, в котором представлены операции с капитальными трансфертами;

3) в третью – финансовый счет, который включает многочисленные операции движения внешних финансовых активов и обязательств данной страны.

Первоосновой платежного баланса является торговый баланс, который отражает соотношение между экспортом и импортом товаров и услуг.

Валютный курс

Под валютой принято понимать денежную единицу страны, а также денежные знаки иностранных государств. При установлении экономических отношений между странами определяется валютный курс, по которому взаимно обмениваются национальные валюты. Этот курс объединяет название пропорции обмена двух валют: девизный и обменный курсы.

Девизный курс показывает, сколько единиц иностранной валюты можно получить за единицу отечественной. Иначе говоря, девизный курс – это цена отечественной валюты, выраженная в единицах иностранной, например, сколько долларов обменивается на 1 рубль.

Обменный курс свидетельствует, какое количество единиц отечественной валюты можно получить в обмен на единицу иностранной. Это – цена иностранной валюты, например, сколько рублей обменивается на 1 доллар.

Валюту подразделяют на неконвертируемую (используемую в пределах одной страны) и конвертируемую.

Конвертируемая валюта беспрепятственно обменивается на любую иностранную. Валюта с ограниченной обратимостью (частично обратимая) обменивается не по всем валютным операциям и не для всех владельцев.

Валютные курсы подразделяются на два основных вида: фиксированные и плавающие. Фиксированный валютный курс (твердо установленный) может быть результатом соглашения заинтересованных стран о поддержании пропорции обмена своих валют на определенном уровне. В случае отклонения курса национальной валюты от установленной величины центральный банк страны проводит интервенцию (с лат. – вмешательство) на валютном рынке. Он покупает или продает национальную валюту с целью восстановить фиксированный уровень своей денежной единицы.

Плавающий курс – это обменный курс на валютном рынке, который зависит от спроса и предложения валют. Так, например, спрос на рубли в основном зависит от объема российского экспорта в США и притока американского капитала в нашу страну. Предложение же рублей определяется объемом импорта России и вывозом из нее капитала в США.

Колебания валютного курса приводят к двум основным последствиям: ухудшению или улучшению положения с экспортом или импортом. Допустим, обменный курс национальной валюты понижается (иностранная валюта дорожает – меняется на большее количество рублей). С одной стороны, это вызывает рост цен на импортные товары (они становятся менее доступными). С другой стороны, улучшается положение с экспортом (он становится более выгодным).

Если обменный курс национальной валюты повышается (иностранная валюта дешевеет – приравнивается к меньшему количеству рублей), то цены на импортируемые товары снижаются, а экспорт дорожает, что ведет к его уменьшению.

Существует определенная взаимосвязь между торговыми и валютными отношениями. Активное сальдо торгового и платежного баланса позволяет обеспечить повышающийся курс национальной валюты. К этому надо добавить положительное сальдо государственного бюджета (превышение доходов над расходами). Пассивное сальдо торгового баланса ведет к понижению курса национальной валюты и дополняется бюджетным дефицитом.

В основе фиксированного курса лежит валютный паритет , т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран. При монометаллизме – золотом или серебряном – базой валютного курса являлся монетный паритет – соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.

Валютный курс при неразменных кредитных деньгах постепенно отрывался от золотого паритета, так как золото было вытеснено из обращения в сокровище. Это обусловлено эволюцией товарного производства, денежной и валютной систем. До середины 70-х гг. ХХ в. базой валютного курса служили золотое содержание валют – официальный масштаб цен – и золотые паритеты, которые после Второй мировой войны фиксировались МВФ. Мерилом соотношения валют была официальная цена золота в кредитных деньгах, которая наряду с товарными ценами являлась показателем степени обесценения национальных валют. В связи с отрывом в течение длительного времени официальной, фиксируемой государством цены золота от его стоимости, усилился искусственный характер золотого паритета.

На протяжении более чем 40 лет (1934−1976 гг.) масштаб цен и золотой паритет устанавливались на базе официальной цены золота. При Бреттон-Вудской валютной системе в силу господства долларового стандарта доллар служил точкой отсчета курса валют других стран. После прекращения размена доллара на золото по официальной цене в 1971 г. золотое содержание и золотые паритеты валют стали чисто номинальным понятием.

В результате Ямайской валютной реформы западные страны официально отказались от золотого паритета как основы валютного курса. С отменой официальных золотых паритетов понятие монетного паритета также утратило значение.

В современных условиях валютный курс базируется на валютном паритете – соотношении между валютами, установленное в законодательном порядке, − и колеблется вокруг него.

Сторонники системы фиксированных валютных курсов утверждают, что ее использование уменьшает риск и неопределенность, связанные с международной торговлей и финансами. Считается, что применение фиксированных валютных курсов приводит к расширению объемов взаимовыгодной торговли и финансовых операций.

Однако жизнеспособность систем с фиксированными валютными курсами зависит от двух взаимосвязанных условий: наличия достаточных резервов и случайного возникновения незначительных по своим размерам дефицитов или активов платежного баланса.

Большие и постоянные дефициты могут свести на нет резервы страны. Страна с недостаточными валютными резервами сталкивается с менее желательными вариантами выбора. С одной стороны, она должна будет решиться на болезненные и политически непопулярные макроэкономические меры адаптации в виде инфляции или спада. С другой стороны, этой стране, возможно, придется прибегнуть к протекционистской торговой политике или валютному контролю, которые ограничивают объемы международной торговли и финансов.

В России действует плавающая система установления курса рубля. Ответственность за поддержание курсов иностранных валют к рублю несет Центральный банк РФ.

Часть IV

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Внешняя торговля - это торговля между странами, состоя­щая из вывоза и ввоза товаров и услуг. Ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта и импорта. Экспорт - про­дажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Экс­порт и импорт являются двумя ключевыми понятиями, характери­зующими международное движение товаров, которые применяют­ся для всестороннего анализа внешней торговли и для практичес­ких целей. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами. Экспорт и импорт товаров, по которым за данный период произведены пла­тежи, образуют торговый баланс. Торговый баланс является лишь частью платежного баланса. Платежный баланс включает в себя суммы всех денежных платежей, произведенных данной страной другим странам за определенный период, и сумму всех денежных поступлений, полученных ею за тот же период из других стран. Можно иметь пассивный торговый баланс, т. е. превышение импорта товаров над экспортом, и в то же время активный платежный ба­ланс, т. е. превышение денежных поступлений из-за границы над платежами другим странам.

Существует ряд показателей, характеризующих степень вовле­ченности страны во внешнеэкономические связи. Например, экс­портная квота показывает отношение стоимости экспорта к сто­имости ВВП. Объем экспорта на душу населения данной страны характеризует степень «открытости» экономики. Экспортный по­тенциал (экспортные возможности) - это та доля продукции, ко­торую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики (за вычетом внутренних потребностей).

Следует отметить, что экспортная ориентация производства ста­вит его в зависимость от изменений мировых цен, колебаний спро­са и предложения, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для стран с узкой специализацией экономики, развитие которой предопределяется экспортной выручкой. Не ме­нее чревата опасными последствиями импортная зависимость. Рост мировых цен, дефицит торгового баланса, ограничения на внешне­торговые поставки в стране-экспортере - все это может неблаго­приятно отразиться на экономике, чрезмерно зависимой от импор­та. Производство, создаваемое с участием иностранного капитала и на базе импортной технологии, может привести к зависимости от зарубежных экономических центров.

Внешняя торговля страны регулируется государством в ходе осу­ществления внешнеторговой политики. При выработке и реализации внешнеторговой политики используются два принципиальных подхо­да. Первый, фритредерство, предполагает свободу торговли, осуще­ствление ее без ограничений; второй, протекционизм, обосновывает государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяй­ства. Неустойчивость в мировой торговле, мировые экономические кризисы заставляют страны использовать политику торгового протек­ционизма. Раньше протекционизм опирался в основном на тарифно- таможенную систему, но после Второй мировой войны резко увеличи­лось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет. Целью нетарифных барьеров является общее ограничение им­порта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К чис­лу нетарифных барьеров можно отнести государственную монополию внешней торговли, обеспечение государственного потребления толь­ко товарами отечественного производства, сложный валютный конт­роль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольственные товары и т. п. Наибольшее распространение в последние годы получил такой вид нетарифного ограничения, как импортные квоты, т. е. ко­личественное ограничение объема иностранной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Государство при этом выдает ограниченное количество лицензий на импорт и запреща­ет нелицензированный ввоз.

Для регулирования отношений между странами в области внеш­ней торговли были созданы международные организации: ГАТТ, ЮНКТАД и др. ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и тор­говле) С 1995 г. стала функционировать Всемирная торговая организа­ция (ВТО) в качестве преемницы к ВТО.

Еще по теме 42. внешняя торговля и торговая политика. Торговый и платежный баланс.:

  1. 10. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. 1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
  3. Классификация статей платежного баланса по методике МВФ
  4. 42. внешняя торговля и торговая политика. Торговый и платежный баланс.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг - Медицинское право - Международное право -