Как делают фейерверки для московских салютов. Как делают фейерверки

Салютом это называть не совсем верно. На самом деле салют - приветствие выстрелами (из винтовок, но чаше из орудий). А когда красиво в небе - это фейерверк. Два термина часто смешивают. Кстати, смешивают и на деле: артиллерийский салют может сопровождаться праздничным фейерверком.

Общая схема устройства заряда выглядит следующим образом: оболочка, порох, включения элементов для создания изображения, заряд и фитиль.

Рассмотрим подробнее.

Изготовление фейерверка начинается с корпуса. В последнее время в качестве материала для него чаще всего используют пластик. К нижней части корпуса приклеивают главный шнур, по которому будет проходить искра к заряду.

В центре будущего салюта расположен отсек, который заполняют порошковой взрывчаткой – именно она будет обеспечивать первый уровень взрыва. После заполнения отделение запечатывают, чтобы его содержимое не смешивалось с внешним слоем. В последний засыпаются так называемые звёзды – взрывчатка с содержанием магния (даёт белую вспышку), медными солями (синий цвет), древесным углем (оранжевый) и другими добавками для создания разноцветных искр в небе. Для большего эффекта к мелкодисперсной взрывчатке добавляют так называемые «кометы» - небольшие заряды с другим визуальным эффектом. Вся эта гремучая смесь засыпается строго рассчитанным количеством пороха.

Если фейерверк задумывается как сложное, например, двухкомпонентное шоу, то количество отсеков увеличивается. Между ними устанавливают амортизатор из гофрированного картона, который необходим для создания задержки между взрывами. Второй, равно как и все последующие отсеки, заполняются аналогичным образом (в соответствии с пожеланиями заказчика).

В одном снаряде располагаются несколько различных отсеков, которые отделяют разные зоны заряда друг от друга. Это необходимо для того, чтобы создавать ступенчатые вспышки. В итоге получается вытянутая по одной из осей «бомба», к которой сверху приклеивается крышка из того же пластика, что и весь остальной корпус.

Готовый снаряд оборачивается бумагой, а также дополняется небольшим пакетиком с порохом, который будет служить подъёмным зарядом. К нему присоединён шнур, поджигаемый при запуске фейерверка. Этикетка с международной цветовой маркировкой помогает определить размер заряда, а надписи на ней – используемые компоненты, определяющие внешний вид взрыва. Зачастую для безопасности транспортировки снаряд поставляют сразу с пусковой трубой (если это позволяет их размер).

Проход на территорию контролируется строго: пиротехника далеко не исчерпывается праздничными шоу, и фейерверки в ФНПЦ «НИИ прикладной химии» изготавливают на тех же линиях, на которых идет производство светошумовых гранат для полиции, противоградовых зарядов для МЧС, дымных завес для военных. Пиротехнический заряд похож на артиллерийский: десятки отдельных компонентов измельчаются, смешиваются и прессуются в «звездки» — таблетки из горючей смеси, инертного наполнителя и цветопламенных добавок. Их покрывают воспламенительным составом и вместе с разрывным зарядом помещают в пластиковый или картонный шар, снабженный вышибным зарядом для взлета.

Каждый состав, с которым работают машины и станки, предварительно испытывается на взрывоопасность при ударе, трении и других воздействиях. В соответствии с этой оценкой организуется процесс производства, включая количества замешиваемых веществ. Поэтому даже случайное воспламенение одного компонента не создаст угрозы полномасштабного взрыва: жизнь на пороховой бочке требует относиться к безопасности с полной серьезностью.

Для получения синего и голубого традиционно используют соли меди. Желтый цвет дает горение натрия, зеленый — бария. Фиолетового цвета можно добиться, смешав соли меди и стронция.

Перед тем как запустить линию, персонал покидает цех и запирает бронированные двери. Толстые стены готовы выдержать удар, а одна из них — или крыша — сооружается ослабленной и в случае взрыва даст его энергии высвободиться в безопасном направлении. Такие меры позволяют работать со всеми классами пиротехники, которых по действующему сегодня ГОСТу Р 51270−99 выделяется пять, в зависимости от потенциальной опасности. Каким бы ни было желание «бахнуть» что-нибудь помощнее, пиротехника третьего класса — это максимум, доступный в продаже. Изделия четвертого и пятого классов используются только силовиками или аттестованными специалистами, а их применение напоминает военную операцию.

Минометный огонь

Профессиональные салюты, к которым мы привыкли на праздниках, запускаются из мортир, чаще всего стекловолоконных и рассчитанных на определенное количество запусков, но иногда и металлических. Подготовка орудия к выстрелу — задача не самая сложная, но если представление продолжается десятки минут и требует тысяч залпов, понадобятся многие часы работы. Поэтому мастера стараются использовать фейерверочные системы с электронным управлением и мобильными мортирами на колесных платформах. Комплексы, которые создает работающая в том же Сергиевом Посаде компания «Пиро-Росс», позволяют подготовиться заранее, а приехав на место, развернуть все необходимое для долгого салюта всего за полчаса.


Самый мощный калибр из арсенала НИИПХ — 310-миллиметровый. Масса такого снаряда составляет около 18 кг, а номер калибра приблизительно соответствует высоте его подъема. Сценаристы, готовящие салют, варьируют использование разнокалиберных зарядов, создавая целые световые полотна. Одни, взрываясь, разбрасывают огненные вспышки равномерной сферой, другие разлетаются кольцами: все определяется тем, как именно заложены пиротехнические таблетки. Точно скоординировав время их сгорания с высотой подъема снаряда, можно изобразить в воздухе даже сердце, хотя в целом управляемости в полете нет: огонь ближе не к артиллерийской стрельбе, а к минометной. Добиться определенной стабилизации снаряда можно, однако это сделает каждый залп слишком дорогим удовольствием. По словам разработчика из НИИПХ Дмитрия Киселева, ни одно из средств управления полетом — от перьевых стабилизаторов и дистанционных радиовзрывателей до использования беспилотников — пока что в пиротехнике себя не оправдывает.

Огонь ведут пиротехнические мортиры калибрами 60, 75, 105, 195 и 310 мм, а также не так давно появившиеся 125 и 150-миллиметровые.

Плюс цвет, минус звук

Традиция устраивать фейерверки пошла из Китая, хотя делать их разноцветными научились лишь итальянские мастера Возрождения, которые стали смешивать порох с металлической крошкой. В основе составы в пиротехнических «звездках» остались прежними до сих пор: порох (селитра, древесный уголь и сера в пропорции 75:15:10), инертное связующее (например, производное крахмала — декстрин), окислитель (нитраты, перхлораты) и комбинация металлических солей (меди, стронция, магния и т. д.).


Серебристое и белое свечение создают алюминий, магний или титан, светящиеся особенно ярко. Алюминий к тому же горит с эффектным снопом искр.

Горение превращает металлы в плазму, которая излучает фотоны характерной длины волны. Смешивая разные соединения, можно добиваться почти любого нужного оттенка, а используя более энергоемкие заменители пороха — создавать высокую температуру и усиливать их яркость. Впрочем, важен баланс: слишком разогретые металлы уже не будут давать выраженных цветов. Особенно заметна эта тонкость для синего, который получают на основе соединений меди, чувствительных к температуре. Поэтому синие цвета салютов смотрятся не так ярко, как, скажем, оранжевый, а химики продолжают искать оптимальные смеси для получения «настоящего синего».

Традиционный взрывной заряд состоял из дымного пороха. Сегодня часто используются более мощные и не такие дымные взрывчатые вещества, такие как разработанный в НИИПХ «состав 3547».

Еще актуальнее проблема снижения дымности: это позволяет сократить время между отдельными залпами и сделать салют более эффектным. Дым остается востребован лишь в довольно экзотической области дневных фейерверков, хотя в большинстве своем они не идут ни в какое сравнение с традиционными, рассчитанными на темное ночное небо. На дневном ярко-голубом фоне многие цвета смотрятся далеко не так эффектно, тем более что создавать их приходится не огнями, а окрашенным дымом, который выбрасывают пиротехнические заряды на высоте — примерно так, как это делается при постановке дымовых завес.


Горение окиси висмута дает громкий треск, а свиста добиваются горением состава, выделяющего большое количество газа, который вырывается через узкую трубку.

В тишине и на воде

С тех пор как получение нужного оттенка перестало быть проблемой, все большее внимание уделяется побочным форсовым эффектам — трассовым следам, которые оставляют динамические элементы, заложенные в пиротехнический заряд. «Сегодня используются комбинации, позволяющие создавать и мерцающий хвост-глиттер, и «парчу» легких, медленно оседающих искр, которой любят заканчивать салюты, — говорит Дмитрий Киселев. — Разновидностей «форсов» тысячи». Востребованы и малошумные салюты, более безопасные для птиц и людей. Громкость пиротехники нередко превышает 150 децибел, вполне способных повредить слух. И хотя полностью бесшумным взрыв быть не может, приемлемыми считаются те, что не создают грохота выше безопасного уровня.

Впрочем, даже тихими салютами специалиста не удивишь, и для Дмитрия Киселева самым запоминающимся стало шоу, показанное на фестивале фейерверков в 2015 году, когда итальянские мастера использовали плавучие пиротехнические элементы. «Вспышки отражались в воде, это было особенно красиво, — объясняет Дмитрий. — Мы изготовили несколько опытных образцов, но пока заказов не было, до испытаний дело не дошло».


Испытания, похоже, можно указывать среди бонусов для соискателей этой работы: салюты здесь запускают бесплатно, регулярно, часто — первыми в мире. «Каждая партия проходит проверку, кроме того, испытываются образцы», — объясняет Дмитрий Киселев. Сам же он куда больше ценит в своей работе разнообразие. После успешного использования осадковызывающих патронов против лесных пожаров это направление стало высоко востребованным, и химики НИИПХ ищут для них более эффективные составы. Разрабатываются продукты даже для рыболовов: разбросав вокруг косяка рыбы светошумовые заряды, его можно легче загнать в сети. Пиротехника далеко не исчерпывается праздничными шоу.

Салюты - это красивое огненное действие в ночном небе, которое достигается применением специальных пиротехнических зарядов, выстреливаемых залпами из орудийных или специальных салютных батарей. Слово «салют» произошло от французского salut, которое, в свою очередь, от латинского salus - «приветствие».

Чтобы узнать, как делают салюты , мы побываем в 449-м салютном дивизионе Московского военного округа, который с 1967 года обеспечивает проведение салютов в Москве.

Вечером 23 февраля московское небо озарили залпы 72 салютных установок, сопровождаемые оглушительными выстрелами 18 пушек ЗиС3, действия которых координировались компьютерной программой.

В настоящее время на вооружении 449-го салютного дивизиона находятся салютные установки четырех калибров - от 100 до 310 миллиметров, в том числе и новейшие установки калибра 125 мм, которые салютный дивизион получил два года назад.

Это 195 мм снаряды. Каждый имеет определенную маркировку и цветовую гамму:

125 мм салютные снаряды:

310мм снаряд «Алиса». Взрывы именно этих красавиц можно было наблюдать 23 февраля над Москвой:



Пусковая установка представляет собой ряд труб различного диаметра и подключение зарядных электро-клемм:

Чтобы зарядить всю установку у бойцов уходит около часа:

Офицеры внимательно следят за процессом подготовки и дают необходимые комментарии:

Последние приготовления к пуску:

Пульт запуска нового образца.От использования компьютеров отказались - не выдерживают погодных условий. А этот можно и в ручную запустить при необходимости:

А вот так это выглядит в небе. Естественно, днем смотрится не очень:

Вот с этих машин и производится салют. Салютная!

Далее показательные стрельбы батареи пушек ЗиС3 холостыми снарядами. Именно они создают звуковой эффект для салютных пусков. Без них огненное действие в ночном небе было бы тихим, как при фейерверках. Эти пушки сохранились и используются со времен ВОВ:

Артиллеристы.Между прочим на улице около -26 градусов:

Залп из 9 орудий:

Вылетающие гильзы, дым, запах пороха:

Снова залп. Все присутствующие открывают рты, что бы не получить контузию. Ребятам, я думаю совсем, тяжело:

Службу в части проходят обычные солдаты срочной служба, рассказывают что служба идет легко:

18 пушек обеспечивают звуковую поддержку салюту на территории всей Москвы!

Чаще всего высотный фейерверк используют как центральный момент пиротехнического шоу. Он становится апогеем, взрывом для напряженной публики. Высотный фейерверк отличается большой стоимостью, поэтому его стараются не использовать на рядовых празднествах, а на шоу, приуроченных к какому-либо грандиозному событию.

Этого типа самые большие, заряд может взлетать на высоту более трехсот метров. Имеют калибр от 50 до 250 мм, выстреливают из многоствольных пусковых установок минимум на 70 метров. Диаметр эффекта – от 50 до 400 метров, в зависимости от калибра многоствольной пушки (мортиры).

Как действуют высотные фейерверки? Мортира выстреливает заряд, так называемый "салютный шар ", вертикально вверх, поднявшись на расчетную высоту, изделие разрывается с громким хлопком, разбрасывая горящие элементы, которые, в свою очередь, создают различные рисунки (цветы, символы и т.п.). Существует два основных типа салютных шаров . Первый тип - более простой: заряд находится в самом центре шара, он создает салют округлой формы. Профессионалы назвают такой заряд «дробящаяся хризантема». В салютных шарах второго типа разрывные слои чередуются с горючим веществом. В результате салют может несколько раз поменять цвет. Получается цветовая волна, идущая из центра. Второй тип салютных шаров имеет множество вариаций с разнообразными эффектами: "букет", "плакучая ива", "огненная парча" и т.д., вплоть до фантастических "огненных драконов", которые летают зигзагами по всем небу с грохотом и искрами.

Данный тип фейерверка вы не купите в местах продажи салютов – это профессиональная пиротехника. Демонстрация этого чуда пиротехнического искусства производится только специальными организациями, имеющими соответствующие лицензии, т.к. для его проведения требуется специализированное профессиональное оборудование и подготовленный персонал. Каждое такое представление готовится заранее, и всегда становится уникальным и красочным спектаклем. Сюжетная линия выбирается в зависимости от празднуемого события – городской праздник, концерт, свадьба, день рождения, юбилей, корпоративный праздник.

Чтобы шоу прошло гладко, учитываются следующие факторы: сюжет, декорации (место и условия проведения), количество и контингент зрителей. Компания, предстоставляющая услуги, разрабатывает подробный сценарий пиротехнического шоу. Компьютерное управление позволяет синхронизировать запуск фейерверков с музыкальным оформлением. Безусловно, ключевое значение имеет сумма, которую готов потратить заказчик, т.к. цена на высотные фейерверки очень велика. Но независимо от бюджета, квалифицированный специалист сможет создать красочное шоу, которое надолго запомнится участникам.

Таблицу Менделеева наверняка видели все без исключения. Многие из этих элементов и самых разнообразных веществ доступны и необходимы пиротехникам в их работе, чтобы создавать взрывные, неповторимые, по-настоящему грандиозные по размаху и цветовой палитре фейерверки. Для получения определенного светового эффекта или пламени всевозможных цветов нужно точно и грамотно поместить каждый ингредиент в состав будущего фейерверка . Если вам интересно, из каких «ингредиентов» профессионалы своего дела готовят фейерверк, чтобы каждый из них был неповторимым, ярким и завораживающим, тогда эта статья специально для вас.

Итак, вот список всевозможных химических составляющих для создания фееричного пиротехнического коктейля:

  • добавление алюминия в состав позволяет добиться максимально яркой и насыщенной белизны и серебра в пиротехническом ансамбле.
  • Барий нужен для получения ярких зеленых огней и является необходимым ингредиентом для процессов стабилизации определенных составляющих элементов с высокой летучестью.
  • Углерод - это порошкообразное вещество, применяющееся для поджигания снаряда. Кстати, с этой задачей отлично справляются сажа, крахмал и - только представьте - обычный сахар.
  • Кальций в составе фейерверка позволяет окрасить огни в очень красивый апельсиново-оранжевый цвет.
  • Хлор используется в пиротехнике как окислитель, а также он - обязательный компонент для солей металлов, которые участвуют в воспроизведении какого-либо определенного цвета.
  • Цезий также играет роль в окислительных процессах, и позволяет добиться глубокого и красивого цвета индиго.
  • Использование галогенидов меди обусловлено необходимостью создать всю палитру синевы, а обычная медь дает необычный иссиня-зеленый цвет.
  • Чтобы получить искру в заряде, в состав пиротехнической смеси добавляется железо.
  • Красивый розово-фиолетовый цвет образуется при добавлении в состав калия. В процессах окисления используются также и соединения калия.
  • Карбонат лития - незаменимый пигментный элемент в составах некоторых пиротехнических смесей. Литий дает ярко-красные огни.
  • Магний в фейерверке горит белоснежным цветом и позволяет добиться эффектного искрящегося водопада, и, подобно сурьме, используется для придания максимального блеска.
  • Натрий, если его не разбавить как положено спокойными оттенками, дает невероятно интенсивный желтый цвет.
  • Незаменимым элементом, входящим в состав топлива фейерверка, является фосфор, имеющий такие полезные свойства, как быстро сгорать в воздухе и необычайно ярко сиять в темноте.
  • Окислители в пиротехнике нужны для выделения кислорода, который дает более эффективное горение. Также кислород часто требуется для создания какого-либо цвета.
  • Рубидий дает возможность получить красочные красные и фиолетовые цвета.
  • Важнейший ингредиент, позволяющий запустить фейерверк в небо - сера. Сера является составляющей дымного пороха.
  • Стронций применяется для получения в ансамбле фейерверка огней красного цвета, цинк - для создания голубовато-белых огней, а для того, чтобы любоваться россыпью красивейших серебряных искр добавляется титан.