За работу во вредных условиях труда. Гарантии за работу во вредных условиях: когда, какие и кому? Проведение периодических медицинских осмотров

Организации, где работники трудятся во вредных условиях и где закончился срок действия результатов аттестации рабочих мест, должны были провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. Работникам, трудящимся в таких условиях, по результатам аттестации либо специальной оценки устанавливаются определенные гарантии. В статье рассмотрим, какие гарантии и кому полагаются, как они зависят от того, проводилась ли специальная оценка или аттестация рабочих мест, какими документами гарантии должны устанавливаться и что в этой сфере изменилось для «вредников».

Результаты специальной оценки

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426‑ФЗ) вступил в силу еще 01.01.2014. Заключается спецоценка в проведении независимой специализированной организацией анализа состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона № 426‑ФЗ).

К сведению.

Вредными и опасными условиями труда признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме (ст. 209 ТК РФ).

По результатам спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426‑ФЗ). По степени вредности и (или) опасности условия труда делятся на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные, опасные (ч. 1 ст. 14 Закона № 426‑ФЗ).

Представим классы и подклассы условий труда и их характеристики в таблице.

Подклассы

Описание условий труда

Оптимальные

(1‑й класс)

Воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов нет или оно не превышает нормативы, установленные в качестве безопасных для человека; создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности человека

Допустимые

(2‑й класс)

Воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов не превышает уровни, установленные нормативами; измененное состояние организма работника восстанавливается в установленное время отдыха

(3‑й класс)

Воздействие вредных и (или) опасных факторов превышает уровни, установленные нормативами, в том числе:

– измененное состояние организма работника восстанавливается при отдыхе более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), увеличивается риск повреждения здоровья;

– уровни воздействия факторов могут вызвать профессиональные заболевания начальных форм или легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающие после 15 и более лет воздействия;

– уровни воздействия факторов могут вызвать профессиональные заболевания легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

– уровни воздействия факторов могут вызвать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности

(4‑й класс)

Воздействие вредных и (или) опасных факторов, способных создать угрозу жизни работника, есть высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности

От класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, в частности, зависит, какие гарантии и компенсации должны предоставляться работнику.

Результаты спецоценки оформляются в виде отчета. С этими результатами работодатель должен ознакомить работников под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпусках и командировках, междувахтового отдыха.

Кроме того, сводные данные о результатах спецоценки в этот же срок размещаются на официальном сайте организации в Интернете (при наличии такого сайта).

Обратите внимание.

Сведения об условиях труда на рабочем месте в силу ст. 57 ТК РФ должны быть включены и в трудовые договоры с работниками. Если договор заключался до проведения спецоценки, условия труда прописываются в дополнительном соглашении к договору.

Со дня утверждения отчета необходимо предоставлять работникам гарантии и компенсации в соответствии со ст. 92, 117, 147 ТК РФ, и они также должны быть отражены в трудовом договоре.

Если действуют результаты аттестации рабочих мест

Согласно ст. 8 Закона № 426‑ФЗ спецоценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Проводится такая оценка поэтапно до 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ).

Однако этот длительный срок не применяется к рабочим местам:

  • работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426‑ФЗ).

В отношении данных рабочих мест спецоценку надо было осуществить как можно скорее после принятия Закона № 426‑ФЗ.

Но если в отношении рабочих мест до вступления указанного закона в силу состоялась аттестация рабочих мест, спецоценка в отношении этих мест может быть проведена не позднее 5 лет с даты последней аттестации, за исключением случаев, когда требуется внеплановая спецоценка согласно ч. 1 ст. 17 Закона № 426‑ФЗ.

Несмотря на новые нормы, вступившие в силу с 01.01.2014, на сегодняшний момент еще действует (в части, не противоречащей законодательству) Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (далее – Список).

Возникает вопрос: в каких случаях, предоставляя гарантии и компенсации работникам, руководствоваться Списком, а в каких – Трудовым кодексом?

Но прежде, чем в этом разбираться, напомним, какие компенсации и гарантии предусмотрены Трудовым кодексом для работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, установленных результатами спецоценки.

Гарантии в соответствии с классами и подклассами условий труда

Итак, трудящимся во вредных и (или) опасных условиях работодатель обязан обеспечить:

  • сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ);
  • повышение оплаты труда в размере не менее 4 % оклада (ст. 147 ТК РФ).

При этом не всем без исключения работникам предоставляются гарантии. И прежде всего не получают их работники, чьи рабочие места имеют 1‑й (оптимальный) и 2‑й (допустимый) класс условий труда. Но гарантии предоставляются и не всем работающим во вредных и опасных условиях. Представим варианты в таблице.

Подкласс

Гарантии (компенсации)

Сокращенная рабочая неделя

Дополнительный отпуск

Повышенная оплата труда

К сведению.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н установлены нормы и условия бесплатной выдачи лицам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов. Выдача этих продуктов производится в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов (предусмотренных перечнем, приведенным в приложении 3 к этому приказу), уровни которых превышают установленные нормативы.

Итак, гарантии и компенсации работникам должны быть установлены трудовым договором. При этом необходимо учитывать положения отраслевых соглашений, коллективных договоров.

Особенности предоставления гарантий

Предоставление каждой из гарантии имеет свои особенности.

Сокращенное рабочее время. Итак, по общему правилу для лиц, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным 3‑й или 4‑й степени или опасным, продолжительность рабочего времени не должна быть более 36 часов в неделю. Но это не означает, что сокращенное количество часов должно оплачиваться пропорционально отработанному времени. То есть работнику в любом случае выплачивается полный оклад или полная тарифная ставка.

Следует отметить, что ст. 92 ТК РФ предусмотрена возможность увеличить продолжительность сокращенного рабочего времени до нормальной, то есть до 40 часов в неделю, с выплатой работнику отдельной денежной компенсации. При этом продолжительность рабочего времени, а также размер компенсации и порядок ее выплаты должны быть установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором. Требуется и письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

Обратите внимание.

Чиновники Роструда подчеркнули, что увеличение еженедельной продолжительности рабочего времени только на основании письменного согласия работников, оформленного в виде дополнительного соглашения к трудовому договору, не допускается, поскольку трудовым законодательством не предусмотрено.

Повышенная оплата труда. В части 2 ст. 147 ТК РФ указан минимальный размер повышения платы за работу с вредными и (или) опасными условиями, который составляет 4 % тарифной ставки (оклада). Более высокий размер компенсации может быть установлен трудовым, коллективным договорами, локальным нормативным актом организации, отраслевыми соглашениями.

ыдачи лицам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов. Выдача этих продуктов производится в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов (предусмотренных перечнем, приведенным в приложении 3 к этому приказу), уровни которых превышают установленные нормативы.

Локальный акт, которым вводится повышенный размер оплаты труда, работодатель принимает с учетом мнения представительного органа работников в порядке, определенном ст. 372 ТК РФ.

Например, Отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 от 01.04.2013, продленным до 31.12.2018, установлено увеличение тарифных ставок от 10 до 20 %.

Дополнительный отпуск. Как предусмотрено в ст. 117 ТК РФ, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда которых отнесены к вредным 2‑й, 3‑й или 4‑й степени либо опасным, составляет 7 календарных дней.

Обратите внимание.

Трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора может устанавливаться большая продолжительность дополнительного отпуска.

Если срок соответствующего отпуска превышает минимальную продолжительность, то часть, ее превышающая, может быть заменена денежной компенсацией. Эта замена, а также порядок и размеры компенсации должны устанавливаться отраслевым (меж­отраслевым) соглашением и коллективным договором. Замена части отпуска компенсацией допускается с письменного согласия работника, оформленного в виде соглашения к трудовому договору.

Особое внимание обратим на следующий момент. Для дополнительного отпуска за труд во вредных и (или) опасных условиях в силу ч. 3 ст. 121 ТК РФ необходимо учитывать фактический стаж работы именно в таких условиях. Более подробно подсчет стажа регламентирован в Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20 (далее – Инструкция).

Согласно абз. 1 п. 12 Инструкции в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитывались лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для данного производства, цеха, профессии или должности.

Но один из работников, в стаж которого входил период, когда он трудился во вредных условиях на 0,25 ставки, обратился в Верховный суд с тем, чтобы признать данное положение Инструкции недействующим (см. Решение ВС РФ от 26.01.2017 № АКПИ16-1035).

И суд признал указанный абзац п. 12 Инструкции недействующим, руководствуясь ч. 3 ст. 121 ТК РФ: согласно этой норме при предоставлении дополнительного отпуска учитывается фактически отработанное в соответствующих условиях время, независимо от того, на полную или неполную ставку занят работник, в том числе и при условии его занятости менее 0,5 ставки.

Таким образом, сейчас данная норма Инструкции признана не соответствующей положениям ТК РФ, поскольку вводит ограничения на продолжительность подлежащего учету периода работы во вредных условиях труда в целях предоставления ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска и, соответственно, на получение его оплаты в размере, установленном трудовым законодательством. Можно сделать вывод, что в стаж работы во вредных условиях необходимо включать все фактически отработанное в этих условиях время.

Какие гарантии и кому предоставлять?

Период до 2018 года можно назвать переходным для определения условий труда на рабочих местах, так как в некоторых организациях пока действуют результаты аттестации, а в некоторых – спецоценки. Кроме того, наравне со ст. 92, 117 и 147 ТК РФ до сих пор в части, не противоречащей законодательству, применяются положения Списка и Инструкции. В связи с этим у работодателей возникает немало вопросов, с которыми мы и попробуем разобраться.

bsp;получение его оплаты в размере, установленном трудовым законодательством. Можно сделать вывод, что в стаж работы во вредных условиях необходимо включать все фактически отработанное в этих условиях время.

Вопрос:

До 01.01.2014 работникам предоставлялись гарантии и компенсации в соответствии со Списком, в том числе сокращенная рабочая неделя 36 часов. После спецоценки условий труда им был установлен подкласс 3.1, при котором такая гарантия не предоставляется. Как поступать работодателям в подобных ситуациях?

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421‑ФЗ (далее – Закон № 421‑ФЗ), которым были внесены изменения в ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, при реализации в соответствии с этими статьями компенсационных мер в отношении лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами реализуемых до 01.01.2014 компенсационных мер при условии сохранения прежних условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения этих мер.

То есть если работникам до вступления в силу новых редакций ст. 92, 117 и 147 ТК РФ и Закона № 426‑ФЗ предоставлялись гарантии и компенсации в соответствии со Списком или по результатам аттестации рабочих мест, работодатель не может снизить уровень гарантий, если условия труда на этих рабочих местах не изменялись. И если работнику в соответствии со Списком до 01.01.2014 была установлена сокращенная рабочая неделя, а изменения условий труда не произошло, сокращенная продолжительность рабочей недели должна быть сохранена.

При этом в случае установления по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте факта их улучшения, характеризуемого снижением итогового класса (подкласса) условий труда, дальнейшее предоставление занятому на данном рабочем месте работнику гарантий (компенсаций) за труд во вредных (опасных) условиях осуществляется в порядке, установленном ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ.

К сведению.

В связи с тем, что снижение уровня гарантий было отмечено, в частности, в медицинских учреждениях, Минтруд направлял Правительственную телеграмму от 19.12.2014 № 15‑0/10/П-7498, в которой обратил внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований ч. 3 ст. 15 Закона № 421‑ФЗ в части недопустимости ухудшения условий предоставления и снижения размеров компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, действовавших до вступления в силу данного закона, без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки.

Отметим, что условие о недопустимости снижения гарантий распространяется именно на работников, трудящихся до и после изменений законодательства. Работникам, принятым уже после спецоценки, гарантии и компенсации предоставляются исключительно по ее результатам.

Вопрос:

Если в организации проведена аттестация или спецоценка, а должность работника при этом включена в Список, согласно которому ему полагается дополнительный отпуск, например 10 дней, должны ли мы применять Список при установлении продолжительности дополнительного отпуска?

Четких разъяснений законодатель не дает.

На этот вопрос ответ можно найти в Решении ВС РФ от 14.01.2013 № АКПИ12-1570. Если профессия или должность работника, который имеет право на компенсацию, включена в Список и указанная в нем продолжительность отпуска больше 7 календарных дней, то при определении размера компенсации необходимо руководствоваться именно Списком.

Однако в данном случае в организации была проведена аттестация. Если же в организации провели спецоценку, то исходя из ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117 и 147 ТК РФ. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за такую работу составляет 7 календарных дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ).

Считаем, что здесь все зависит от того, получал ли работник до проведения спецоценки дополнительный отпуск в размере 10 дней. Если да, то и после спецоценки работодателю следует руководствоваться Списком. Если нет, применять Список не обязательно – надо руководствоваться ст. 117 ТК РФ и картой специальной оценки условий труда.

Вопрос:

Если работодатель не проводил ни аттестацию рабочих мест, ни спец­оценку, должен ли он предоставлять гарантии работнику, должность которого включена в Список?

В первую очередь напомним, что если в организации есть работники, включенные в Список, работодатель должен был поторопиться с проведением спецоценки.

В любом случае, как отмечено в том же Решении № АКПИ12-1570, если работодатель до настоящего времени не провел специальную оценку условий труда, это не значит, что не нужно предоставлять гарантии и компенсации тем, кто работает в должностях с вредными условиями труда, включенных в Список. Все будет предоставляться этим работникам с учетом требований, установленных в Списке.

Соответственно если в организации не проводилась аттестация рабочих мест или спецоценка, а должностей и профессий, включенных в Список, нет, то работодатель имеет право провести спецоценку до конца 2018 года.

Обратите внимание.

Непроведение работодателем специальной оценки условий труда на рабочих местах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб., на юридических лиц от 60 000 до 80 000 руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Вопрос:

Если спецоценка еще не проведена, а после аттестации рабочих мест прошло более 5 лет, должен ли работодатель продолжать предоставлять работникам гарантии?

Да, предоставлять гарантии работникам работодатель обязан. И отменить их он сможет только после принятия мер по улучшению условий труда и проведения спецоценки, по результатам которой рабочие места будут признаны оптимальными или допустимыми.

Если в организации не проводилась аттестация, наименования должности в Списке нет, а при спецоценке установлены вредные условия труда, то работодателю следует начать предоставлять гарантии в соответствии с Трудовым кодексом на основании результатов спецоценки.

***

Мы рассмотрели наиболее распространенные ситуации переходного периода в части специальной оценки. И в заключение отметим, что если условия труда на рабочих местах ваших работников по результатам спецоценки оказались изменившимися (неважно, в какую сторону), вы должны внести изменения в трудовые договоры с работниками. Сделать это можно в соответствии со ст. 74 ТК РФ, поскольку имеет место изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя: объема гарантий и компенсаций за труд во вредных и (или) опасных условиях, если работник выполняет обязанности в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. О предстоящих изменениях, а также о причинах, вызвавших их, работодатель обязан уведомить работников в письменной форме не позднее чем за 2 месяца. Причем в течение этих месяцев за работником сохраняются прежние гарантии и компенсации.

В настоящей статье рассмотрено понятие вредных и особо вредных условий труда. Уделено внимание льготам и компенсациям для работников. Также расписан порядок кадрового оформления в данном случае.

Понятие вредных условий труда

Рабочие места предприятия работодателя могут быть признаны вредными или опасными в результате проведения оценки условий. В этом случае вредным условиям труда присваивается классификация, а работодатель обязуется предоставлять сотрудникам определенные льготы и дополнительные гарантии.

Но далеко не все сотрудники и работодатели знают, какие должностные обязанности признаются вредными и что это за собой влечет. Что же такое вредные и особо вредные условия труда и какие льготы ведет за собой присвоение рабочему месту классификация вредности?

На какую доплату может претендовать кадровик,

Специальная оценка как механизм выявления вредных условий труда

Оценка вредных условий труда – это комплекс мероприятий, направленный на выявление опасных для жизни или здоровья факторов на рабочем месте и определение уровня их воздействия на человека. В результате оценки ведется учет вредных условий труда по классам и подклассам.

Специальная оценка не производится в отношении:

Порядок проведения оценки регулируется законодательно. Производить мероприятия по оценке условий труда обязаны все работодатели без исключения. Если работодатель отказывается от мероприятий по оценки трудовых условий, он нарушает требования законодательства. За подобные действия ему грозит административная ответственность.

Читайте также:

Люди, работающие на должностях, связанных с воздействием физических, биологических, химических и иных веществ, наносящих вред организму человека, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность такого отпуска не может превышать семи дней.

Однако получение дополнительного отпуска невозможно без наличия определенного стажа работы в месте, которое считается

В соответствии с действующим трудовым законодательством, работникам, которые заняты на должностях, предусматривающих отрицательное воздействие на организм, предусмотрено спецпитание за вредные условия труда . Сотрудникам выдаются лечебно-профилактические продукты.

Наиболее распространенным продуктом является молоко. Продукт выдается нормировано – 0,5 за одну рабочую смену. На собственное усмотрение работодатель вправе заменить молоко на равноценный продукт.

Сотрудникам организаций, имеющих дело с вредоносными веществами, полагается ранний выход на пенсию. Существует норма выхода на пенсию – женщины в 55 лет, мужчины в 60.

Однако люди, работающие на вредном производстве, при определенных обстоятельствах вправе уходить на пенсию на 10 или на 5 лет ранее обычного. Списки профессий, имеющих право на досрочную пенсию, утверждены Правительством РФ.

В период с 2014 по 2018 гг. работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. По ее итогам условия труда могут быть признаны (ч. 1 ст. 14 Закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ):

  • оптимальными (1 класс);
  • допустимыми (2 класс);
  • вредными (3 класс). Они в свою очередь делятся еще на 4 подкласса;
  • опасными (4 класс).

Понятно, что чем меньше класс, тем лучше для здоровья работника. А если условия труда на рабочем месте отнесены к 3 или 4 классу, то сотруднику положены определенные гарантии и компенсации.

Что значит «вредные или опасные условия труда»

Если в отношении условий труда на рабочем месте был установлен 3 или 4 класс, это значит, что работающий на этом месте человек подвергается вредным или опасным производственным факторам. При 3 классе воздействие таких факторов превышает уровни, установленные нормативами, при 4 классе - может создать угрозу жизни человека, а также привести к острым профессиональным заболеваниям (ч. 4,5 ст. 14 Закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Класс 3 делится еще на 4 подкласса: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4. Подкласс 3.1, т. е. вредные условия труда 1 степени, устанавливается, если в результате воздействия производственных факторов состояние организма человека изменяется и не успевает восстановиться к началу следующего рабочего дня (смены), что повышает риск нанесения вреда здоровью работника. А подкласс 3.4 - вредные условия труда 4 степени - означает, что из-за влияния производственных факторов у работника могут развиться тяжелые формы профессиональных заболеваний, способные привести к потере общей трудоспособности в период его трудовой деятельности (ч. 4 ст. 14 Закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Гарантии и компенсации для работающих во вредных и опасных условиях

1. Всем, у кого на рабочих местах были установлены вредные или опасные условия труда, положена повышенная оплата труда - минимум на 4% от оклада (тарифной ставки), действующего для работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ).

2. При условиях труда, относящихся к подклассу 3.3, 3.4 или классу 4, должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). При этом максимальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может быть больше (ст. 94 ТК РФ):

Но если это предусмотрено межотраслевым соглашением или коллективным договором, то указанные лимиты могут быть увеличены.

3. Всем, кто работает во вредных или опасных условиях труда (за исключением подкласса 3.1), предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ). Причем эти 7 дней нельзя заменить денежной компенсацией. Только если дополнительный отпуск работника будет больше, то за период, превышающий эти 7 дней, можно выплатить компенсацию.

03.06.2015 4:54:00

Переход к специальной оценке условий труда (далее - СОУТ), осуществляемой на базе Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ), а также принципиальные нова-ции, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации в связи с принятием Феде-рального закона "О специальной оценке ус-ловий труда”» (далее - Закон № 421-ФЗ) в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пен-сионном страховании в Российской Федера-ции» и другие законодательные акты, оз-начают окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компен-саций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатное пита-ние, дополнительные выплаты, досрочный выход на пенсию) и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.

Установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает отход от административно-распределительной «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.

Олег КОСЫРЕВ ,

Президент Межрегиональной Ассоциации
содействия обеспечению безопасных
условий труда «ЭТАЛОН»


ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ УСЛОВИЙ ТРУДА

СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые от-ношения с работодателями - физически-ми лицами, не являющимися индивиду-альными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).


СОУТ является комплексом последова-тельно выполняемых мероприятий по иден-тификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (да-лее - Классификатор) и оценке их воздей-ствия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами соглас-но Методике проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены при-казом Минтруда России от 24.01.2014 г. № ЗЗн.

Если вредные и опасные факторы не вы-явлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.

Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:

  • работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными услови¬ями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.



В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспот-ребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее - Р 2.2.2006-05), на основе которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оцен-ка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержа-лась в Р 2.2.2006-05 - документе, который по своему юридическому статусу носил реко-мендательный (необязательный) характер.

Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и их соот-ветствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или от-сутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 За-кона № 426-ФЗ позволяет снижать его в слу-чае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о сниже-нии класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну сте-пень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территори-альным органом Роспотребнадзора.

Следует обратить внимание на ст. 5 За-кона № 426-ФЗ, в которой перечислены пра-ва и обязанности работника в связи с осу-ществлением СОУТ. Так, работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться с вопросами, предложения-ми, высказывать свое мнение работода-телю (или его представителю), эксперту организации, проводящей СОУТ.


Работник обязан ознакомиться (под под-пись) с результатами проведенной на его ра-бочем месте СОУТ. Однако подпись не озна-чает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориаль-ный орган Роструда или иска в суд.

С 1 января 2014 г. изменился механизм обосно-вания и назначения компенсаций категориям работников, включенным:

  • в Список производств, цехов, профессий и долж-ностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановле-нием Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22);
  • Списки производств, работ, профессий, должно-стей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10);
  • Списки производств, работ, профессий и долж-ностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. по-становлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);
  • иные списки «льготников», предоставляющие право получения компенсаций в связи с вредны-ми и (или) опасными условиями труда.

Суть нововведений заключается в том, что нали-чие вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте конкретного работника-«списочника» теперь должно быть подтвержено в ходе СОУТ.

Важная законодательная новация - класс условий труда в ходе СОУТ устанавливается с учетом эффективности применяемых работ-ником средств индивидуальной защиты. Оцен-ка эффективности последних и их соответствия классу условий труда на конкретном рабочем месте предполагает учет комплекса параметров, в т. ч. технических характеристик средств индиви-дуальной защиты, соблюдения сроков их носки, правил хранения, применения и т.п.


РАБОТОДАТЕЛЮ СТАНЕТ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА


Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ резуль-таты СОУТ имеют широкую сферу примене-ния. Выделим наиболее важные направления:

  • установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом клас-са (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное стра-хование от несчастных случаев на произ-водстве и профессиональных заболева-ний;
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • оценка уровней профессиональных ри-сков;
  • решение вопроса о связи возникших за-болеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных за-болеваний;
  • обеспечение работников СИЗ, оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организация обязательных предвари-тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • обоснование финансирования меро-приятий по улучшению условий и охра-ны труда, в т.ч. за счет средств ФСС России.


В таблице 1 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работода-телю по результатам СОУТ. При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований госу-дарственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральны-ми законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от не-счастных случаев на производстве и профес-сиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсион-ный фонд Российской Федерации, Фонд со-циального страхования Российской Федера-ции, Федеральный фонд обязательного ме-дицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представи-телями указанных государственных структур.

Таблица 1. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ


Результаты специальной оценки условий труда


Расходы внутри организации

Выплаты в государственные
внебюджетные фонды


Дополнительный отпуск
(ст. 117 ТК РФ)

Доплаты
(ст. 147 ТК РФ)

Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Сокращенная
рабочая неделя

(ст. 92 ТК РФ)

Молоко и лечебно-профилактическое
питание

(ст. 222 ТК РФ)

Медосмотры
(ст. 213 ТК РФ)

Обеспечение СИЗ
(ст. 221 ТК РФ)

Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда
(ч.2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ)


Как известно, необходимость разработ-ки Закона № 426-ФЗ возникла после допол-нения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязан-ность работодателя уплачивать в ПФР стра-ховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на рабо-тах с тяжелыми и (или) вредными условия-ми труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по резуль-татам СОУТ, проводимой в порядке, уста-навливаемом отдельным федеральным за-коном.

С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополни-тельные страховые тарифы дифференцирова-ны в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (табл. 2).


Таблица 2 . Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР в зависимости от класса условий труда на рабочих местах


Класс
условий
труда

Подкласс условий
труда
Дополнительный
тариф страхового взноса

Опасные
4 8%
Вредные 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%

Допустимые
2 0%

Оптимальные
1 0%

Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опас-ные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест - тем выше сумма дополни-тельных отчислений.

По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ (компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15% от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.


Другие компенсации работникам, за-нятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращен-ная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам усло-вий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улуч-шение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ


До тех пор пока на рабочем месте не про-ведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вред-ных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств. Это касается также работни-ков, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.

Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден-ных результатами СОУТ, гарантии и ком-пенсации работникам не устанавливают-ся. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не использу-ются.

Новый порядок их установления на осно-ве результатов СОУТ представлен в табл. 3.

Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в раз-мере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем за-нятым во вредных и (или) опасных усло-виях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) опреде-ляется работодателем с учетом мнения пред-ставительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию - ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.


Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше - его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.


Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3.3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).

Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачивае-мого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и ины-ми особыми условиями труда» Д, по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.

Добавлены принципиальные новации - возможность монетизации части дополни-тельного отпуска (превышающей семиднев-ный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования про-должительности смен при сокращенной ра-бочей неделе. Прежде такой практики не существовало.

Следует подчеркнуть, что ТК РФ допу-скает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работни-кам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:


  • имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдель-ного соглашения к трудовому договору;
  • порядок и условия корректировки, раз-меры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглаше-нии, участником которого является ор-ганизация;
  • в коллективном договоре (на уровне ор-ганизации) закреплены согласованные работодателем и представительным ор-ганом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в орга-низации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

ДОСРОЧНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ


В отношении прав работника на досроч-ную пенсию, как и с другими компенсациями «за вредность», применяется единый подход: пока на рабочем месте не проведена СОУТ в соответствии с Законом № 426-ФЗ, все льго-ты, гарантии и компенсации в отношении тех рабочих мест, для которых они были установ-лены ранее, сохраняются.

Обязанность по финансированию до-срочных трудовых пенсий, назначаемых тем, кто выработал определенный стаж во вред-ных и (или) опасных условиях труда, возла-гается на работодателей, имеющих соответ-ствующие рабочие места. Поэтому учет льготного пенсионного стажа увязан с упла-той работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.

Важно иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ лицам, которые заняты или впредь будут устраиваться на рабочие места, по состоянию на 1 января 2014 г. дававшие право на досрочную пенсию (в т. ч. на рабочие места; условия труда на которых по результатам АРМ, проведенной в со-ответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми), «льготный пенси-онный стаж» будет засчитываться при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам до осуществления на данных рабочих местах СОУТ.


В соответствии с новой (действующей с 1 января 2014 г.) редакцией п. 3 ст. 27 Феде-рального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О тру-довых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2013 г. тем категориям работников, которые согласно подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ранее имели право на государственную досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, стаж, дающий на нее право, будет засчитываться при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ (на что уже указывалось выше);
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.


Если по итогам СОУТ будет установлен класс условий труда, не дающий право на до¬срочную пенсию (не соответствует определениям, содержащимся в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), то исчисление «вредного» стажа замораживается. Его исчисление может быть продолжено даже спустя годы в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда. Предполагается, что при частичном специальном стаже досрочная трудовая пенсия по старости будет назначаться пропорционально исходя из его продолжительности.

В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон №75-ФЗ) внесены до¬полнения. В частности, даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досроч¬ному негосударственному пенсионному обеспечению».

Согласно ст. 3 Закона № 75-ФЗ досрочное негосударственное пенсионное обеспечение - это вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона №173-ФЗ, в связи с занятостью на определенных подп. 1-18 п. 1 ст. 27 названного Закона работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам СОУТ признаны вредными и (или) опасными.

В настоящее время на общественное обсуждение вынесены проекты постановления Правительства РФ «Об утверждении Типовых пенсионных программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и приказа Минтруда России «Об утверждении Типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения». Планируется, что с 1 января 2015 г. лицам, указанным в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости работодатель сможет предлагать переход (вступление) в негосударственную систему досрочного пенсионного обеспечения. Разумеется, такой переход может быть осуществлен только с письменного согласия работника и при соблюдении требований законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а размеры - снижены при условии сохранения соответствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.

Таблица 3. Условия предоставления компенсаций работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда

Норма ТК РФ Новая редакция
Основание для коррек-тировки компенсаций

Возможность корректировки компенсаций

Статья 92
Продолжительность рабочего времени по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.3 и выше),
- не более 36 ч в неделю.

Отраслевые
(межотрас-левые) соглашения и коллективные
догово-ры,
а также письменное согласие работника.


Продолжительность рабочего
времени может быть увеличена
до 40 ч в неделю с выплатой
денежной компенсации

Статья 94

Максимально допустимая
продолжитель-ность ежедневной
работы (смены)
не может превышать:
- при 36-часовой рабочей
неделе - 8 ч;
- при 30-часовой рабочей неделе
и менее - 6 ч.

Максимально допусти мая продол-жительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена:
- при 36-часовой рабочей
неделе - до 12 ч;
- при 30-часовой рабочей
неделе и менее - до 8 ч.
Статья 117
Продолжительность ежегодного дополнитель-ного оплачиваемого
отпуска по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда
(класс 3.2 и выше), - не менее
7 календарных дней.
.

Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышаю-щая семь дней, может быть заменена денежной компенсацией
Статья 147
Размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными
условиями труда (класс 3.1) -
не менее 4%.


По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», при увеличении рабочей смены с 36 до 40 ч работник в течение одного года получает компенсацию, превышающую месячный оклад. С учетом монети-зации части дополнительного отпуска ее годовой размер увеличивается до двух дополнительных месячных окладов. Представляется, что многие работники предпочтут монетизацию компенсаций.

Условия труда – это все те факторы, которые оказывают влияние на работника, окружающая его среда на производстве или месте работы, сам трудовой процесс. Вредными для человека считаются такие условия труда, которые неблагоприятно воздействуют на работающего человека, а при достаточной длительности или интенсивности работ вызывают даже различные профессиональные заболевания.

Какие условия труда считаются вредными?

Опасные и вредные условия труда могут вызывать также полную или же частичную нетрудоспособность, обострение соматических и других заболеваний, сказаться на здоровье потомства. Классификация вредных условий труда проводится по степени вредности.

  1. Первая степень: условия труда вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при длительном прерывании контакта с вредными факторами.
  2. Вторая степень: условия труда вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие к проявлениям профессиональных заболеваний после длительной работы (свыше 15 лет).
  3. Третья степень: условия труда вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям, временной утрате трудоспособности непосредственно в период трудовой деятельности.
  4. Четвертая степень: условия труда вызывают тяжелые формы профессиональных заболеваний, рост хронических заболеваний, полную утрату трудоспособности.

Существует стандартный перечень вредных работ. Чтобы определить, являются ли условия труда вредными, нужно обратиться к соответствующему документу. Существует Приказ Минздравсоцразвития России № 46н от 16 февраля 2009 г. «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания». Некоторые должности, работа на которых является вредной, указываются и в трудовых договорах конкретных предприятий.

Согласно статье 57 ТК РФ в случае, если характер работы предусматривает наличие вредных или опасных условий труда, то в трудовом договоре обязательно должны быть указаны следующие сведения: специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы. При этом если с выполнением работ связано предоставление компенсаций и льгот или наличие ограничений, то их наименования должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках.

  • режим рабочего времени, если он отличается от общих правил, установленных у данного работодателя;
  • условия оплаты труда, доплаты и надбавки за опасные условия труда с указанием их характеристик.

В соответствии со статьей 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Но статья 92 ТК РФ предусматривает, что работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

При этом согласно статье 94 ТК РФ для работников, занятых на вредных и опасных работах, установлена максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены), которая не может превышать:

  • при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов;
  • при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

В трудовом договоре может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с установленной статьей 94 ТК РФ, при соблюдении норм статьи 92 ТК РФ и определенных законом гигиенических нормативов условий труда.

Перечень вредных профессий

В перечень вредных профессий были включены следующие должности:

  • сотрудники предприятий горнодобывающей промышленности;
  • работники металлургических производств, добывающие черные и цветные металлы;
  • лица, занятые на производстве коксохимических, коксовых и термоантрацитовых веществ;
  • работники, производящие генераторный газ;
  • граждане, трудящиеся над созданием динасовых изделий;
  • сотрудники химических компаний;
  • лица, имеющие дело с порохом, снаряжением для боеприпасов, а также инициирующими и взрывчатыми веществами;
  • сотрудники предприятий по переработке нефти и газа, а также сланца, угля и газового конденсата;
  • лица, принимающие участие в металлообработке;
  • граждане, трудящиеся на электротехническом производстве и занимающиеся ремонтом электротехнических приспособлений;
  • сотрудники, уполномоченные на изготовление радиоаппаратуры и электроники;
  • работники, производящие строительные материалы;
  • лица, работающие над созданием предметом из стекла и фарфора;
  • граждане, изготавливающие объекты из искусственного и синтетического волокна;
  • сотрудники, занятые на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности;
  • персонал, работающий над созданием лекарственных препаратов, медицинских и биологических средств и материалов;
  • лица, осуществляющие трудовые обязанности в организациях здравоохранения;
  • граждане, принимающие участие в полиграфическом производстве;
  • сотрудники транспортных служб;
  • работники, имеющие дело с радиоактивными веществами, подвергающиеся негативному воздействию ионизирующего излучения;
  • лица, работающие на предприятиях атомной энергетики и атомной промышленности;
  • граждане, занимающиеся водолазными работами;
  • электросварщики и газорезчики, выполняющие свои трудовые обязанности внутри баков, резервуаров или судовых отсеков;
  • сотрудники, работающие с опасными микроорганизмами;
  • работники, участвующие в процедурах травления металла в опасных растворах;
  • лица, осуществляющие очистку металла или металлических деталей посредством кварцевого песка;
  • персонал ртутных подстанций;
  • граждане, работающие на энергопоездах и электростанциях;
  • сотрудники предприятий пищевой промышленности;
  • работники кинокопировальных организаций;
  • лица, проводящие строительные, реставрационные и ремонтные работы;
  • персонал предприятий, оказывающих услуги связи;
  • граждане, осуществляющие агрохимическое обслуживание сельскохозяйственных организаций;
  • сотрудники, проводящие обучение массовым профессиям, которые трудятся в организациях химической, угольной и горнорудной промышленности;
  • паяльщики, гасильщики извести, слесари и вулканизаторщики, кочегары, лакировщики и машинисты.

Льготы для работников, занятых на вредном производстве

Статья 117 ТК РФ предусматривает право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск для работников, которые заняты на работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и других факторов.

  • в зонах радиоактивного заражения;
  • на подземных и открытых горных работах в разрезах и карьерах.

Минимальная продолжительность такого отпуска должна составлять семь календарных дней. Его конкретная продолжительность в зависимости от класса условий труда должна определяться соответствующими инструкциями.

Дополнительный отпуск предоставляется работникам, если они в рабочем году фактически проработали во вредных и опасных условиях труда не менее 11 месяцев. Если же отработано меньше, дополнительный отпуск предоставляется пропорционально отработанному времени. Для получения дополнительного отпуска за вредные условия труда требуется наличие стажа работы с вредными условиями, причем сюда включается лишь фактически отработанное в данных условиях время.
Согласно статье 126 ТК РФ, замена такого дополнительного отпуска денежной компенсацией не допускается, ее выплата возможна лишь при увольнении работника.

Если работник имеет право на получение дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда по нескольким основаниям, отпуск предоставляется по одному из этих оснований.

В стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда, не включаются:

  • период временной нетрудоспособности;
  • время отпуска по беременности и родам;
  • время выполнения государственных и общественных обязанностей.

Оплата труда работникам с вредными условиями труда

Статья 147 ТК РФ устанавливает, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством.

Постановлением Правительства РФ № 870 определен минимальный размер такого повышения - не менее 4% тарифной ставки (оклада) по сравнению с нормальными условиями труда. Более конкретные нормы устанавливаются ведомственными нормативными актами, отраслевыми соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.

Кроме того, среди льгот - регулярные медицинские осмотры,которые являются обязательными и периодическими.

Для занятых на вредных производствах законодательством предусмотрены и ежедневные осмотры, которые должны проводиться и в начале рабочего дня, и в течение или в конце смены. Перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок их проведения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 № 302н. Это работы на высоте, верхолазные работы, различные виды геологоразведочных и строительных работ, в том числе, в горных районах, работы связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работа под водой, различные подземные работы.

Полный перечень производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок их проведения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 № 302н. Согласно части 1 статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (психиатрическое освидетельствование) или если были выявлены медицинские противопоказания для его работы во вредных и (или) опасных условиях труда. Если же работник не прошел медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему в соответствии с частью 3 статьи 76 ТК РФ оплачивается время отстранения как время простоя.

Ограничение труда во вредных условиях согласно статье 253 ТК РФ установлены для несовершеннолетних граждан и женщин.

Перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается труд женщин, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162.

Главные ограничения - это ограничения на применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением не физических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию, запрет на применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Для несовершеннолетних существуют также определенные ограничения на работы с вредными и опасными условиями. Это подземные работы или причиняющие вред здоровью и нравственному развитию (торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами и их перевозка, игорный бизнес, ночные клубы), работы, связанные с передвижением тяжестей.

Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами предусмотрено статьей 212 ТК РФ, согласно которой эти средства должны быть предоставлены работодателем за его счет, а перед этим пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия.

Средства индивидуальной защиты выдаются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Этим же приказом установлены нормы и условия выдачи молока - 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности. По желанию работника выдача молока и других равноценных продуктов может быть заменена компенсационной выплатой.

Льготная пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может назначаться ранее установленного для всех возраста мужчинам в 50 лет и женщинам в 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Мужчинам в 55 лет и женщинам в 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет при наличии страхового стажа соответственно 25 и 20 лет.
Если срок работы во вредных условиях составляет менее половины указанного срока, но при этом есть требуемая продолжительность страхового стажа, то льготная пенсия тоже назначается, но с уменьшением базового возраста:

  • в первом случае на 1 год за каждый полный год работы во вредных условиях;
  • во втором случае на 1 год: для мужчин - за каждые 2 года и 6 месяцев вредной работы, для женщин - за каждые 2 года вредной работы.

Другие льготы при назначении пенсий, которые зависят от конкретной профессии, продолжительности рабочего времени и стажа работы.