Задание: названную профессию необходимо правильно соотнести с одним из перечисленных типов (профессии уже распределены по группам, ведущий называет их вразнобой) - Викторина. Исчезающие профессии: названия Профессии, которые исчезают

Конспект урока предпрофильной подготовки

Классификации профессий. Признаки профессии.

Смирнова Елена Михайловна, заместитель директора по УВР,

учитель предпрофильной подготовки, учитель начальных классов

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название — в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация — правила размещения книг на стеллажах. На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация — это осмысленный порядок вещей.

Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

Все учащиеся по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова «олигарх», «авторитет» и т. д. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию).

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

· полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

· щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);

· тщетные науки (алхимия, астрология);

· нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

· вредительские науки (колдовство).

У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». Это — первый уровень классификации.

1. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

· Какой тип мышления характерен для профессионалов в области техники?

2. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

· Какой темперамент располагает к общению с другими людьми?

3. ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

· Какой тип мышления характерен для успешных специалистов в этой сфере?

4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

· Какой тип мышления характерен для специалиста в области знаковой информации?

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

· Какой тип темперамента чаще всего встречается у людей искусства?

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

По ходу объяснения учителя ребята самостоятельно или у доски заполняют все четыре этажа пирамиды, записывая на первом уровне сокращенные названия предметов труда, на втором — целей труда, на третьем — средств труда, на четвертом уровне — условий труда, по ходу объяснения подчеркивая предпочтительные для каждого предметы, цели, средства и условия труда.

Выбирая профессию, прежде всего, имеют в виду предмет труда. Таким образом, понятие «предмет труда» является основанием для дальнейшей классификации, фундаментом пирамиды, придуманной профессором Е.А. Климовым.

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ТЧПЗХ)

Независимо от предмета труда все профессии классифицируются по трем целям труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Это — второй уровень.

1. Гностические профессии (Г)

Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: «Природа» — биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; «Техника» — контролер радиоаппаратуры, испытатель; «Человек» — судебно-медицинский эксперт, социолог; «Знак» — корректор, аудитор; «Художественный образ» — искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

2. Преобразующие профессии (П)

Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу — строитель, кузнец, художник, в других — результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: «Природа» — животновод, растениевод, зоотехник; «Техника» — слесарь, станочник; «Человек» — учитель, тренер; «Знак» — верстальщик, бухгалтер; «Художественный образ» — художник-оформитель, модельер.

3. Изыскательские профессии (И)

Цель труда профессий этого класса — поиск чего-то нового, неизвестного. «Природа» — инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; «Техника» — инженер-конструктор; «Человек» — агент по снабжению, организатор производства; «знак» — программист, математик; «Художественный образ» — композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

Цели труда составляют второй этаж пирамиды Климова.

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

На следующем уровне профессии классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда могут быть вещественными и функциональными.

Вещественные орудия труда — это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

Функциональные орудия (Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.

Средства труда составляют третий уровень нашей пирамиды.

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года.

Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

Подземные штурманы — маркшейдеры, — пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем — все это в поле зрения пилота.

Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.

Различают четыре группы условий труда:

Б — обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);

О — открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);

Н — необычные условия (шахтер, космонавт, подводник, пожарный);

М — повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).

Условия труда составляют четвертый уровень пирамиды Климова.

УСЛОВИЯ ТРУДА (БОНМ)

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Пользуясь этой классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырех букв, обозначающих соответствующий признак. Почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное — выделить основные признаки и второстепенные.

3. Учитель работает:

4. В мире насчитывается:

Приложения:

1. Рабочая карта урока (для учащихся)

2. Презентация

_________________________________ _____________________________

Ф.И. класс

Задание №1. «Назови профессию».

Задание №2. «По горячим следам».

Перечислите предметы труда по классификацию Климова.

Задание №3. «Пирамида Климова».

Задание №4. Контрольные вопросы.

1. Основание «пирамиды Климова» составляют:

а) условия труда; б) предмет труда; в) средства труда; г) цели труда.

2. Предметом труда водителя является:

а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ.

3. Учитель работает:

a) в бытовых условия; б) на открытом воздухе; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности.

4. В мире насчитывается:

а) около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий; в) около 40 тысяч профессий; г) 23 198 профессий.

5. Ручные орудия труда необходимы в работе:

а) хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.

Викторина «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»

(7- 8 классы)

Выбор профессии у вас впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности. И на только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или иной работы. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.

Разминка

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:

- «человек – природа»,

- «человек – человек»,

- «человек – техника»,

- «человек – художественный образ»,

- «человек – знаковая система».

Задание: названную профессию необходимо правильно соотнести с одним из перечисленных типов (профессии уже распределены по группам, ведущий называет их вразнобой)

    «Человек – художественный образ»: скульптор, художник, искусствовед, гравер, портной, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, артист, дирижер.

    «Человек – природа»: геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, пекарь, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник.

    «Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, арматурщик, столяр, моторист-рулевой, пилот, водитель.

    «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, гид-переводчик, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач, учитель.

    «Человек – знаковая система»: программист, экономист, фармацевт, радиооператор, стенографистка, чертежник, штурман гражданской авиации, техник-математик.

Профсловарь

Определить, к каким профессиям относятся группы слов.

Лекало, ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье (портной)

Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, здания, строительство (архитектор)

Верстак, рубанок, мебель, станок, древесина, мастерская (столяр)

Грим, театр, сцена, зрители, аплодисменты (артист)

Игра, прогулка, сон, наглядные пособия, хоровод, утренник, ясли (воспитатель д/с)

Книга, фонд, каталоги, эрудиция, знания, тишина, читатели-пользователи (библиотекарь)

Газета, новости, люди, оперативность, факты, редакция (корреспондент, журналист)

Телефон, кабель, станция АТС, абоненты, аппаратура, коммуникации (инженер электросвязи)

Земля, поле, теплица, сорта, зерно, уход, удобрения, урожай (агроном)

Изучение, описание, местность, карты, масштабы, штатив, съемка, экспедиции, глазомер (техник-топограф)

Конкурс пословиц.

О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

А) военнослужащий:

Береги землю родную, как мать любимую.

Жить – родине служить.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Б) кузнец:

Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

Куй железо, пока горячо.

Не огонь железо калит, а мех.

Что в котел положишь, то и вынешь.

Недосол на столе, пересол на спине.

Кашу маслом не испортишь.

Застарелую болезнь лечить трудно.

Болен – лечись, здоров – берегись.

Не больной привередлив – боль.

Д) хлебороб:

Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.

Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.

Жать – не дремать.

Кто что делает

Отгадать профессию по описанию.

    К труженикам этой профессии относятся слова Ломоносова: «… в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)

    Везде, где ведется строительство жилых домов, промышленных зданий и т.д., высятся ажурные стрелы грузоподъемных устройств. Высота их достигает 50 и более метров, а грузоподъемность – несколько десятков тонн. Вот что говорит о своей работе один из профессионалов: «Настоящий ас нашего дела может опустить многотонную деталь на спичечный коробок с такой точностью, что он даже не сомнется. Надо одинаково уметь подать и груз, и банку с водой – напиться монтажникам. Я ставлю груз с отклонением плюс-минус 5 см. конечно, такая точность приходит не сразу, нужны большая практика и желание добиться высокого уровня мастерства» (Крановщик)

    Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово означало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)

    Это главное лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профессиональной пригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, так как это одна из самых стрессовых профессий. (Дилер)

    Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчины длина шага 65-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)

    В переводе с английского эта профессия указывает на проектирование, создание промышленных изделий. Человек этой профессии должен быть технически подготовленным и иметь развитый художественных вкус. Но это не самое главное. Главное в том, что представитель данной профессии должен относиться к миру вещей как преобразователь. В настоящее время более известен английский вариант названия этой профессии. У нас такого человека называют художник-конструктор. (Дизайнер)

    В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем несложно. А вот во Франции, например, желающий получить эту профессию подвергается серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных вопросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. кандидаты пишут сочинения о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)

Угадай мелодию.

    Стюардесса по имени Жанна.

    Три танкиста.

    Бухгалтер.

  1. Зеленоглазое такси.

  2. Идет солдат по городу.

    Художник что рисует дождь.

Активные участники викторины получают призы.

По предмету труда (то, с чем работает человек), средствам труда (какими инструментами или машинами он пользуется), условиям труда, целям труда все профессии можно отнести к тому или иному типу. Учитывая такую типологию в соответствии каждой профессии можно поставить некоторый код, или профиль - то есть, по какому критерию к какому типу она относится. Затем можно для себя составить «идеальную формулу профессии», предпочитаемые средства труда и предмет труда. Таким образом, несложно будет для себя определить, какая профессия Вам подойдет, а какая нет.

Всякую профессию по каждому из оснований строки можно отнести либо к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

1. В зависимости от предмета труда все профессии принято делить на пять типов.

На самом деле это грубое деление. Такое деление подходит для профессий, в которых четко прослеживается принадлежность одному из пяти предметов труда. Психологи определяют для каждой профессии, какой предмет труда ей ближе, с чем в основном имеет дело человек в процессе труда, а характеризующих профессию предметов труда может быть три. Такая оценка позволит различать профессии внутри группы, определяя вторичный для данной профессии предмет труда.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии : зоотехник, кинолог, мастер-животновод, семеновод, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа и другие.

Из профессий этого типа выделяют профессии, для которых предметом труда будут являться:

· растения

· животные

· микроорганизмы

Такие профессии связаны с пищевой промышленностью, медициной, сельским хозяйством, и научными исследованиями в сфере биологии и географии. Некоторый интерес к природе, как ни покажется странным, должны иметь менеджер по гостиничному бизнесу и туризму, психолог…

Такое деление вовсе не означает, что весь труд человека направлен лишь на упомянутые предметы труда. Например, растениеводы используют различную технику, работают в коллективе, проводят экономическую оценку своего труда. Но всё равно главным предметом забот и внимания растениеводов являются растения и среда их существования.

С другой стороны, если Вы выбираете профессию типа «человек-природа», очень важно выяснить Ваше отношение к природе: как к месту отдыха или как к Вашему рабочему месту, где Вы будете отдавать свои силы производству.

При выборе профессии следует учитывать ещё один момент. Особенность биологических объектов труда заключается в их сложности, изменчивости (по своим внутренним законам), нестандартности. Животные, растения, микроорганизмы растут, развиваются, живут, болеют и даже гибнут. Работник должен не просто много знать о живых организмах, но также и предвидеть возможные в них изменения, которые иногда бывают необратимыми. Человек должен обладать такими качествами как самостоятельность в принятии решений, дальновидность, инициатива, заботливость.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Профессии : столяр, проходчик, техник-металлург, архитектор, инженер-механик, радиомеханик, электромонтажник, строитель, специалист по телекоммуникациям, сборщик компьютеров и другие.

Естественно, здесь труд работников направлен не только на технику, но всё равно основной предмет профессионального внимания - технические объекты и их свойства.

· профессии, связанные с добычей и обработкой грунтов и горных пород;

· профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, полуфабрикатов, изделий;

· профессии по производству и обработке металлов, механической сборкой, монтажом машин и приборов;

· профессии, связанные с ремонтом, обслуживанием, наладкой технологических машин, транспортных средств, установок;

· профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, конструкций, сооружений;

· профессии, связанные со сборкой, монтажом, ремонтом, наладкой, обслуживанием приборов, аппаратов, электрооборудования;

· профессии, в которых используются транспортные и подъемные средства и управление ими;

· профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

В процессе обработки, перемещения, преобразования или оценки технических средств работник должен быть точен, от него требуется определенность действий. Так как технические объекты всегда разрабатываются самим человеком, то в техническом мире много возможностей для новаторства, технического творчества, выдумки. Кром творческого подхода в деле техники от человека требуется также высокий уровень исполнительской дисциплины.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Ведущим предметом труда в этой категории профессий являются люди.

Профессии : учитель, психолог, врач, экскурсовод, парикмахер, руководитель художественного коллектива, менеджер и другие.

К профессиям этого типа относятся:

· профессии по обучению и воспитанию, по организации и управлению детскими коллективами;

· профессии по управлению производством, руководству людьми и коллективами;

· профессии по бытовому и торговому обслуживанию;

· профессии по информационному обслуживанию;

· профессии по информационно-художественному обслуживанию людей и руководству художественными коллективами;

· профессии по медицинскому обслуживанию.

Чтобы успешно работать по профессиям этой категории нужно быть коммуникабельным, уметь контактировать с людьми и поддерживать контакты, уметь понимать людей, разбираться в их особенностях, а также получить знания в соответствующей сфере производства, науки и искусства.

Качества, которые имеют важное значение в работе:

· хорошее устойчивое настроение в ходе работы с людьми;

· потребность в постоянном общении;

· способность понимать настроение людей, их намерения, помыслы;

· умение разбираться во взаимоотношениях людей;

· умение общаться с разными людьми и находить с ними общий язык.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Профессии : инженер, чертежник, переводчик, секретарь-машинистка, топограф, программист и другие.

В группу профессии типа «человек - знаковые системы» входят:

· профессии, связанные с делопроизводством, оформлением документов, перекодированием, анализом текстов и их преобразованием;

· профессии, связанные с числами и количественными отношениями;

· профессии по обработке информации, представленной в виде схематических изображений объектов или в виде системы условных знаков.

Для успешной работы по одной из профессии типа «человек - знаковая система» нужно иметь особый способности для погружения в мир сухих обозначений, уметь отвлекаться от окружающего мира и сосредотачиваться на тех сведениях, которые заключены в знаках. При обработке информации, представленной условными знаками, необходимо будет решать задачи проверки, контроля, обработки, учета, сведений, а также работать над созданием новых знаков и знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Профессии : художник, дизайнер, артист, музыкант, литературный работник, резчик по камню.

Группа профессий типа «человек - художественный образ» объединяет в себе:

· профессии, связанные с изобразительной или музыкальной деятельностью;

· профессии литературно-художественной направленности;

· профессии актерско-сценической деятельности.

Отличительной особенностью профессий типа «человек - художественный образ» является то, что большая часть трудовых затрат скрыта от стороннего наблюдателя. Кроме того, зачастую прилагаются специальные усилия, чтобы создать эффект непринужденности и легкости конечного результата труда.

2. В зависимости от условий труда все профессии делят на четыре группы:

· Труд в условиях обычного микроклимата (бытового) - инженер, секретарь-референт, бухгалтер, программист;

· Труд на открытом воздухе, где возможны резкие перепады температуры и влажности - агроном, полевод, пожарник, строитель;

· Труд в необычных условиях: под водой, в воздухе, под землей, на высоте, в горячих цехах и цехах с вредным производством - водолаз, шахтер, аппаратчик, летчик;

· Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности - врач, учитель, аудитор, инженер по технике безопасности.

3. По средствам труда профессии принято делить на четыре категории:

· профессии, где используется ручной труд - хирург, ювелир, столяр, музыкант, монтажник радиоаппаратуры;

· профессии, где используются машины с ручным управлением - машинист, водитель, оператор связи, токарь;

· профессии, где используются автоматы, полуавтоматы, робототехнические комплексы, автоматические линии - аппаратчик, печатник, диспетчер энергосистем, сталевар;

· профессии, где используются функциональные средства труда - дирижер, актер, преподаватель, спортсмен, режиссер.

4. В зависимости от цели труда выделяют три группы профессий:

· гностические: различить, проверить, оценить, распознать - контролер, санитарный врач, товаровед, следователь, литературный критик, эксперт;

· преобразующие: преобразовать, переместить, организовать, обработать - преподаватель, живописец, водитель, портной, слесарь, паркетчик;

· изыскательские: придумать, сконструировать, изобрести, найти новый вариант - художник-оформитель, разметчик, закройщик, селекционер.

Пример формулы профессии : Юрист

Предмет труда : ЧЕЛОВЕК - юрист обслуживает людей, помогает в решении их проблем, анализирует их, общается с людьми; ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ - юрист читает и анализирует документы, сборники законов, справочники, статистические данные.

Условия труда : С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - за жизнь и честь человека; БЫТОВЫЕ - в случае, когда это юрист-следователь, когда полицейский, тогда на открытом воздухе.

Средства труда : ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ - язык, мимика, жесты, собственные мозги; иногда АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ - использование компьютера.

Цели труда : ГНОСТИЧЕСКАЯ - определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента, определить, распознать причину, классифицировать, сортировать; ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ - улики, найти способ подачи информации, найти способ лучшей защиты подсудимого.

Идеальную формулу профессии для Вас могут составить с помощью тестов психологи. Вам задается ряд вопросов и в результате анализа выявляются предпочитаемые Вами средства труда выбранной профессиональной деятельности. Психологи формулы профессий составляют на основе профессиограмм (описаний профессий, решаемых в процессе трудовой деятельности задач, требований профессии к качествам человека). Можно воспользоваться существующими компьютерными системами для составления Вашей идеальной формулы. Такие услуги Вам могут оказать в профориентационных центрах и центрах психологической поддержки, а также в центрах компьютерного психологического тестирования. Но лучше всегда самому уметь анализировать профессию - тогда Ваш выбор действительно будет осознанным. Вы будете понимать, чем Вас привлекает какая-либо профессия (например, профессия физика-теоретика - изыскательскими целями, профессия каскадера - необычными условиями).

Какие специальности уже навсегда ушли в историю, какие на грани исчезновения, а какие только зарождаются - об этом данная статья.

Почему некоторые профессии исчезают

В 21 веке общество развивается стремительно. При этом меняется облик поселений, возникают новые и быстро растут существующие города, рождается современный образ жизни. В огромных производственных цехах заменили человеческую рабочую силу автоматическими роботами, некоторые виды деятельности трансформировались до неузнаваемости по сравнению с прошлыми столетиями и даже с прошлыми десятилетиями, иные и вовсе уходят в небытие. В связи с этим появилось понятие "исчезающие профессии". О них мы подробно расскажем ниже.

Вместе с изменяющейся действительностью уходят в историю многие названия профессий. Некоторые просто трансформируют свое название в другое обозначение, но и есть и такие, которые совсем перестают существовать. Их представителей уже не встретишь на улице, информацию можно найти в исторических архивах, а увидеть - разве только в кино или театральной постановке.

Профессии, которых нет

Исчезающие профессии перестают быть актуальными. Из-за быстрого развития науки и технологического процесса некоторые специальности теряют востребованность. Машины заменяют человеческие руки и справляются практически со всеми ремеслами намного быстрее и эффективнее. Автоматизация многих процессов значительно удешевляет производство и одновременно увеличивает производительность любого процесса. Серьезными негативными последствиями этого становится потеря рабочих мест, рост безработицы, как следствие - обеднение населения и увеличение в мире. Поэтому сегодня государство много усилий прикладывает для того, чтобы каждый мог овладеть актуальной для нынешней действительности профессией. Для каждого важно учиться и получать навыки в тех областях, которые нужны человечеству.

Экскурсия в прошлое

Давайте вспомним старые профессии, которые утратили свою популярность и остались лишь на страницах истории. Названия некоторых из них известны, другие звучат чужеродно и совсем незнакомо.

ТОП профессий, которые перестали существовать:

  • Дагерротиписты . Они создавали первые портретные фотографии. Тогда не было фотоаппаратов, а были серебряные пластины, на которых создавались самые первые снимки. Им на смену пришли фотографы, которые щелкали на пленку. Но это совсем иной вид работы, следовательно, смело можно говорить о том, что дагерротиписты уже стали частью истории.
  • Трубочисты . Они регулярно выходили на поиски грязных дымоходов. Без их усилий и труда не обходилась ни одна семья. Современное поколение знает об этой специальности только благодаря мифам и сказкам, что дошли до наших дней. Трубочисты были в почете, поскольку труб и каминов предупреждала пожары.
  • Крысоловы . Наверняка многие и не слышали такие названия профессий. Но на самом деле это была очень важная и опасная должность, этих людей можно было сравнить с супергероями. Они спасали целые города от нашествия грызунов, которые являлись настоящими разносчиками грязи и болезней. Именно крысы принесли чуму, которая в 16 веке истребила половину Европы. Сегодня во многих странах строго следят за порядком, не допуская распространения нечистот и мусора. При необходимости регулярно чистят общественные зоны, используя сильные яды и другие средства борьбы с вредителями. В прошлом же десятки тысяч крыс уничтожалось вручную.

Продолжение списка

  • Камнеломы . Каторжный труд, во время которого умирали люди. Рабочие круглые сутки дробили горные породы, используемые для строительства. Теперь добычей камня занимается специализированная техника, управляемая человеком.
  • Фонарщики . Каждый вечер они выходили на работу с длинными палками, зажигали уличные фонари и поддерживали освещение в городе. Конечно, тяжело представить, что когда-то не существовало электричества.
  • Телефонистки . Они были еще совсем недавно, но сегодня, в "мире мобильного телефона", такие старые профессии перестали существовать. А когда-то, чтобы услышать желаемого абонента, необходимо было связаться с телефонисткой, которая перенаправляла сигнал в нужную точку.
  • Машинистки . Женщины во всех печатных учреждениях часами набирали тексты, стуча, как из пулемета, по клавишам печатной машинки. Трудно представить, что сегодня кто-то работает на этом устаревшем аппарате.
  • Счетчицы . На рабочем месте этих женщин были только счеты и бумага с ручкой для записей. В каждой компании у бухгалтера в подчинении сидела такая дама, умеющая за секунды подбить цифры на костяных счетах. Ведь еще несколько десятков лет назад не существовало калькулятора, и сложные вычисления делались именно на счетах. На работу принимались только женщины, так как они более ответственно подходили к ней и отличались особой усидчивостью.
  • Ямщик - извозчик, управлял конным экипажем. Но с появлением автомобиля люди перестали передвигаться в колясках и фаэтонах, почему и отпала нужда в этой специальности.
  • Профессия чистильщик обуви когда-то очень была востребована. Грязная обувь - это дурной тон, поэтому все высокопоставленные и просто аккуратные мужчины регулярно стояли у стульчиков, вокруг которых крутились молодые парнишки со щетками и гуталином.

Малоизвестные исчезнувшие профессии

В список исчезнувших профессий вошли те, которые на слуху у многих. А были еще и малоизвестные: бакенщики, балаголы, бондари, комашники.

В 15-18 веках была распространена должность целовальника. Эти люди в основном следили за пополнением казны, платой крестьянами подушного и оброка (чем не налоговая инспекция?), участвовали в судебных процессах и полицейском надзоре. При вступлении в должность они давали клятву в честности и целовали крест.

В строительстве не обходились без копачей, насыпалы, развозилы и плитового. Сегодня их труд выполняется экскаваторами, подъемными кранами и прочей техникой.

Существовали и многие другие специальности, без которых сложно было представить общество в прошлом.

Профессии, которые исчезают

Специалисты регулярно ведут учет и тех, которые на грани вымирания. Исчезающие профессии сегодня известны всем. Суперскоростной прогресс технологий и развитие интернета порождают новые рабочие места, но при этом приходится прощаться с привычными ремеслами.

Приведем примеры профессий, которые в ближайшее время перестанут существовать. Эти Однако в утешение многим можно сказать, что на смену старым приходят новые занятия, список которых постоянно обновляется.

Исчезающие профессии:

  • Фасовщик . Предприятия перестанут нуждаться в ручной упаковке, людей скоро заменят роботы. Машины не требуют выходных, им не нужны больничные, и они не спорят с начальством. Уже многие фирмы и фабрики переходят на полную автоматизацию производства.
  • Кондуктор . Современный общественный транспорт оборудуется турникетом. Он устанавливается перед входом. Чтобы воспользоваться автобусом, необходимо вставить карточку либо опустить нужную купюру. Получается, отпадает нужда в человеке, который отлавливает «зайцев» и продает проездные билетики.
  • Почтальон, кассир.
  • Библиотекарь.
  • Журналист . Их заменят многочисленные копирайтеры.
  • Оператор колл-центра.
  • Вахтер, консьерж, лифтер, официант.
  • Логист.
  • Шахтер.
  • Швея, ткач, гончар.
  • Бухгалтер, экономист.
  • Архитектор.

Сокращение списка деревенских мастеровых

Многие сельские профессии исчезают. Все меньше косарей, разнорабочих на полях, сборщиков фруктов, кузнецов и пастухов. Их труд выполняют комбайны, культиваторы, садовая техника. Лошадей в хозяйствах уже практически нет, поэтому для кузнецов нет работы. А коров все чаще можно увидеть только на крупных фермах, поэтому исчезают пастухи. Особенно ярко выражен процесс сокращения сельских процессов в экономически развитых капиталистических странах, тогда как в развивающихся государствах все еще востребован ручной труд на полях.

Простые и понятные специальности тесно переплетаются с миром высокотехнологичных технологий. Наука и электроника стремительно набирают обороты, и многие страны просто не успевают за прогрессом. Наверное, поэтому в некоторых уголках нашей страны существуют такие профессии, которые давно ушли в историю в Европе.

Одно из последствий распада СССР

Отдельно стоит отметить профессии СССР, которые перестали существовать с развалом страны.

Все учились и стремились занять свое место в номенклатуре партии. Даже самый незаурядный инструктор райкома КПСС - это звучало гордо и солидно. Не говоря уже о секретарях райкома и других. Ушли в никуда и пионервожатые, которые наставляли пионеров на путь истинный и организовывали их досуг. Многие профессии СССР исчезли одновременно вместе с самим Союзом Советских Социалистических Республик.

Косвенные последствия исчезновения многих профессий

Еще 50 лет назад карьера имела линейный характер, была выверена и стабильна. В молодости человек выбирал себе профессию по душе, получал соответствующее образование и в течение всей жизни занимался одним делом. Сегодня картина совсем иная. В век сверхскоростных технологий эта модель больше не работает. Человеку всю жизнь приходится учиться, осваивая новые, как правило, узкие специальности.

Высокая конкуренция, страх безработицы и постоянные умственные нагрузки - все это отрицательно сказывается на здоровье человека, его психике, порождая неврозы, депрессии и психические расстройства. Как следствие постоянной занятости - недостаточно внимания уделяется семье, детям, теряются простые человеческие связи. Это, в свою очередь, порождает детскую преступность, которая очень быстро перерастает во "взрослую".

Одним из последствий быстро изменяющейся реальности и исчезновения многих профессий становится рост безработицы, обнищание населения, падение рождаемости, что в цепной реакции порождает и социальную напряженность.

Вот такую "черную" взаимосвязь выстроило нью-йоркское аналитическое агентство.

Профессии будущего

На смену умирающим профессиям обязательно придут новые, отвечающие современным реалиям. Ежегодно ведущие учебные заведения проходят сертификацию, чтобы получить разрешение на обучение новым ремеслам. И связаны они непосредственно с роботами, нанотехнологиями и компьютерами.

Вот список специальностей, которые, вероятно, будут нужны в грядущем:

  • Кибердворник - будет наводить порядки на просторах интернета.
  • Городской смотритель - ответственный за озеленение города.
  • Мастер-печатник - специалист по 3D-печати.
  • Личный летописец - установит все ваши корни и создаст семейную летопись.
  • Специалист по микрофлоре.
  • Оператор дронов.

Сегодня это просто теоретические выводы. Но когда-то и космонавт считался фантастической профессией.

«Словарь»:

Слово-предмет Слово-действие Слово-признак:
hРабочий, строитель, сапожник; молоток, пила, топор, гвоздь, гайка, винт, лопата, грабли, отвёртка, лейка, метла, игла, нитка, ножницы, нож, расчёска, шприц, бинт, лекарство, градусник; труд, работа. * Маляр, сварщик, слесарь, электрик, спасатель, фотограф, художник, музыкант, поэт, писатель, актёр, мастер, профессия; рубанок, клещи, ключ, лом. Q Каменщик, инженер, кассир, экскурсовод, композитор, журналист, специалист; станок, компьютер. hСтроить , красить, пилить, рубить, чинить , ремонтировать , закручивать , отвинчивать , забивать, стараться, спасать, работать , трудиться. *Строгать, стеклить, сваривать, класть, разносить, выдавать, рисовать, исправлять, обучать , управлять, фотографировать. Q Сочинять, писать, изучать, обслуживать. hУмный , добрый , внимательный , трудный , нужный , необходимый , быстрый . *Умелый , знающий, догадливый, аккуратный , ловкий , полезный , известный, лучший . QТребовательный , трудолюбивый , терпеливый, настойчивый , опытный, образованный , наблюдательный. Наречия:Умело ,старательно ,внимательно , слаженно , точно, ровно , прямо , медленно

«Наблюдаем. Рассказываем»:

1. «Описываем». Описываемпрофессии по плану:

«Описываем». Описываеминструменты по плану:

2. «Кто/что? Что делает? Какой?». Составляем таблицу о профессиях со словами игры «Описываем».


«Кто/что? Что делает? Какой?». Составляем таблицу об инструментах со словами игры «Описываем».

«Играем»:

1. «Волшебные очки». Рассмотри сюжетную картину Г- 20 и назови…

2. «Слушай – выполняй». (ü) - пауза для обдумывания, повторения и выполнения команды.

3. «Комок» Расправляем «комок» с помощью:

i - ребра ладони двух рук, со стороны указательного пальчика (пальчики плотно прижаты друг к другу и неподвижны).

* - кончиков пальцев (пальчики плотно прижаты друг к другу и неподвижны).

Q - ребра ладони двух рук, со стороны мизинца (пальчики плотно прижаты друг к другу и неподвижны).


4. «Скажи наоборот».


5. «Скажи по-другому». Играем со всеми выделенными словами словаря.


6. «Подходит – не подходит, потому что…»

7. «Лишний, потому что…» (А-25)

i - Врач (1), шприц, градусник. * - Учитель, овощи (3), осень (2), овощной (1), овощевод.

Отвёртка, молоток, строитель (1). - Повар, воспитатель, школа (2), шофёр (3), лето (1).

Q - Утро (1), парикмахер (2), ножницы, расчёска, фен (3).

Овощевод (3), животновод, врач (2), село (1), доярка.

Отвёртка (3), грузовик, экскаватор, столяр (2), слесарный (1), самолёт (4).

8. «У меня – у нас – нет». (В-2)

i нож - ножи – ножей: * острый нож – острые ножи – острых ножей;

Q мой острый нож – наши острые ножи – наших острых ножей.


9. «Слово изменяй, на вопросы отвечай». Играем со словами:

i- пила, мастер; * - инструмент, профессия; Q - бухгалтер, обучение.

10. «Сосчитай-ка». (В-8)

i 1 мой врач, 2 моих врача, 3 моих врача 5 моих врачей.

1 моя швея, 2 мои швеи, 3 мои швеи, 4 мои швеи, 5 моих швей.

* - 1 знающий врач, 3 знающих врача, 5 знающих врачей.

1 молодая швея, 3 молодые швеи, 5 молодых швей.

Q - 1 мой знающий врач, 3 моих знающих врача, 5 моих знающих врачей.

1 молодая умелая швея, 3 молодые умелые швеи, 5 молодых умелых швей.


11. «Слова-родственники». (В-9).

Слова-корни: i - мастер, часы; * - профессия, ремонт; Q- библиотека, камень.


12. «Какой, ещё, самый». (В-1).

i Учитель молодой, а ученик самый….(молодой).

Лопата острая, а нож самый …(острый).

У ученика кисть широкая, а у маляра самая…(широкая).

* Учитель молодой, а студент ещё…(моложе).

Лопата острая, а ножницы ещё…(острее).

У ученика кисть широкая, а у художника ещё…(шире).

Q Учитель молодой, студент ещё…(моложе), а ученик самый….(молодой).

Лопата острая, ножницы ещё…(острее), а нож самый …(острый).

У ученика кисть широкая, у художника ещё…(шире), а у маляра самая…(широкая).

Путаница».

i Экскаватор управляет экскаваторщиком. * Моя папа работать шофёр.

Ножницами маляр красит стену. Лесник беречь животные и деревья в лес.

Q Мой тётя работать врач детский поликлиника в.

Я помогать папа делать кухонный мебель.

Распутай слова, убирав лишний слог: Мапаляр, учититель, шведая, шорофёр, подавар


14. . «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» + «Семья». (В- 5.1). Играем со словами словаря.

молоток пила сверло инструменты

папин папина папино папины


15. «Поём» Учим букву «Ш».


16. «К символу слово подбери».

Моделируем»

19. «Составляем» Играем по набору

20. «Загадываем». Играем со словами игры «Описываем».

«Сочиняем. Запоминаем»:


1. h Почтальон

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

(В. Степанов)

hЧтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили,

Кто заботится о нас?

Логопеды - это раз,

Массажисты, медсестра

И, конечно, доктора.

(Н. Нищева)

* Каменщик

В переулке дом растёт,

Стены каменщик кладёт.

С ним помощник – мастерок,

Мастерок – лопатка.

Будет дом построен в срок,

Прочной будет кладка.

(В.Степанов )


QВсё для всех

Каменщик строит жилища,

Платье - работа портного,

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова!

Каменщик был бы раздетым

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?

Стало быть так и выходит:

Всё, что мы делаем нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

(Ю. Тувим)

2. hСтавят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук -

Тоже дело этих рук

(сапожник)

hВесь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску лезу

И по мне все - тук да тук!

(гвоздь)

* Его приходу

Каждый рад,

Когда на кухне

(водопроводчик)

* Деловой, мастеровой,

Стульчик делал он со мной:

Ни минуты не молчал,

Всё стучал, стучал, стучал.

(молоток)

Q Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять.

(градусник)

Q На что не взглянет этот глаз-

Все картинки передаст.

(фотоаппарат)


3. h У станка он дни и ночи,

Всё умеет, он-…

(рабочий) (№13, с. 19)

hПисьма в дом приносит он,

Долгожданный...

(почтальон) (№13,21)

*Детских песенок куплеты

Сочиняют нам…

(поэты) (№13, с. 23)

* Сапогам хромым помощник,

Каблуки прибьёт...

(сапожник) (№13,23)

Q Почерком быстрым исписан весь лист-

Очерк в газету строчит...

(журналист) (№13, с. 23)

Q Сон и отдых позабыты,

Песню пишет...

(композитор) (№13,22)


4. Принесли новые ножницы в парикмахерскую. Ножницы были блестящие и красивые, и все старые инструменты парикмахера завидовали им и боялись, что их быстро сменят на эти ножницы. Но....

Оставил папа ящик с инструментами на кухне. Понравилось им там и решили они остаться на кухне навсегда. Так как инструменты без дела портятся, стали они искать себе работу…

5. 1. Рассмотри картину Г-20. Работай с ней по алгоритму.

2. h Назови ещё по 2 – 3 инструмента, подходящие к каждой профессии. * Как ты думаешь, есть ли только женские и только мужские профессии? Q Какая профессия самая важная?

3. Почему в народе говорят: h Дело мастера боится. * Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Q Работа мастера хвалит.

Тема 31. «День Победы»

«Словарь»:

Слова-предметы Слова-действия Слова-признаки:
hВойна ,мир ,победа ,армия;защитник , герой , враг , солдат, командир; награда, памятник, помощь . * Родина , праздник , салют, парад, наступление , сражение , поражение , поздравление, забота; воин , боец, ветеран, победитель; граница, крепость; медаль, орден; оружие, огонь, рана. Q Противник , предатель , шпион , доброволец, партизан; генерал, маршал, офицер; фронт, тыл; мужество , героизм, отвага, бесстрашие ; торжество , вечный огонь, Отечество, Отчизна . hВоевать , побеждать , защищать , помнить , поздравлять. * Наступать , сражаться , освобождать , завоёвывать , драться , награждать, благодарить. QЧтить (память), славить , гордиться , салютовать, желать. h Старый , страшный , смелый , сильный , военный . * Храбрый , боевой, раненый, вечный . Q Великий , отечественный, праздничный , торжественный, отважный , доблестный. Наречия:Радостно , бесстрашно , отчаянно, вечно

«Наблюдаем. Рассказываем»:

1. «Описываем». Беседуем о героизме и мужествезащитников Отечества в годы Великой Отечественной Войны и о событиях военных лет по плану:

2. «Кто? Что? Что делает? Какой?». Заполняем таблицу.

i - праздник, герой; * - салют, парад; Q крепость, партизан.

«Играем»:

1. «Выполняй, пожалуйста». (ü) - пауза для обдумывания, повторения, выполнения команды

2. «Каталочка». Пальцами левой руки катаем карандаш по кисти правой руки по 10-15 раз:

i - все пальцы по порядку, начиная с большого;

* - все пальцы по порядку от мизинца к большому, без остановок при смене движения;

Q - пальцы в очерёдности: 1, 3, 5, 4, 2.


3. «Скажи наоборот». Играем со всеми подчёркнутыми словами словаря.


4. «Скажи по-другому». Играем со всеми подчёркнутыми словами словаря.


5. «Подходит – не подходит, потому что…»

6. «Лишний, потому что…» (А-31)

i - Солдат (1), танк, самолёт. * - Вспоминать (2), дарить, награждать, танкист (1).

Салют (1), воин, офицер. - Смелый, отважный, офицерский (3), солдат (1), молодой (2).

Q - Ветеран (3), боевой (1), автомат, танк (4), пистолет, весна (2).

Стреляет (4), наступает, атакует, война (1), рисует (3), думает (2).


7. «У меня – у нас – нет». (В-2). Играем со словами словаря.

i ветеран – ветераны – ветеранов;

* знакомый ветеран – знакомые ветераны – знакомых ветеранов;

Q мой знакомый ветеран – наши знакомые ветераны – наших знакомых ветеранов.

8. «Слово изменяй, на вопросы отвечай». Играем со словами:

i- мир, армия; * - ветеран, орден; Q - торжество, победитель.

9. «Есть – было – будет» (В-4).

* цветы (рассада) (букет ветерану)

бой (наступление врага) (отступление врага)

Q победа (война) (праздник)

праздник (подготовка к празднику) (воспоминание о празднике)


10. «Сосчитай-ка» (В-8).

11. «Слова – родственники». (В-9).

i - победа, герой; * - бой, стрелять; Q- защита, война.


12. «Как – ещё». (В-1).

i, * , Q Бой длится долго, а война ещё…(дольше).

В мирное время защищать страну трудно, а во время войны ещё…(труднее).

Солдат целится быстро, а снайпер ещё…(быстрее).


Путаница».

i День Победы – важная праздник * Дедушка Петин воевать война на

Война приносить горе люди. Получать он награды много.

Q Мы смотреть парад ветераны День в Победы

Дарить ветераны дети цветы подарки и.


14. «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» + «Семья». (В-5.2). (со словами, подходящими по смыслу)

медаль орден поздравление награды

дедушкина дедушкин дедушкино дедушкины


Сложенные слова»

iдолго + ждать, орден + носить; *, Q военный + полевой, обязанность, море, воздух.

16. «Поём». Учим буквы «Й», «Е», «Ё», «Я», «Ю».


17. «К символу слово подбери». Символы – слово-предмет, слово-действие, слово-признак и символ предлогов

Моделируем»

20. «Составляем» . Играем по набору Ж - 9 с предлогами

i - над * - перед, с Q - с, к

Таблицы :

1. Солдат, танк, самолёт.

2. Салют, воин, офицер.

3. Вспоминать, дарить, награждать, танкист.

4. Смелый, отважный, офицерский, солдат, молодой.

5. Ветеран, боевой, автомат, танк, пистолет, весна.

6. Стреляет, наступает, атакует, война, рисует, думает.

7. Победитель, артиллерист, пограничник, танковый, парашют, май.

«Сочиняем. Запоминаем»:


1. hМой дедушка

На груди у дедушки -

Ордена, медали.

Их на фронте дедушке

За отвагу дали.

Приглашён мой дедушка

В гости в детский сад.

Принимает дедушка

Праздничный парад.

(Ю. Капотов)

* Победа

Победойкончиласьвойна,

Те годы позади.

Горят медали ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою,

А кто - за подвиг трудовой

В своём родном краю.

(С. Михалков)

QДевятое мая

Рады родители,

Дети и деды

Гордому празднику

Нашей Победы.

В день этот радостный

Мира и света

Солнцем весенним

Земля обогрета.

Праздничным утром

Никто не забыл

Цветы положить

У солдатских могил.

(Г. Виеру)


2 .hНе трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом.

(танк)

*Без плавников, среди глубин

Железный плавает дельфин.

(подводная лодка)

QВ чужую страну засылается он,

Все ваши секреты узнает...

(шпион)

3. h Все солдаты встали в ряд,

Начинается….

(парад).

* Много бед несёт она,

Злая, страшная…

(война).

QГрянул гром, весёлый гром,

Засверкало всё кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветныефонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный...

(салют) (№8,244)


4. Слушал Петя рассказы дедушки-фронтовика о войне. И очень мечтал сам кого-нибудь спасать, защищать. Однажды, играя во дворе, увидел Петя плачущего малыша..

Прочитал Серёжа в книге, что служебные собаки помогали людям на войне. И вот на День рождения подарили Серёже щенка...

5. 1. Рассмотри картины Г-23 (23.1 – 23.3), выложи их по порядку. Работай с ними по алгоритму. Составь рассказ по ним.

2. h Как ты думаешь, какими были солдаты, победившие в войне?

* Что, на твой взгляд, нужно делать, чтобы стать хорошим защитником Родины?

Q Объясни выражение: «Миру-мир».

3. Почему так говорят: h Умелый боец – везде молодец! * Важна смелость, да нужна умелость.

Q Кто за правое дело стоит – тот всегда победит.